«Книжная деятельность в Троицком монастыре в XIV–XV веках»

Работа насельника Троице-Сергиевой Лавры иеромонаха Гурия (Гусева) посвящена начальному периоду истории одной из важнейших в истории России святой обители – Троицкого монастыря. Духовная литература, создаваемая и накапливаемая в нем, сыграла огромную роль в формировании русского государства и национальном самоопределении. Актуальность обращения к данной теме не вызывает сомнений. Автор предпринимает источниковедческий анализ рукописных памятников ХIV-ХV вв. и выявляет признаки балканского влияния на книжную деятельность. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. В работе используются архивные источники из фондов НИОР РГБ. 

В первой главе автор дает общий обзор рукописей, распределяет по времени написания и содержанию и описывает их. На основании палеографических данных, заключающихся в приписках, реконструируется процесс книжной деятельности в Троицкой обители в XIV–XV веках. Автор делает вывод о литературных интересах обители во времена святого ее основателя Сергия Радонежского и о сохранении традиций в следующем столетии.

Во второй главе исследуются труды выдающихся писцов Троицкого монастыря рассматриваемого периода. При этом подробно изучается книжная деятельность при преподобном Сергии, переписка книг при преподобном игумене Никоне, труды их преемников - Евстафия Шепеля, Евсевия-Ефрема, Пахомия Логофета, Паисия и др. Автор приходит к выводу, что на протяжении столетия в Троицком монастыре шла энергичная работа по созданию и переписке книг. Мотивацию книжной деятельности автор видит в потребностях монастырского быта, умственных запросах, южнославянском влиянии, заботах игуменов, наличии умных и просвещенных людей среди монашествующих.

В третьей главе рассматриваются проблемы южнославянского влияния на книжную деятельность монастыря. В результате проведенного исследования в работе делается вывод, что процветание переводческой и вообще литературной деятельности Троицкой обители в ХV в. связанно с Балканами. Именно в это время из-под пера выдающихся переписчиков Троицкого монастыря XIV–XV веков вышло огромное количество духовной литературы. 

В заключении автор делает вывод о том, что с конца XIV века в Троицком монастыре начинает зарождаться своя школа писцов, которая получила развитие в последующее столетие. Установлено, что работавшие здесь писцы старались передавать друг другу сложившиеся традиции, унаследованные ими от «доброписаний» выдающихся основоположников Троицкой книжности – преподобных Афанасия Высоцкого и Епифания Премудрого, иеромонаха Пахомия Логофета, Евсевия, Ефрема, и других троицких книжников первых времен существования монастыря. А под воздействием южнославянского и греческого влияний (как литературного, так и эстетического, и, прежде всего, духовного) обогатилась и приукрасилась русская книжная традиция. 

 Е.А. Колесникова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.
Из Отзыва о выпускной квалификационной работе студента Института истории и политики Гусева Д.А. 


* * *


Иеромонах Гурий (Гусев)


ВВЕДЕНИЕ

Совсем недавно широкое общественное внимание привлекло празднование 700-летноего юбилея со дня рождения великого русского святого – преподобного Сергия Радонежского, почитаемого не только в России, но и далеко за ее пределами. Далеко за пределы России вышел и масштаб проводимых в связи с этим юбилеем мероприятий. Центром всеобщего внимания стала основанная преподобным Сергием Радонежским в XIV веке Свято-Троицкая Сергиева Лавра. За многие столетия эта обитель стала краеугольным камнем в русской истории. Говоря о ее значимости, достаточно вспомнить Куликовскую битву 1380 года и оборону Троицкого монастыря в 1608–1610 годах. Имя основателя и название самого Троицкого монастыря вспоминались русским народом в самые трудные времена, его посещали государственные деятели, полководцы, ученые, мыслители и миллионы наших соотечественников. 



Сборник № 763. Автограф иеромонаха Пахомия Серба.
Житие преподобного Никона в краткой редакции. «Елма благоизволи Бог и вь последнихъ днехь рода
 нашего рускыхъ странахъ многимъ и великымъ мужемь въ добродетели просіяти,
отъ нихже бысть и сый блажени отець Никонъ, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатіе,
 веди исперва роженіе и житіе градъ Юрьевъ зовомъ» (лист 407).

Каждый правитель Русского государства стремился оставить о себе память, соорудив в Троицкой обители храм, каменные здания, жертвуя колокола, предметы церковной утвари или книги. С 1814 года на территории обители размещается старейшее учебное заведение Московской Руси – Московская Духовная Академия, воспитавшая многие поколения иерархов, выдающихся церковных деятелей и ученых. Обитель становилась хранилищем ценнейших памятников отечественной истории. Со времени своего основания Троицкий монастырь стал центром древнерусской книжности. Во многом именно духовная литература, создаваемая и накапливаемая в святых обителях, сыграла важнейшую роль в формировании русского государства, исторического сознания русского общества, его национальном самоопределении, о котором сегодня так много говорят.

В XIV–XV веках зародилась и получила свое развитие книжная деятельность в Троицком монастыре. Именно поэтому нами и выбран этот самый ранний период Троицкой книжности, который является наиболее интересным и малоизученным. Этот период совпал с важнейшим периодом отечественной истории – формированием Московской Руси, а вместе с ней и русской государственности, с которой неразрывно связан процесс развития литературы и книжности.

Бесценным сокровищем русской средневековой книжности является собрание рукописей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Из-под пера писцов Троицкого монастыря XIV–XV веков вышло огромное количество духовных книг – это Священное Писание и богослужебные книги, агиографические повествования, назидательные святоотеческие творения, а также множество книг, переведенных с греческого и южнославянских языков. Основание Троицкой обители совпадает с большим литературным оживлением в Болгарии и Сербии, отразившим значительный культурный и духовный подъем на Балканах, который с конца XIV века оказывает громадное влияние на русскую письменность. В связи с этим обстоятельством необходимо осветить тему литературного движения у южных славян в XIV–XV веках, о связях русских писателей с Афоном и Константинополем – двумя литературными центрами, откуда происходило могущественное культурное влияние на Русь.

Объектом исследования нашей работы является «книжное древлехранилище» Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, т.е. собрание славянских рукописей, хранящихся сегодня в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ): ф. 304.I – Фундаментальное собрание Свято-Троицкой Сергиевой Лавы; ф. 304.III – Собрание Ризницы СТСЛ; ф. 173.I – Собрание Московской Духовной Академии; ф. 272 – Собрание Московской Синодальной Библиотеки; ф. 178 – Музейное собрание; ф. 310 – Собрание В.М. Ундольского. Основным предметом нашего исследования стали процессы в Троицком монастыре, связанные с книжной деятельностью, нашедшие отражение в указанных памятниках... Подробнее...




Оглавление

Богослужения

16 апреля 2024 г. (3 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.