О ПОСЛАНИИ К ГОСУДАРЮ Х КОСТРОМE
С МОЛЕНИЕМ И О НАРЕЧЕНИИ ЦАРЬСКОМ
По исторгнутии изо уст змиевых у Поляков и Латин царьствующаго града Москвы благовeрному и благородному государю Михаилу Феодоровичю пребывающу на Костромe, с ним же и мати его, благовeрнаа государыня инока Марфа Ивановна, в царьствующем же градe Москвe сотворишя собор и от освященного собору избравше пресвященнаго архиепископа Рязаньского Феодорита, да Чюдова монастыря архимарита Авраамиа, да Троицкого Сергиева монастыря келаря старца Аврамиа Палицына, да Новово Спасково монастыря архимарита Иосифа; от царьского же синьклита избравше боярина Федора Ивановича Шереметева, а с ним окольничие и стольники, дворяне и дeти боярские, и атаманы и казаки и всeх чинов множество людей и отпустиша их х Костромe со образом Преблагословенныя Владычица нашея Богородица и Приснодeвы Мариа, Юже написал Петр митрополит и со образом великих чюдотворцов Петра и Алексeя и Ионы бити челом благовeрной государыни инокe Марфe Ивановнe и сыну ея, благовeрному и благородному государю Михаилу Феодоровичю, чтобы благовeрнаа великаа государыня инока Марфа Ивановна благословила сына своего благороднаго государя Михаила Феодоровича царем государем на Московское государство. И тако шествию пути емлются и достизают преименитаго града Костромы, и недошедше града за едино поприще, селище Новоселки именуемо, из града же приидошя к ним градодержатели со множеством народа.
Заутра же архиепископ Феодорит со всeм освященным собором облекошяся в ризы, а боярин Федор Ивановичь и вси пришедшии с ним, учредивше чины по достоянию и вземше честный крест и вышепомянутый чюдотворный образ Пресвятыя Богородица и прочаа святыя иконы, поидошя ко обители Святыя Живоначальныя Троица в Ыпацкой1 монастырь. И егда приидошя на устье рeки Костромы, весь же церьковный чин града того облекошяся во священныя ризы и вземше честныя кресты и чюдотворныя иконы, изыдошя из града со множеством народа, с женами и з дeтми, и поидошя вкупe в той же Ипацкой манастырь.
Благовeрный же и благородный государь Михаил Федоровичь, Богом избранный царь и государь, и мати его благовeрнаа государыня инока Марфа Ивановна изыдоша во срeтение за святые ворота; и вземше благословение от архиерея и знаменавшеся к честным иконам, и тако поидоша со архиепископом и со освященным собором и с царьским синклитом в церковь Святыя Живоначальныя Троица. Вшедшим же в церковь, архиепископ же Феодорит принесе пред государыню и пред государя многомолебное писание от всего освященнаго собора и от боляр и от всего воинства и от христоименитаго народа Росийскиа державы, чтобы государыня пожаловала, благословила сына своего Михаила Федоровича царем и государем на Московское государьство и над прочими государьствы Росийскиа державы; тако же бы и благовeрный великий государь Михаил Феодоровичь милость показал, прошениа их пожаловал, не презрeл. Благовeрнаа же государыня инока Марфа Ивановна ни слышати того не восхотe. Архиепископ же Феодорит со освященным собором и боярин Федор Ивановичь и весь царьский синклит со многими слезами моляще государыню на многи часы. Государыня же на милость не положила. От очию же ея источницы слез изливахуся.
Видeв же архиепископ и иже с ним, яко не успeша ничто же и толик труд подъяшя, желаемаго же не получишя, и взем на руцe свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, Юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексeя и Ионы, и принесошя пред государыню. И рече архиепископ и келарь Аврамей: «Виждь, благовeрнаа великаа государыня Марфа Ивановна и благовeрный и благородный великий государь Михаил Феодоровичь, виждь, что ради шествова с нами толик путь пречестнаа и чюдотворная сиа икона Богоматере и велицыи святителие! И аще на милость не положили есте, но сего ради чюдотворнаго образа всeх Царицы Богоматере и великих ради святителей не мозите преслушати, но сотворите повелeнное вам от Бога: во истинну бо от Бога избранни есте; и не прогнeвайте всeх Владыку и Бога».
Тогда благовeрнаа государыня инока Марфа Ивановна многи слезы пред образом Пречистые излиа и вземлет благороднаго сына своего, благовeрнаго и благочестиваго великого государя Михаила Феодоровича, пред всeми со слезами рече: «Се Тебe, о Богомати, Пресвятаа Богородице, и в твои пречистeи руцe, Владычице, чадо свое предаю и, яко же хощеши, устроиши ему полезнаа, и всему православному христианьству». Многа же и ина пред образом со многими слезами государыня изрече и тако дарова царем и государем на Московское государьство благовeрнаго и благороднаго сына своего великого государя Михаила Феодоровича. Вси же ту сущии возрадовашяся радостию великою зeло; такоже и множество народа з женами и з дeтми от великиа радости многи слезы испущаху. И в той час возложишя на государя пречестный и животворящий крест, и жезл царьский приим в руку свою и сeде на стулe царьском и наречен бысть Богом избранный благовeрный великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь, всея Русии самодержец, в церкви Пресвятыя Живоначальныя Троица в Ыпацком монастырe в лeто 7121-го (1613 г.), марта в 14. И совершивше святую литоргию и молебны о царском его многолeтном здравии, исходит же от церкви Святыя Живоначальныя Троица Богом дарованный государь и самодержец, нося в руку своею царьский жезл, почитаем от всего царьского синклита и от всего воиньства и от множества народа всeх чинов.
И пребыв на Костромe немноги дьни, и поиде благовeрный великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея Русии и с материю своею, благовeрною государынею, великою старицею Марфою Ивановной и со всeм его царьским синьклитом и с воиньствы к царьствующему граду.
Во градe же Ярославлe тогда съeхашяся на поклонение государю от всeх градов многое множество дворян и дeтей боярских и гостей и торговых всяких людей, срeтающе государя со кресты и с честными иконами. Исхождаху же во срeтение з женами и з дeтьми своими, радостно поклоняхуся государю. В Ярославлe же пребысть нeколико дьней, а в Ростовe и в Переславлe Залeском немного пребысть, обходяще честныя монастыри, знаменающеся к чюдотворным иконам и ко многоцeлебным мощем святых.
И прииде в великую Лавру преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа чюдотворца. Архимарит же Деонисей и священницы облекошяся во вся священныя ризы и келарь старец Аврамей со всею братиею стрeтили государыню и государя с честным крестом за святыми вороты, и вшедше в церковь Святыя Живоначальныя Троица и совершивше молебное пeние о царьском его многолeтном здравии. Благовeрный же великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея Русии и благовeрнаа великаа государыня инока Марфа Ивановна, знаменавшеся ко образу Святыя Живоначальныя Троица и у цeльбоносных мощей великих чюдотворцов Сергиа и Никона и седьмицу дьней во обители препочивше и братию довольно учреди, поиде из обители со множеством воиньства на царьский свой престол.
И егда бысть за 30 поприщь от царьствующаго града в селe в Братошинe, от Московского же государьства, от всего освященного собору и от боляр стрeтили государя с здоровьем пресвященный митрополит Ростовский Кирил, да боярин князь Иван Михайловичь Воротынской, а с ним околничие и столники и дворяне, и всeх чинов многие люди и атаманы и казаки. Оттолe даже и до царьствующаго града непрестанно вси людие от всeх чинов с челобитьем и с хлeбы с радостию срeтающе государя. Егда же достигшу близ царьствующаго града Москвы, пресвященный же архиепископ Суздальский Герасим, да пресвященный архиепископ Галасуньской Арсений со освященным собором и вси князи и бояре и воеводы со всими чинми и с воиньствы и вси народи Московского государьства изыдошя во срeтение государю во мнозe радости и в веселии со кресты и с честными иконами честно и похвалы достойно и умилениа исполнено срeтение творяще. Множество же бесчислено народа з женами и з дeтьми радостныя слезы от очию, яко рeки, испущаху, и руцe горe воздeюще, хвалу и благодарение Господеви воздааху. Вшедшу же государю в царьствующий град в бесчисленом множествe народа, и вшед в великую соборную церковь Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодeвы Мариа, честнаго и славнаго Ея Успениа, и знаменавшуся к честным иконам и к цeльбоносным мощем великих святителей Петра и Ионы, и по молебнем пeнии исходит в церковь святаго архистратига Михаила, идeже лежат сродницы его, прежепочившия государи цари и великие князи Владимерскиа и Московскиа и всея Русии. Потом же поиде в пречестный храм Пресвятыя Владычица нашея Богородица, честнаго и славнаго Ея Благовeщениа, и молебная пeниа совершивше, и возведен бысть в царьский его дом в лeто 7121 (1613 г.).
Мати же его, благовeрнаа великаа государыня инока Марфа Ивановна изволи пребывати в велицей Лаврe Вознесениа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в Дeвиче манастырe. Бысть же тогда в царьствущем градe Москвe радость велика, яко от великиа скорби утeшение приашя.
18 апреля 2024 г. (5 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра