Часть 2

< К НАЧАЛУ

 

IX.

Церковь малая шестиугольная над гробом во Святых почитаемаго Преподобнаго Михея, который гроб прежде стоял под парадным трапезным крыльцом. Ей длина 5 сажен, а ширина 2 сажени с половиною: построена в честь явления Пресвятыя Богородицы со Святыми Апостолы: Петром и Иоанном Преподобному Сергию, котораго видения сподобился и Преподобный Михей, ученик Сергиев, по Имянному Ея Императорскаго Величества, Государыни Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ Указу, воспоследовавшему в 1732 году, и по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода, при Архимандрите Варлааме, монастырским иждивением. Освящена же в 1734 году, Декабря 10 дня: оная церковь внутри 1781 года росписана вся, и новый позлащенный иконостас поставлен; а глава на ней позлащена в 1776 году, тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона.

Церковь Смоленския Богоматери, овальной фигуры, которой окружность снаружи составляет 19 сажен, а диаметр, от горняго места до Западных дверей 5 сажен, с одним крыльцом для входа. Она, так как и иконостас в ней столярной, вызолоченной червонным золотом по полименту, построена иждивением Графа Алексея Григорьевича Разумовскаго, зачата строиться в 1746 году, Июня 26 дня, а окончана в 1748 году, освящена же в 1753 году, Июня 6 дня, в присутствии Ея Императорскаго Величества в Лавре, Преосвященным Платоном, Архиепископом Московским и Севским. На все оной церкви строение и украшение иконным писанием дано было от Графа Разумовскаго денег 4654 руб. 38 коп. В прошлом 1780 году, на оной церкви глава с крестом вызолочена червонным листовым золотом. А в 1781 году, церковь росписана вся голубою краскою на масле с пристойными украшениями.

На том месте, где ныне стоит сия церковь, прежде были две палаты, из коих в одной приуготовлялось кушанье для рабочих и мастеровых Лаврских людей, а в другой представлялась им трапеза. В 1735 году, Августа 7 дня, по приказанию бывшаго в Лавре Архимандрита Варлаама, из вышеписанной поварни устроена церковь во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрия Смоленския, а из другой сделана была трапеза к той церкви, которая церковь и трапеза в 1745 году, по причине ветхости, по приказанию бывшаго в Лавре настоятелем Преосвященнаго Арсения, Архиепископа Переславскаго и Дмитровскаго, когда от Графа Разумовскаго получена была на построение новой церкви показанная сумма, совсем разобраны.

На имеющийся в оной церкви Смоленския Богородицы образ, Граф Петр Борисовичь Шереметев в 1756 году устроил алмазную корону с разными каменьями, ризу и оклад серебреныя, вокруг украшенныя жемчугом.

Позади той церкви, к Каличей башне и несколько ко Дворцу, были прежде 3 разныя каменныя здания, а именно: 1) Флигель, называемый Кузничный. 2) Кельи о двух ярусах для монаха оружейнаго и для его послушания. 3) Палата оружейная о двух ярусах, в которой хранилось всякое военное оружие, оставшееся после бывшия в 1609 году осады. Две первыя уничтожены по Имянному Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ Указу, данному изустно в 1742 году, Декабря 8 дня, бывшему тогда в Лавре настоятелю Архимандриту Кириллу, для лучшаго в Монастыре проспекта и пространства, а третия оружейная разобрана в 1779 году, по причине той, что всякое в ней бывшее древнее от осады хранившееся оружие, взято в военную походную канцелярию, бывшаго Генерала Фельдцейгмейстера, Графа Шувалова, по Указу в 1756 году. А потому оная палата, яко уже праздная, и как о разобрании Ея Имянной Указ объявлен еще в 1742 году, для лучшаго Лавры проспекта и пространства, и упразднена.

X.

Колокольня, здание огромнейшее новейшей лучшей Архитектуры, украшенное извне в пристойных местах колоннами и вазами из белаго камня, и убранная внутри и извне вся штукатурною чистою работою. Она состоит из пяти ярусов. Вид ея представляет четвероугольный столп, который по мере возвышения своего уклоняется не много от средния толстоты своея, и в котором нижняя часть есть подобие регулярныя квадратныя тумбы. Ея высота с куполом 41 сажень и один аршин, а без купола 34 сажени и один аршин, нижния квадратныя части, каждая сторона составляет 12 сажен с аршином, а вторыя квадратныя части, каждый баз есть 7 сажен. На верху тоя колокольни купол с крестом медной, позлащенной весь червонным золотом чрез огонь, вышиною 7 сажен, есть наилучшаго искусства и фигуры, превосходнейшей и пристойнейшей всему зданию. А на все четыре стороны под тем куполом укреплены медныя большия чеканныя, чрез огонь вызолоченныя клеймы, вышины и ширины около 3 сажен каждое клеймо, с Императорскими вензеловыми именами, и на верху с большими коронами, чрез огонь вызолоченными. Оная колокольня начата была строиться по повелению блаженныя и вечныя памяти достойныя Государыни Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ, но уже по кончине Ея в 1741 году и все сие строение производилось Лаврским иждивением, и по большой части Лаврскими мастеровыми людьми, с довольною им за труды платою. А в 1767 году, по состоянии штатов, по Имянному Ея Императорскаго Величества Указу из Коллегии Экономии выдано было на окончание той колокольни 13,843 руб. На купол пошло железа 545 пуд. Меди листовой латунной и прочей 278 пуд. На позолоту купола, золота пошло 34 фунта, 78 золотников. За золотник тогда плачено было по 2 рубли по 80 копеек. А полагая материал и работу по нынешней цене, купол сей будет стоить до сорока тысяч рублей. На оной колокольне: 1) в первом ярусе находилась прежде Лаврской Семинарии библиотека. 2) Во второй части имеется колокол, весом 4000 пуд, большой, какой только есть во всей России, а может быть и во всем свете, в действительном употреблении. Он перелит был по Имянному Указу Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, Лаврским иждивением в 1746 году, из разбитаго же Лаврскаго колокола, который лит был в 1716 году, весом 3319 пуд с прибавлением покупной в Артиллерийской конторе меди до 681 пуда. Сверх онаго имеются еще на той же колокольне: 1) колокол, именуемый Годунов, сделанный вкладом бывшаго на Российском Престоле Бориса Феодоровича Годунова, весом до 1850 пуд. 2) Корноухий, весом до 1275 пудов, литый в 1684 году монастырскою казною. 3) Лебедь, весом в 625 пуд, вкладом Конюшаго Боярина Бориса Феодоровича Годунова. 4) Переспор, весом в З15 пуд 28 фунтов, лит в 1780 году. Всех колоколов на колокольне 27, а с часовыми 34, на оной же колокольне имеются боевыя большие часы и с четвертьми, у коих наружныя со всех четырех сторон большия слова и стрелы медныя, чрез огонь золочены; устроены часы в 1784 году.

XI.

Здание над кладязем, именуемом Успенским, ибо он истекает из угла Успенския церкви, шириною на трех саженях с аршином, длиною на трех же саженях с аршином, построенное изрядною Готическою архитектурою, и украшенное снаружи разными фигурами и колоннами, из камня резными. Когда же оное здание действительно производимо было и каким иждивением, хотя точно утвердить не можно; ибо никаких записок о сем не отъискано: но частию за вероятное принять можно; что или во время государствования Царя и Великаго Князя Феодора Алексиевича, или в начале последовавшаго потом правительства Царей и Великих Князей: Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича. Потому что сие здание не только одинакой архитектуры и искусства, но кажется и самаго мастерства с трапезною церковию.

XII.

Самый же кладязь найден в 1644 году, при Царе Алексие Михайловиче таковым случаем: с Западной стороны при вышеписанной великой церкви, Успения Божия Матери имелась паперть, которая после сделана была трапезою. Ту часть, при которой теперь находится кладязь, оной паперти в 1644 году надлежало по причине ветхостей починить. И когда к той починке приступлено было, и несколько фундамента вынуто: то вода сильным ключем и начала выходить. А поелику тогда в Монастыре великую имели нужду в воде, так что нарочные старцы посыланы были в Устюг и в другия места для изыскания людей, способных к опознанию воднаго места; то по обретении немедленно сей ключь, из котораго истекающая вода есть весьма приятна и легковесна, был обделан.

XIII.

Церковь во имя Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев с трапезою, что называется при больнице, шириною на 5 саженях, а в длину с олтарем и трапезою на 10 саженях с половиною; кельи больничныя каменныя и возле их Келарския, поставлены в 1552 году, при Игумене Адриане. А потом, видно по разобрании старых, в 1635 году, при Архимандрите Нектарии и при Келаре Александре Булатникове, вновь устроены для больницы новыя каменныя четыре кельи, и церковь каменная во имя Преподобных: Зосима и Савватия Соловецких, как явствует из записок в Летописце Типографии Синодальной в малую десть, а оный Летописец взят в Типографию из Троицкаго Сергиева Монастыря в 1703 году, как значится по надписи.

XIV.

Царские чертоги каменные о двух ярусах на 40 саженях длины, и 9 саженях ширины и с стенами, убранные в пристойных местах, а особливо столбы у окон изразцовыми разными фигурами: с Южной стороны оных имелись два парадныя для всхода великолепныя крыльца с фронтонами, на коих арматура и короны позлащенныя, устроены были в 1775 году, и во всю линию открытая на столбах, из белаго камня, регулярных, галлерея. Устроен сей Дворец при Государе ПЕТРЕ Первом, а украшен внутри отменною штукатурною и лепною работою, при Императрице ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ в 1742 году, как-то явствует из книги, называемой Географической Лексикон Российскаго Государства, печатанной в Москве 1773 года, на странице 404-й. Позади сего Дворца был Дворец каменной, о двух жильях на 20 саженях, Царя Иоанна Василиевича: но по причине крайней ветхости разобран. А в 1801 году, по разобрании на том месте устроено новое каменное здание о двух ярусах, и покрыто железом, на 22 саженях. От чертогов до Восточной ограды простирается трехэтажный на 40 саженях корпус, который устроен был, вероятно, для соединения чертогов с оградою. Все сии здания, с некоторыми внутренними и наружными переделками, в 1814 году заняты Духовною Академиею, быв и прежде частию занимаемы Семинариею. Кроме сих зданий Академии же принадлежит ближайший к сим зданиям корпус на Восточной стороне, выстроенный вновь в 1815-м году, на месте бывших Келарских келлий.

XV.

Архимандричьи кельи о трех ярусах, в длину на 17 саженях с 2 аршинами, а в ширину на 14 саженях с 2 аршинами. На них сделана железная кровля в 1769 году, а покои внутри росписаны, и с Северной стороны снаружи приведены в порядочной фасад в 1777 и 1778 годах, тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона. Вероятно, что сие здание строено вместе со всеми кельями, о коих ниже будет сказано. В сих покоях большая зала именуется Государевою палатою, а другая большая палата именуется Патриаршею палатою; потому что Государи до построения Дворца и бывшие Патриархи во время присутствий своих в Лавре, в тех палатах и к ним принадлежащих других малых келлиях располагались. В оной Патриаршей палате в 1758 году устроена домовая церковь, во имя Пресвятыя Богородицы Казанския; а в 1795 году оная украшена хорошим иконостасом и лучшим свода и стен росписанием, и переименована во имя Святых Апостол Петра и Павла.

При сих покоях с Южной стороны, по городовой стене, на Московскую дорогу имеется открытая на 50 саженях галлерея, откуда все селение, находящееся в той части и за оным окружныя места далеко видеть можно: а внизу под оградою большой сад, обнесен каменною оградою, в окружности до 300 сажен.

XVI.

Братския кельи состоят из шести корпусов, находящихся в разных местах: из них 1) на правой стороне со входа в Лавру, начиная от бывших Келарских келлий до церкви Иоанна Предтечи, имеет 50 сажен с половиною длины, о двух ярусах, 2) На левой стороне, начиная от церкви Иоанна Предтечи вниз, имеет 23 сажени и один аршин длины, о двух ярусах. 3) На Южной стороне стоящий флигель подле трапезной церкви, в соответствие настоятельским кельям, имеет 15 сажен длины, о двух ярусах. 4) Корпус находящийся на Западной стороне, начиная от Троицкаго Собора до Каличьей башни, имеет длины 61 сажень с аршином, о двух ярусах. 5) Корпус на Западной же стороне о двух ярусах, называемый Певческий, и с погребами братскими, длиною на 43-х саженях. 6) Наместничьи кельи расположены ко городовой стене на 33-х саженях. Все строение в два и три яруса расположено на 390 саженях.

Из сих некоторыя здания строены были при государствовании Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича. Но после случившагося в 1628 году в Монастыре пожара, в том же 1628 году поставлены две палаты, или два корпуса по обе страны святых врат; а в следующем 1629 году еще по правую сторону святых врат поставлены две палаты, или два корпуса, и сии два корпуса, судя по положению места, не иные разумеются, как корпус келлий братских, что близ трапезной церкви, а другой корпус Архимандричьих келлий. И сие взято из записок того же Летописца вышепомянутаго, находящагося в Типографии Синодальной, взятаго из Троицкаго Монастыря.

В 1609 году, во время облежания Монастыря от Поляков и Руских мятежников, келлии сии от пушечных выстрелов и ядер много претерпели, и немалое время были без кровель; но в последующие годы, т. е. в 1628 и 1629 годах, после случившагося пожара, все ветхости были исправлены, починены, а другия вновь устроены.

Сии келлии были сперва с малыми окнами, которыя сделаны были без всякаго порядка: к ним для всхода приделаны были деревянныя большия крыльца. Но в 1742 году, Декабря 8 дня, Имянным Ея Императорскаго величества Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ Указом, данным бывшему Лаврскому Настоятелю Архимандриту Кириллу, велено линию, начиная от церкви Святыя Троицы и больничную церковь, по усмотрению и разсуждению как наилучше перестроить. По силе котораго Ея Императорскаго Величества повеления та линия, называемая Казначейская, в последовавшие потом 1743, 744 и 745 годы, при Настоятеле обители, Преосвященном Арсении перестроены. В них окны и двери прибавлены в свету, и приведены в надлежащий вид. При них для хода в Наместничьи келлии сделана каменная башня.

В 1746 году, Маия 17 дня, был великой пожар, которой зачался сперва в доме Лаврскаго слуги Варлаамова, и от котораго, как на ограде деревянная кровля с кровлями башенными, так все братския келлии, что в них было деревяннаго, погорели. После сего случая те келлии возобновлены, и приведены в порядочный по архитектуре вид, и в них окны в свету прибавлены.

В 1816 году корпус по правую сторону от входа в Успенския ворота с основания перестроен, тщанием Преосвященнаго Архиепископа Августина, иждивением Лавры.

В 1820 и 1821 годах линия Казначейская, и корпус по левую сторону от входа в святыя ворота возобновлены с лучшим против прежняго расположением, тщанием Преосвященнейшаго Митрополита Серафима, иждивением Лавры.

XVII.

Пятый корпус братских келлий против олтаря трапезной церкви, называемый на Дону переправлен и распространением по фасаде окон приведен в лучший против прежняго вид. В первой половине сего корпуса внутреннее устройство приспособлено к удобнейшему помещению братии, а во второй учреждена для Лаврской братии больница на 8 кроватей с приличными службами и для спокойствия больных мебелью и платьем, и с заведением при том потребных для лечения медикаментов. Обстройка сего корпуса произведена при Преосвященном Митрополите Филарете в 1827 году.

Корпус ризничный о двух ярусах для сохранения ризничных вещей. Как ризничныя палаты пришли в ветхость и опасность, угрожающую падением, то оныя разобраны и устроены вновь в 1782 году лучшею архитектурою, на 24-х саженех о двух ярусах. В верхнем ярусе, в четырех больших палатах расположена ризница, а внизу живут Ризничей и пономари. На сие устроение по Высочайшему Ея Императорскаго Величества Указу отпущено суммы 8,112 рублей. В ризнице сей хранятся многие, достопамятные и великолепные, древние и новые вклады людей благочестивых и знаменитых. Из первейших же драгоценностей ея суть простыя священныя ризы и деревянные священные сосуды, в которых священнодействовали сами Преподобные отцы наши Сергий и Никон.

Как оная ризница, Сошественская церковь, Царские чертоги, Настоятельския, так и все в Лавре келлии, даже и все башни и ограда покрыты вновь железом в разных годах, тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона, монастырским иждивением.

Внутри Лавры, на правой стороне со входу от святых ворот, подле Дворца, есть сад регулярной, сделанной из разных проспектов, обнесенной снаружи каменною стеною с барюстрадом и столбами. Оный сад разводил, так как и посредине его пруд копал бывший в Лавре Настоятель Архимандрит Тихон Писарев, от котораго имени и показанный сад называется Писаревским, так как и Царские чертоги и при них находящийся корпус на 40 саженях, по многим вероятным обстоятельствам можно заключать, что строены были оным Архимандритом Писаревым, прошедшаго века, около двадцатаго году. Сей сад и бывший в нем пруд, при новом устройстве ближних зданий для Академии, уничтожены.

XVIII.

В 1792 году на открытом пространном месте, между колокольнею и Троицким Собором, с одной стороны, а с другой между Успенским Собором и Казначейскою линиею, поставлен каменный из дикаго крупнаго и тесанаго камня обелиск, вышиною в 14-ть аршин, на площадке с ступенькою и с тумбою из того же тесанаго камня. Верх обелиска кончен остроконечным мрамором, а на нем поставлен медный чрез огонь золоченный шар. На том же обелиске, сверх тумбы, укреплены с трех сторон солнечные часы, с стрелками чрез огонь золоченными: а на тумбе, со всех четырех сторон вделаны четыре овальныя из белаго мрамора доски, на коих вырезаны кратко те достопамятности, коими в разныя времена сия обитель прославилась, и какия от нея отечеству изъявляемы были услуги. Устроен сей обелиск тщанием и иждивением Преосвященнаго Митрополита Платона. В 1823 году вместо ограды вокруг сего обелиска поставлены соединенныя цепями те самыя пушки, которыя некогда служили для защиты Лавры во время нашествия Поляков.

Сии суть внутри Лавры знатнейшия строения. Сверх сих зданий Лавра имеет некоторыя здания вне Монастыря и домы в столичных городах, коих описание ниже сего следует.

1.

Против Святых ворот с Восточной стороны на горе, называемой Красной, есть каменная часовня овальной фигуры, в ней и келья для монашествующаго. К поставлению сей часовни случай подал бывший в 1709 году пожар, во время котораго мощи Преподобнаго Сергия из Троицкаго Собора на то место, где теперь часовня, вынесены были. По прошествии пожара, как Святыя мощи отнесены были в Троицкую церковь, на том месте, где стояли сии мощи, построена была деревянная часовня; а в 1770 году устроена сия новая каменная, в 1781 году в сию часовню сделан иконостас деревянный.

2.

Гостинной дом стоит на Восточной стороне Лавры разстоянием от нее по примеру в 120 саженях. Построен был сей каменной дом в 1777 году, по Имянному Ея Императорскаго Величества Указу, выданною из Государственной Коллегии Экономии суммою. На том месте, где стоит теперь каменный флигель, был прежде большой деревянной гостинной дом на каменном фундаменте, а разобран по причине крайних ветхостей в 1777 году, когда Преосвященным Митрополитом предпринято намерение сделать каменной дом. Один флигель и службы каменныя пристроены в 1805 и 1806 годах. До пожара гостинной дом был при подошве горы, называемой Красной; он был деревянной и сгорел в 1746 году. В 1822 году вышеозначенный каменный гостинной дом возобновлен и разпространен. На нижнем каменном жилье надстроено другое деревянное так; что главный корпус и два боковыя флигеля составляют взаимно соответственный вид, службы также увеличены пристройками. Пред окнами дома к большой Переславской дороге сделан вновь в окружности на 88 саженях полисад, и обведен каменною оградою с деревянною решеткою и двумя каменными въездными воротами, железом покрытыми. Построения сии сделаны монастырским иждивением.

3.

Вторый гостинный каменный трехъэтажный дом при выходе из Лавры стоит на Северной стороне близ белаго пруда. Он построен при Преосвященном Митрополите Филарете в 1825 году Лаврским иждивением и простирается длиною по линиям на Восток, и на Северо-восток на 46, а шириною на 8 и 6 сажен. В нем для приходящих и приезжающих на Богомолие устроено более 60-ти пространных квартир.

Богаделенный дом каменный о двух жильях с третьим погребным, на 14 саженях длины, и 15 аршинах ширины, крытый железом, построен Лаврским иждивением в 1822 году. Он смежен с каменным гостинным рядом и с площадью Рождественской церкви, а от гостиннаго дома отделяется улицею. С улицы он имеет каменную ограду с деревянною решеткою и на дворе потребныя службы. Дом сей, по освящении, открыт в 1823 году, Сентября в 25 день, на память Преподобнаго Сергия, завещавшаго своей обители оказывать призрение бедным. Внутренее устройство здания приспособлено к помещению в нем 60 человек безпомщных, престарелых и немощных обоего пола.

4.

На Восток по Александровской дороге от Лавры близ двух верст с половиною, есть загородной дом с березовою немалою рощею; при них два большие пруда. Все сие место, которое называется Корбуха, с Южной стороны обнесено каменною оградою. Место сие прежде было незнатно; ибо на нем были, на ближней к Лавре стороне, деревянной дом с чердаком и скотской двор; но с 1742 го со времени настоятельства Архимандрита Кирилла, ближняя к Лавре сторона начата приводима быть в порядок; на ней построен дом большой деревянной со службами, а по обе стороны того дома разведены регулярные сады и цветники, и в пристойных местах сделаны беседки, и все место обнесено полисадником; но бывший в Лавре настоятелем Архимандрит Гедеон в 1759 году приказал сделать за прудом на дальной стороне Корбухи (понеже то место гораздо возвышеннее) деревянной дом на каменном фундаменте на 20 саженях, которой и построен был в 1760 году, а со всею внутреннею уборкою к окончанию приведен, так как он ныне есть, в 1762 году уже при Архимандрите Лаврентии; а Преосвященный Митрополит Платон оное место украсил долгими просеками в рощах. Сие место, во время Высочайших в Лавре присутствий Блаженныя и вечной памяти достойныя Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, и Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ, всегда посещаемо было их Императорскими Величествами. В последствии времени дом за обветшанием снят, и употреблен на другия Лаврския построения.

5.

В Москве, в третьей дистанции, за Сухаревою башнею, есть дом каменной, на 25 саженях о двух ярусах, принадлежащий Лавре с разным дворовым строением и огородным местом. Владение сего места, которое дано было еще от Великих Князей, простиралось до самаго нынешняго землянаго города и по другую сторону реки Неглинны на 174 саженях. На сем месте поселены были Троицкаго Монастыря разные люди, от которых и называлась Троицкая Неглинская слободка; но после Московскаго от Поляков разорения, разными обывателями она застроена, и Троицкая Неглинская слободка взята по Государеву Указу под городовое строение; а осталось за Лаврою семь десятин и 25 квадратных сажен. На оном месте в разныя времена были деревянныя строения: а в 1759 и 760 годах на том дворе построен оный дом каменной в черне, Лаврским иждивением, по приказанию Архимандрита Гедеона, которой остался неотделанным до 1766 года; а в том 1766 и 767 годах, по Имянному Ея Императорскаго Величества Указу, от Коллегии Экономии выданною суммою, Преосвященным Митрополитом Платоном окончательно отделан, и при оном доме им же разведен регулярный сад. В 1812 году дом сей выгорел, но потом возобновлен, и церковь в нем во имя Преподобнаго Сергия возстановлена.

6.

В Москве же, в Китае городе, в Зарядье, на Ильинской улице, против гостиннаго двора, дом каменной о двух жильях, называемой Стряпческой. Ныне на том месте, по разобрании стараго дома, построен новой большой каменной дом.

7.

В Санктпетербурге на Московской стороне, на реке Фонтанке, двор, на нем дом для Настоятелей Лаврских, когда они бывают в Санктпетербурге, каменной, и при нем каменная церковь во имя Преподобнаго Сергия, с четырьмя каменными флигелями. Место сие дано в 1714 году, по Указу Государя Императора ПЕТРА 1-го, и по определению Санктпетербургской канцелярии для строения подворья. Каменный дом, покрытый железом с двумя флигелями, построен в 1750, 1751, 752 и 753 годах, при настоятелях Лавры Преосвященном Арсении и Архимандрите Афанасии, Лаврским иждивением. Церковь же каменная, ныне имеющаяся, перестроена и украшена в 1772 году и освящена во имя Преподобнаго Сергия, Преосвященным Митрополитом Платоном. Два прочие при вратах каменныя флигеля построены в 1774 году. В 1822 главный корпус, по обветшанию внутренняго устройства, возобновлен, и получил более правильный фасад.

О НАЧАЛЕ ИГУМЕНСТВА И АРХИМАНДРИИ В ЛАВРЕ.

Первый Игумен был в Троицком Монастыре основатель онаго Преподобный Сергий, таким образом: когда число братии умножилось до двенадцати человек, то и возжелали они Преподобнаго Сергия иметь своим пастырем. Сей не желал начальства, но убежденный молением братии своей, принужденным нашелся итти с двумя другими старцами, для испрошения Игуменства, к Епископу Афанасию из Волыни в Переяславль, правившему тогда Российскою Церковию во время отъезда Святаго Алексия Митрополита в Царь-град, для поставления на сие достоинство. Той, увидев доброты Сергия и слышав многая о нем, благослови его быти Игумена и пастыря собранному от него стаду. Преемником Игуменства, по скончании его, был ученик его Преподобный Никон; и так Игуменство в сей обители продолжалось до государствования Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича.

А в 1561 году, по повелению онаго Государя, Троицкаго Сергиева монастыря Игумен Елевферий Митрополитом Макарием поставлен во Архимандрита, которому, так как и преемникам его, данною грамотою, (которая для любопытства ниже сего напечатана) в том 1561 году от онаго Митрополита дано первенство пред всеми Российскими Архимандритами, и с того времени и до ныне продолжается в оной Лавре Архимандрия. А кто именно были Игумены и Архимандриты до ныне, прилагается тому на конце список. Какия же от Великих Государей и Митрополитов Всероссийских и Святейших Патриархов даны сей обители пред прочими преимущества и Архимандриту в служении отличия, сие, яко со смиренномудрием иноческим несовместное, преходим молчанием; а предоставляем просвещенному читателю судить о том по тем заслугам, коими от сея обители воспользовались Церковь и Отечество.

ГРАМОТА,

Данная Троицкаго Сергиева монастыря
первому Архимандриту Елевферию.

По милости Пресвятыя, Живоначальныя, Единосущныя, Неразделимыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа, и молитвами Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего великаго Чудотворца Игумена Сергия и ученика его молитвами Святаго Преподобнаго Отца нашего Никона Чудотворца, и по совету Боговенчаннаго Царя Государя Великаго Князя Ивана Василиевича всея Руси Самодержца. Божиею милостию, се аз смиренный Макарие Митрополит всея Руси, по благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данной нам от Пресвятаго и Животворящаго Духа; и соборне о Святем Дусе с сыновы и сослужебники нашего смирения, с Никандром Архиепископом Ростовским и Ярославским, со Афанасием Епископом Суждальским и Торуским, с Гурием Епископом Рязанским и Муромским, со Акакием Епископом Тферским и Кашинским, с Варлаамом Епископом Коломенским и Коширским, с Матфеем Епископом Сарским и Подонским, и с честными Архимандриты и Игумены, и со всем священным собором, благословили есьмя и поставили в Архимандриты Троицкаго Сергиева Монастыря Игумена Елевферия в тот же Троицкой монастырь и священную ему палицу приложили. И повелехом ему о Святем Дусе соборне в святей шапки с дейсусом и с Херувимы и с двема рипидами вся священноиноческая и архимандрическая действовати. По входе в Святую церковь, и по поклонех, знаменуется и целует царския двери, и святыя иконы по обе страны царских дверей. И потом посреди церкви на ковре облачится в весь священный архимандрический сан, и священную палицу приложив и святую шапку целовав, и на главу взложив, отходит во всем сану в святый олтарь царскими дверьми. И вшед в святый олтарь во всем сану, три поклоны творит, и целует святый престол и святое Евангелие, и отходит в жертвенник. И повелевает священнику и диакону святая украшати, и целует святый потир и святый дискос. И благословляет священников и диаконов, которым с ним Божественную литургию служити. И повелевает и благословляет проскомидию творити и святый Агнец вынимати, и сам во всем сану проскомидию действует о всем по уставу, и Божественную литургию служит Василия Великаго, или Иоанна Златоустаго; или преждеосвященную. И покрыв Святая, повелевает священнику отпуст творити в Царских дверех, и прощение совершив, благословив диакона, начинает Божественную литургию, и егда приспеет выход с Евангелием итти, и тогда Архимандрит повелевает диаконам с Евангелием итти. И сам Архимандрит в шапки за святым Евангелием в сем сану на выход исходит, и по нем все служащие священницы последствуют. И пришед к Царским дверем Архимандрит, и снимает со главы своея шапку, и отдает служащему диакону. Диакон же приим шапку, входит в святый Олтарь, и потом диакон с Евангелием обратився к Архимандриту, и речет тихо: Благослови Владыко святый вход. Архимандрит же прекрестився целует святое Евангелие, и благословив диакона в главу рукою крестообразно. И речет тихо: Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда и ныне и присно и во веки веков,аминь. И потом диакон обратився к Царским дверям прекрестив святым Евангелием, возгласив велегласно: Премудрость прости, входит во святый Олтарь и полагает святое Евангелие на святый Престол. И потом Архимандрит прекрестився целует святыя Царския двери. И вшед в Олтарь приемлет от диакона шапку, и возлагает на главу свою. И по входе всех служащих во Олтарь, и по тропарех Архимандрит став в Царских дверех, речет: Яко свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. Диакон же возгласит велегласно, и во веки веков, и тогда Архимандрит благословляет рукою крестообразно посреди церкви и по крылосам. Крылошане же поют: Святый Боже: по крылосам. А священницы во Олтаре поют: Святый Боже. Архимандрит же в Трисвятом рукою благословляет без осенения свещь по крылосам, и во Олтаре и по Трисвятом целует святый Престол и отходит на горнее место. И тамо на Трисвятом рукою же благословляет без осенения свещь; и по-прокимне на горнем месте сядет в шапке, и егда учнут Апостола чести, и тогда Архимандрит благословляет рукою и повелевает на обе страны священником сести. И по чтении Апостола, и по совершении святыя Аллилуия, тогда диакон возглашает пред Евангелием: Благослови Владыко благовестити святаго славнаго и всехвальнаго благовестника, Апостола и Евангелиста имярек, Архимандрит же стоя в шапке на горнем месте, против возглашает: Бог за молитв Святаго славнаго и всехвальнаго благовестника, Апостола и Евангелиста имярек, даст ти глагол, во еже благовестити силу многу. И тогда исходит диакон Царскими дверьми и чтет святое Евангелие. Архимандрит же снем со главы шапку, отдает диакону, и стоит без шапки. По чтении же святаго Евангелия, приемлет Архимандрит у диакона шапку и возлагает на главу свою, и сходит с горняго места; и станет пред святым Престолом. И служащие священницы и диаконы по своим местам около Престола станут. И тогда к Архимандриту диакон святое Евангелие приносит: Архимандрит же прекрестився, целует святое Евангелие, и благословив диакона рукою, и повелевает иному диакону и к прочим служащим священником понести святое Евангелие целовати; и потом совершает Божественную литургию в шапке. И егда приспеет Херувимская песнь, и тогда Архимандрит шапку с себя снимает, и оттоле служит откровенною главою: и несет шапку его диакон на великой выход, пред кандилом за рипидами, и егда принесет диакон шапку его к Царским дверям и несет ее в Олтарь и стоит с нею. Архимандрит же став в Царских дверех откровенною главою, и приемлет от диакона кандило, и покадив Святая и приемлет у диакона с главы дискос, да поставляет на Божественный Престол. И потом Архимандрит, покадив святый Потир, приемлет у священника, да поставляет на Божественный же Престол; и паки прием кандило Архимадрит, кадит всех служащих священников, входящих во святый Олтарь. И егда принесут священницы Святый воздух, Архимандрит же покадив Святый воздух, отдает кандило, и приемлют священники Святый воздух на главах, и покрывают Святая на Божественном Престоле, и потом Архимандрит и священницы прощение творят. И по Верую во единаго Бога: и по взятии Святаго воздуха от Святая, и тогда Архимандрит повелевает двема диаконом с рипидами стояти и брегут Святая, и стоят со страхом, и осеняют до причастия. Архимандрит же Божественную службу всю совершает откровенною главою, и причащается Телу и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По причастии же Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа раздает Христово Тело служащим Иереом и диаконом. И потом причащает Архимандрит сам перваго старейшаго священника, и повелевает ему к горнему месту отступити, и тамо всех служащих священников и диаконов повелевает ему причащати: по причастии же и по вкушении Святыя доры большия и меньшия, и по вкушении Святыя просфоры, и по умовении уст, и по умовении рук, приемлет Архимандрит кандило, и покадив Святая, повелевает диакону в Царских дверех страшити, и потом диакон поставляет Святая на Престоле. Архимандрит же покадив обоя Святая, и приим дискос возлагает служащему диакону на главу. А потом Архимандрит, приим Святая в Потире отдает священнику служащему, и относят Святая в Жертвенник, и тамо Святая потребляют. Служащийж диакон пред Царскими дверьми отпускную ектению творит. И тогда Архимандрит священную шапку от диакона приемлет, и поцеловав, на главу свою возлагает, и покрыв святый Престол, глаголет священником, с миром изыдем, и исходит Царскими дверьми в церковь и Святую дору братьи раздавает. И потом входит в Олтарь, и став в Царских дверях и диакон речет: Премудрость, Архимандрит же возгласит: Благословение Господне на всех нас, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь. И потом совершенный отпуст творит, и по отпусте екклисиарх и крылошане многолетствуют Царя и Святителя и отца своего Архимандрита, еже о Христе с братиею. И потом Архимандрит от священнаго сана совлачится посреди церкви на ковре. Сий же устав и святую палицу и священную шапку с двема рипидами, по совету Боговенчаннаго Царя о Святом Дусе повелехом и вдахом со всем священным собором Троицкому Архимандриту Елевферию, или по нем у Живоначальныя Троицы и у великих Чудотворцев Сергия и Никона во обители и иные Архимандриты будут, по тому же уставу в том священном сану служат и вся священная архимандрическая действуют о всем по Божественному уставу, и по священным правилом святых Апостол и святых Отец. Также о Святом Дусе по совету Боговенчаннаго Царя, и повелехом и благословихом соборне Троицкаго Архимандрита Елевферия, или кто по нем иные Архимандриты у Живоначальныя Троицы, и у великих Чудотворцов во обители будут, по владычным же праздником и Богородичным праздником, и в воскресные дни и в прочие дни на память святых на всенощных, на молебнех, и на Богоявление, и на происхождение честнаго Креста и в прочие праздники, егда произволит воду святити и молебны пети, и около монастыря со Кресты ходити и лето провожати, и на умовение ног в великий Четверток, и вся священноиноческая и архимандрическая действует в шапке с палицею и с двема рипидами, и во всем священноиноческом и архимандрическом сану невозбранно Троицкой Архимандрит Елевферий, или кто по нем у Живоначальныя Троицы во обители, и у святых великих Чудотворцов Сергия и Никона; и иные Архимандриты будут, и сия вся власть дана им от Пресвятаго и Животворящаго Духа, потомуж действовати нашим смирением, и всем освященным собором. – Также о Святом Дусе, и по совету Боговенчаннаго Царя, со всем священным собором, почтохом Троицкаго Архимандрита Елевферия, и повелехом ему о Святом Дусе в Божественных службах и по всем собором, с Митрополитом и со Архиепископы и Епископы, выше всех Архимандритов ходити всея Руския Митрополии, и почтохом его честию и седанием подо всеми Владыками. Прочие же Архимандриты и Игумены имеют его в первых честнейшаго и старейшаго Архимандрита в службах и в седаниях и о Христе брата, и честь ему воздают, яко старейшему и честнейшему господину о Христе брату. Также и Троицкой Архимандрит Елевферий ко всем честным Архимандритом, к своей о Христе братии, и честным Игуменом свою о Христе любовь имеет, и почитает их о Святом Дусе, коегождо противу их сану. Сию же почесть и седание о Святом Дусе по совету Боговенчаннаго Царя вдахом священным собором и впредь Троицким Архимандритом имети и творити им о всем потому, как в сем о Святом Дусе соборном уложении писано и предано, ни прибавити, ни убавити, ниже что пременити или приложити, и хранити сия вся неподвижно в славу Божию, за молитв святых великих Чудотворцев Сергия и Никона.

А что Троицкие монастыри и великаго Чудотворца Сергия Монастырь на Подоле, а в нем церковь Введение Пресвятыя Богородицы, да теплая церковь Пятница святая, а в нем игумен с братиею. Монастырь на Кержаче, церковь Благовещение Пресвятой Богородицы, да теплая церковь Сергий Чудотворец, Игумен с братиею. Монастырь на Москве, церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да Чудотворец Сергий с трапезою, обе каменны, Игумен с братиею.

Монастырь в Свияжском городе; церковь Чудотворец Сергий, да теплая церковь Троица Живоначальная, Игумен с братиею.

Монастырь в Казани, церковь Чудотворец Сергий, Игумен с братиею.

Монастырь в Бежецком Версе на Мологе в Присеках, церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да теплая церковь Сергий Чудотворец, Игумен с братиею.

Монастырь в Володимирском уезде на Клязьме, церковь Успение Пречистой Богородицы, Игумен с братиею.

Монастырь на Волзе в Углецком и в Кашинском уезде, церковь Рождество Христово, Игумен с братиею.

Монастырь Николай Чудотворец в Дерюзине, в Переславском уезде, Игумен с братиею.

Девичий монастырь, церковь Покров Пресвятыя Богородицы на Хоткове, Игуменья с сестрами.

Монастырь Пречистая Богородица под сосною, Игуменья с сестрами.

И по тем по всем своим монастырям, Игуменов и Игуменей избирает Троицкой Архимандрит Елевферий с братиею. И ведает их и управляет в церковных чинех и в монастырских строениях во всем духовне и телесне, и те Игумены с братиями и Игуменьи с сестрами по всем их монастырям, Троицкаго Архимандрита Елевферия чтят, и повинуются ему во всем по Бозе без всякаго прекословия, или по нем и иные Архимандриты у Живоначальныя Троицы и у великих Чудотворцев Сергия и Никона во обители будут, и они потому же их ведают и управляют в церковных чинех и в монастырских строениях душевне и телесне. И выб священноиноцы, и диаконы, и келарь и казначей, и вся, яже о Христе, братия Троицкаго Монастыря и все Игумены, и священноиноцы, и иноцы, и священницы, и диаконы и все причти церковные тех Троицких монастырей, и слуги Троицкие, и слуги тех Троицких монастырей, и все приходящии правовернии людие к той Пресвятей обители Пречистыя Живоначальныя Троицы и к великому Чудотворцу Сергию и к тем их ко всем честным монастырем Архимандрита Елевферия чтили и слушали, и повинуйтеся ему добре о Господе, и имейте его честна со всяцем духовным опасением и порадованием, яко присному своему господину и отцу, пастырю и учителю; понеже обретохом его по Царскому совету соборне свидетельствуема во всем благоговении и чистоте Боголюбива и боящася Бога и зело сокрушена сердцем, приводяща себе во все благо и спасительно дело. И должен убо есть сицевый Архимандрит вся церковная управления управляти и монастырская строити о всем по преданию Святых Апостол и Святых Отец, и по нашему Святительскому соборному благословению и наказанию. Такоже и к вам имети ему своя о Христе духовная любовь и попечение во всем. И сего убо ради дана бысть ему грамота сия, на утверждение его в славном и в преименитом граде Москве. А к сей грамоте Боговенчанный Царь велел печать свою привесити. А Митрополит велел свою печать приложити, да и руку свою к ней Митрополит приложил. Лета 7069-го, месяца Генваря в 6 день, Индикта в д.

Смиренный Макарие Божиею милостию Митрополит всея Русии.

       При той грамоте приложены две печати, одна Царская на красном шелку и на красном воске, на ней с одной стороны, изображение Св. Георгия, с другой, герб Российский, двуглавныйОрел; вокруг на обеих сторонах надпись: Иван Божиею милостию Царь и Господарь всея Руси и Великий Князь Володимирский, Московский, Новградский и иных. Другая Митрополичья на черном шелку и черноватом воске: на ней с одной стороны изображение Похвалы Богородицы, с другой надпись: Божиею милостию смиренный Макарий Митрополит всей Руси.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.