Во Святый и Великий пяток

СЛОВО

ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК.

Мы проповедуем Христа распята;
Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие.

1. Корин. гл. 1. ст. 23.

Предлежащая пред очами нашими сия мертвая плоть, не знаю, слов ли источником есть или молчания. Ибо разсуждая столь странное и от век не слыханное позорище, чтоб видеть Сына Божия висящаго на кресте; а притом помрачаемо солнце и все естества законы изменяемы, надобно бы с самым сильным чувствием сердечной горести, молчанием запечатать нам уста свои, и только бить в перси со оными у Луки поминаемыми, которые своими глазами видели позор сей.1 Но с другой стороны сего небеснаго Учителя верный ученик и избранный сосуд и сам проповедует, и нам велит велегласно проповедывать распятаго Христа; да и сего не седящаго одесную отца во светлостях святых, не окружаемаго чины Ангельскими, но висящаго на кресте, точащаго из ребр своих кровь и отягощаемаго руганиями; и сего распята.

Но о нещастливых нас проповедников! Сия, которую мы более всего проповедовать должны, спасительная мира смерть, Иудеем есть соблазн: сия во искуплении нашем сокровенная Божия премудрость, Еллинам кажется безумие: сей претвердый веры камень другим есть претыкание: сей пресветлый истинны свет иным есть ослепление.

Но пускай соблажняется Иудей; пускай смеется язычник. Нам смерть Иисусова есть первая похвала, и мы паче Египетских сокровищ почитаем поношение Христово. Но ко утверждению благочестивыя нашея веры кратко разсмотрим, что Иудеев и Еллинов столь много смущает? А ты Сыне и Слове Божий простертымы Твоими на кресте руками наше намерение благослови!

Когда воображаем порядок предвечных Божиих советов и разсуждаем слабость человеческаго ума: тогда ясно усматриваем, что яко же отстоит небо от земли, тако отстоит путь Божий от путей наших, и помышления человеческая от мыслей его. 2 Вот Иудеи о смерти Христовой соблажняются, и котораго во пророчествах своих почитали; того умирающаго за них презирают: а то потому, что больше хотят верить своим страстным разсуждениям, нежели покорить себя глубине премудрости Божия. Но мы, благословеннии Христиане! в смерти сей находим тайныя судеб Божиих пути, и очами веры усматриваем в ней Божественную силу от высокоумных скрытую, а младенцам открываемую.

Иудеи воображали себе, что ожидаемый ими Христос будет сильный и храбрый, да храбростию телесною, какую например имел Сампсон, или Македонский Александр. И как они тогда находились под владением Римским: то ласкали себя, что Мессия воинскою рукою избавит их от сего тяжкаго ига, и зделает их в свете так славными, какие были Мякедоняне, а после Римляне. Но как сего в том, который не имел, где главы приклонить,3 ни мало не усматривали, то соблажнялися. Вот плотское разсуждение! Они видно за ничто поставляли духовную силу и славу, которая состоит не в пролитии крове, не во взятии городов, не в опустошении земель, но в переменении внутренняго человека, чтоб победить страсти, потоптать плотския склонности, и не радоваться тогда, когда духи нам повинуются, но когда имена наша написана суть на небесех.4

Но мы сего, не имеющаго где главы приклонити, исповедуем, что он носит всяческая глаголом силы своея.5 Мы сего мужа болезней и сего уязвленнаго признаем за славы Господа, и безчеcтием его превозносимся: язвою бо его мы вси исцелехом.6 Знаем мы, что его мышца с силою, крепка рука его и вознесенна десница его;7 но благоволил он смирить себя, и сим таинственным истощанием избавить нас не от ига Римскаго, но от ига греха, от ига гнева Божия, и зделать нас славными в царствии своем, зделать сынами воскресения.

Иудеи думали, что Мессиа будет богат, каков был Соломон, и удивит весь свет флотами и своими огромными зданиями. Плотския глаза ищут наружности, которая обыкновенно их поражает. Но мы в сей нищете находим сокровенное благодати богатство и с Павлом вопием: что Господь наш обнища богат сый, да мы нищетою его обогатимся.8 Мы лобызаем его пелены, почитаем вертеп, превозносим ясли и безчестием креста хвалимся. Ибо в видимых сих снисхождения Спасителева знаках усматриваем невидимую красоту.

Иудеи знамения просят, то есть, желают, чтоб Иисус Христос удивительнейшими чудесами доказал им Божество свое. О окаянный Иудей! не видел ли ты столько чудес, сколько надобно для уверения жесточайшия души? не видел ли ты больных одним словом исцеляемых, выгоняемых бесов, прозирающих слепых и востающих мертвых? не слышал ли ты, что велегласно другия вопили: николиже явися тако во Израили.9 Однако со всем тем Иудеи знамения просят; а ожесточения своего не отлагают, и все божественныя Христовы чудеса неприязненной силе приписывают.

Но мы верующии находим в Евангелии неисчислимыя знамения, которыя внутренно нас уверяют о божественном Иисуса Христа посольстве. А притом видим, что время пришествия Мессиина исполнилось, скипетр или власть владения от Иуды отнята, седьмицы Данииловы окончались, проображения совершились, и все древнейшия пророчества збылися; а сверх того языки призваны к Богу, и все народы участники стали благословения Авраамова. Могут ли быть сильнейшия сих уверения благодати Евангельския?

Иудеи защищают закон, и чрез него ищут оправдиться пред Богом; а не разсуждают несчастливые притом, что ежели человек хощет чрез закон пред судом Божиим стать праведным, надобно, чтоб он ни в малом закона преступлении обличен быть не мог. Но кто из человек такою святостию может похвалиться, а не паче с Давидом говорить: не вниди, Господи, в суд с рабом Твоим; яко не оправдится пред Тобою всяк живый?10 Ежелиб Иудеи хотели вникнуть в высокую Христианскую Богословию: то узнали бы, что закон пестун нам бысть во Христа;11 то есть, показывает токмо наши раны, а для исцеления отсылает к милосердию Избавителя.

Но мы держимся благодати, и с Павлом восклицаем, яко благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы; но по своей его милости спасе нас.12 Не отвергаем закон, но опять же не подвергаем закону благодать. Не отвергаем закон; понеже благодать подает силы исполнять его: не подвергаем же закону благодать; ибо от дел закона не оправдится пред Богом всяка плоть.13

Иудеи защищают свои кровавыя жертвы, храм и олтари; хотя и храм их разорен, и олтарь опровержен, и жертвы сами собою перестали. Да и возможно ли крови козлей или тельчей очистить грехи и приношением безсловесных животных умилостивить Божество?14 почему не обходимо надобно было Иудеем подумать, что была некая сокровеннейшая причина, для которой установил Бог приношение жертв.

Но что они оставили без испытания, то Евангелие нам открыло. Мы проповедуем жертву Единороднаго Сына Божия на Олтаре крестном за нас Богу принесенную, в которой зделалось чудное милосердия и правосудия Божия растворение. Возможно ли, чтоб Ты, небесный Отец! на жертву сию не умилился? чтоб сия пречистая Агнца Божия кровь не очистила наши грехи, и чтоб риза плоти его не была нам вместо покрывала от Твоего праведнаго гнева? ибо, по учению Павлову, Христос пришед Архиерей грядущих благ, не кровию козлею ниже тельчею, но своею кровию вниде единою во святая, вечное искупление обретый.15

Вот видим мы причины, для которых Иисус Христос Иудеем есть соблазн. Но посмотрим еще, для чего сия же Божия премудрость Еллинам, то есть, Язычникам, кажется безумие.

Еллины премудрости ищут.16 Они хотят, чтоб высокия спасения нашего тайны утверждены были на основаниях мирския Философии, следовательно хотят покорить Божию премудрость своим слабым но пышным разсуждениям. Не приятно им слышать о вере, о правосудии Божии, о спасении, а паче о кресте. По их разсуждению крест есть безчестная смерть, вера нечто несносное для вольных и на все отважных человеческих мыслей, спасение не употребительная вещь, Христос не слыханное имя, Апостол не знатной человек, проповедь его проста и с витийственными правилами несходна, вся поступка не благородна, то есть, мирской политике противна. С презрением все сие они отвергали, и слышать о том не хотели. А искали тонкостей Аристотелевых, Димосфеновых высокоречий, Архимедовых умствований; и жадно хотели слышать разсуждения о концах, о движениях, о родах, о видах, о качествах, о количествах, о существе, о случайностях и о протчем, чем языческая Философия надымалась. И в сих мелкостях столь суетный запутался язычник: что не только не искал способа умилостивить праведное божество, но и во внутренность души своея мало когда заглядывал. Но о бедный язычник! ты ли оставив большее, за сению гонишся, и других за худое осуждая, сам избежиши ли суда Божия?

Но мы, смиренные Христиане, с священным Павлом удивляемся и сознаем, яко буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая; и худородная мира и уничиженная избра Бог и не сущая, да сущая упразнит, яко да не похвалится всяка плоть пред Богом. Слово же наше и проповедь наша состоит не в спорливых человеческия мудрости словах, но в явлении духа и силы; да вера наша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет.17 Не могу я изъяснить Евангельския истинны превосходство лучше, как сими великаго Апостола словами.

Еллины вся испытывать предпринимали, и самыя тайныя советов Божиих стези изследывать покушалися. И для того послышав Павла о воскресении проповедующаго смеялися, и чтоб Бог в восприятой плоти за нас умирал, не верили.

Но мы пленяем ум свой в послушание веры, яко не испытанны суды Божии и не изследованны путие его.18 Не так, чтоб мы без всякаго основания не знали чему верили: но слово Божие подает в сердца наша твердое Святаго Духа свидетельство, емуже внимаем яко светильнику сияющу в темнем месте.

Еллины не хотели, чтоб в принятой ими вере какая нибудь была перемена: и для того Философы учили, чтоб веру содержать так, как содержит простой народ, и в признанной совестию истинне не открываться. В разсуждении сего в Сенате Римском определено было, чтоб никого вновь за Бога не признавать, кого высокий Сенат Римский в сем достоинстве не подтвердит. А как Иисус Христос без их высокаго подтверждения за Бога признаваем был; да еще за Бога, пред которым все протчие боги были только идолы и ничто: то до самой внутренности сим прободались, и такое учение ненавидели, гнали и называли безумным. Ибо как Римляне думали о себе, что они превосходнее всех по вселенной людей; так думали и о богах своих, что они превосходнее всех богов: и как победили Иудеев, то думали, что вместе полонили и Иудейскаго Бога, и разсуждали, что ежели царствовать Иудейскому Богу, то надобно опровергнуть основание Империи, и возненавидеть победы и силу Римскаго народа.

Но мы не только покаряемся зовущему Богу: но и усердным духом благодарим ему, что он благоволил нас призвать из тьмы в чудный свой свет. Признаем мы свои недостатки, и в истинне лицемерить не хощем.

Еллины страшились теснаго Христианския жизни пути. Евангелие объявляло, что все люди пред Богом винны и страстями мертвы, и учило, что во время гонения за истинну, (а истинна мало когда бывает без гонения,) вместо всех утех, забав, увеселений, вместо всех прибытков надобно приниматься за крест, суровую жизнь, предуготовить себя на поношения и гонения. О боги безсмертные! кричали язычники: о гремящий Юпитер, и веселый Бахус, и ты забавная Венера! возможно ли, чтоб мы вас оставили, и приняли учение, которое столь нас окаевает, и столь жестокую проповедует жизнь? нет: сие противно нашему разсуждению и нашим склонностям; а наипаче, что-то будет по смерти, нам не известно. Так суетные кричали язычники.

Но истинные Христиане вопиют: мы есмы яко овцы заколения; всем попрание до селе. Вся побеждаем ради возлюбившаго ны. Многими бо скорбьми подобает нам внити в царство небесное.19

И так видели мы причины соблазна Иудейскаго и смеха языческаго. Видели, как Иудеи о камень веры разбились, и как Язычники осуетилися помышлениями своими и омрачися неразумное их сердце. А мы со благоговением взирая в высокое смерти Христовой таинство, с Павлом вопием: о глубина богатства и премудрости и разума Божия!20 Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть.21 Мы почитаем Твои, Христе! страсти; лобызаем Твои раны; покланяемся благоутробию Твоему. Хотя Иудей о Тебе и соблажняется; но ты мне Бог, и не стыжуся: хотя Еллин и смеется, но я не срамляюся: Крестом Твоим хвалюся. Смерть бо Твоя живот мне, Аминь.

Сказывано в присудствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в придворной церкве 1764 года, месяца Апреля 9 дня.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.