1 О царских приездах в монастыри: Кириллов, Троицкий Сергиев, Волоколамский см. в Известиях Русс. Археологическаго Общества, т. I, в. 2, стрр. 7487. Об отходе государей из Москвы к Троице и возвращении в Москву от Троицы нарочитое в Вивлиофике VI, 176.
2 О подробном описании путешествия к Троице Бориса Годунова см. у Аделунга в Обозрении путешественников, II, 71.
3 Царь Алексей Михайлович называл Танинским и Тонинским, Сборник Муханова, 1 изд., № 148, стр. 215 и 221. Императрица Елизавета Петровна Танинском (Танинск), ibid. стр. 262 (в июле 1729 г. она в нем).
4 В с. Братовщине в 1702-м году была таможня см. Голландск. путешеств. Корнилия Де-Бруина в Чтен. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1872 г. кн. I, стр. 37 fin. Монастырь Никола на Братошине упоминается ок. 1509 г. Собр. госуд. грамм. и догов. I, 405 col. 1; под 1552 г. упомин. Кирилл игумен Браташинский т. е. монастыря в с. Братовщине, у Строева в Списках иерархов col. 1051 fin.
5 Заметим здесь, кстати, что производство названия села Мытищ от того, будто в нем была мытная застава с мытною избой, где мытники собирали с телег и саней, также с прибылых людей, мытную пошлину (И. М. Снегирев в Путеводителе из Москвы в Троице-Сергиеву лавру), совершенно неосновательно. Мытные заставы не назывались мытищами, а как и самый сбор мытами, именит. мыт и мыто (см. в Материалах для словаря древне-русскаго языка И. И. Срезневского сл. мыто). Грамота симоновского монаха Адриана Ярлыка от 1460-го года, на которую напрасно ссылаются в подтверждение производства (тот же Снегирев), напротив ясно дает знать, что под мытищем должно разуметь не заставу, а местность, ибо в ней говорится, что у Адриана Ярлыка на Яузском мытищи было несколько деревень (грамота в Актах Юридических Калачова, т. I, № 85, col. 553). Какая местность обозначалась словом: мытище, это пока с достоверностию не может быть сказано, так как в актах, сколько до сих пор найдено, и всего один раз встречается слово: мытище, при чем в этом единственном известном случае, с одной стороны, совершенно ясно, что слово: означает местность, а с другой стороны нисколько не поясняется, нарочно или ненарочно, какую именно; межевая грамота 1504-го года в Собр. госудд. грамм. и договв. т. I, стр. 368, col. 1. Судя по местности села Мытищь и по его окрестности, должно думать, что словом: мытище обозначались местности мочевинистые, ключевистые. Исторические сведения о селе см. у Холмогоровых в Чтениях Общ. Ист. и Древн. Росс., 1886 г., кн. I, стр. 47.
6 Не во времена Алексея Михайловича, а в 1843-м году митр. Филарет писал наместнику Антонию: «говорят, что дорога в лавру чрезмерно худа», и спрашивал: «нет ли проселочной, хотя не так близкой, но более удобной», письмо № 387 (может быть, впрочем, в 1843-м году, по причине того, что проводилось шоссе, большая дорога была не настоящая, а какая нибудь временная).
7 Cfr Новый летописец, напечатанный в XVII книге Временника Импер. Общ. Ист. и Древн. Росс., стр. 196 нач..
8 В статье «О царском пришествии в Кирилов монастырь когда государь изволит», напечатанной в Известиях Археологическаго Общества, т. I, вып. 1-й, col. 7580: при встрече государя в святых воротах диакона, покадив по чину государя и царевича, «потом покадит их государевы шапочки или колпаки по тому чину со осенением» col. 76; «после евангелия на молебне пойдет государь к образом, прикладывать золотые», col. 80; «(обедню) служат для государя в двух потирех», col. 79, при провожении государя из монастыря «ударят челом государю образи Божия милосердия и казенными поминки: чашки и лошки и кожи и посохи монастырскаго дела и окончины и питием и рыбою», col. 80; относительно посоха на богослужении замечено, что после указа патр. Никона от 18-го декабря 1653-го, которым посохи отставлены, «подносить (посохов) опричь государя никому не велено», col. 78 нач.
9 О ризах в одной нарочитой записи о приезде государя к Троице читается: «На архимарите ризы живут (бывают) Никонскые или старые монастырские или королевины дачи или Глинского, из тое статьи которые ризы изволит, в те облачитца, а на священницах ризы камчатные белые новые, а на диаконе на болшем стихарь саженой (т. е. низанный жемчугом), а на прочих диаконех стихари камчатные новые».
10 Что значит «в столы сказывать» и «смотреть в столы» см. у Сергеевича в Русских Юридических древностях, I, 477 fin. и 478.
11 О подачах от государей властям монастыря читается в одном чуде архим. Дионисия: «Некогда прилучися во обитель святыя Троицы и к чудотворцем приход самодержцев (царя Михаила Федоровича), яко же обычай есть на праздники, и по исполнении вечерняго и утренняго пения и литургии самодержец бысть за столом и по обычаю царскому властем подачи подавая, в кельи же в архимаричье подачи царския приимая некий слуга..., наветом же диаволим обольстився обонянием тех яств, отрезая по малу от всех подач, наполнив блюдо»... Далее дается знать, что подачами царскими архимандрит угощал пришедших к нему гостей. См. чудо в брошюре Д. Скворцова: «Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицы-Сергиева монастыря», Тверь, 1890, стр. 53. В записи «О царском пришествии в Кирилов монастырь, когда государь изволит», читаемой в келарском Обиходнике Кириллова монастыря 1656-го года, напечатанной в I томе Известий Спбургскаго Археологическаго Общества, coll. 7581, читается о государевой трапезе в монастыре и угощении государем братии: «После обедни государь ходит в свои кельи, и по времяни государь приходит в трапезу; и как государь войдет в трапезу, и чтец учнет тотчас чести от жития чудотврца Кирилла или пречистыя Богородицы Успения слова в торжественнике, о том доложит государева уставщика, как велят; и тогда государь братию жалует, шти подает из своих рук, подле столов ходя, а ему государю подносят свои государьские стольники; потому ж государь жалует медом и милостынею и полотенцы, всем сам подносит; а как государь обносит шти и мед и милостыню и полотенцы, и архимарит став государю бьет челом колачи крупитчатыми и рыбою по чину; и потом государь за стол сядет кушати, а братия кождо в своих местех сядет, а головщик чтет по обычаю»...col. 79.
12 Разумеется болверк, или бастион, бывший у Соляной (Водяной) башни, см. выше, стр. 176.
21 сентября 2023 г. (8 сентября ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2023 Свято-Троицкая Сергиева Лавра