<Примечания к главе 7>

1 Истор. Росс. Иерар. т. 6, стр. 296.

2 Вероятно в феврале 1610 г., потому что он скончался 10 маия 1633 г., быв настоятелем, как известно из записок монастырских, 23 г. и 3 месяца.

3 19-го февр. 1611 г. дана Аврамием Палицыным в Троиц. обитель грамата на шестую долю выти в селе Лазареве, доставшемся ему по суду после двоюроднаго брата его Смиряя Катунина; сверх сей отчины, оцененной в 30 руб., Аврамий пожертвовал девять печатных книг и четыре рукописи за 42 р. и денег 28 руб., а всего вклад простирался до 100 руб.

4 Аврам. Палицына Опис. осады Троиц. монаст. стр. 217.

5 Эта первая призывная грамата из Троиц. мон. Авр. Пал. также 218–220. Она упоминается в Акт. Арх. Экспед. т. 2, стр. 228.

6 Житие Пр. Дионисия. стран. 57, 58.

7 Рукоп. о новоявленных чудесах Пр. Сергия (сочинение Келаря Симона).

8 Истор. Государ. Росс. т. 12, прим. 731.

9 Акт. Арх. Эксп. т. 2, стр. 328.

10 Житие Пр. Дионисия стр. 82, 83 и Собр. Госуд. грамат Т. 2, стр. 57.

11 В печ. издании стоит ошибочно: июля. См. книгу: Аврамий Палицын, С. Кедров, стр. 121, в примеч. А. Л–д.

12 Аврам. Палиц. об осаде стр. 228–235.

13 По всей вероятности послание о мире, найденное в архиве Троиц. Лавры и напечатанное во 2-м Т. Акт. Арх. Эксп., писано Дионисием. Слово нищий, каким называет себя умоляющий, и весь ход письма показывают, что послание писано духовным лицем.

14 Аврам. Палиц. об осаде Троиц. Лавры стр. 261. И накануне Царскаго венчания 10 июля на всенощном бдении служба отправлялась Пресвятой Троице, чудотворцам Московским и Пр. Сергию. Собр. Госуд. грам. Т. III, стр. 70).

15 После осады она осталась в самом жалком положении, как описывает Аврамий Палицын: «от подкопов и от слухов и от пушечнаго бою башни и стены градныя разседошася, а в иных местех мало не падоша и строения; в обители же службы и келлии братския без покрова быша, и многие келлии и службы в монастыре погорели».

16 Кроме общей тарханной граматы утверждены за монастырем: сбор с конской площади в Москве, Сбор. № 1 гр. 420, свобода от подписных и печатных пошлин с грамат № 419 и др.

17 Грам. 520, 573, 584.

18 Впрочем еще в конце 1615 г. власти монаст. писали к Царю: «в вотчинах Троицкаго монастыря хлеб не родился, и для того в монастыре скудость великая; крестьяне раззорены; имать хлеба не на ком», принуждены «займуя деньги посылать на монастырский обиход купить хлеба по городам». Грам. 582.

19 Подлинныя свидетельства о взаимных сношениях России и Польши изд. Мухановым стр. 81–93.

20 Так по сказанию Аврам. Палиц. стр. 276 и по Польским памятникам. См. у Муханова стр. 98, а не село Сватково, как в Летописи о мятежах стр. 325.

21 Аврам. Палиц. – Деулино и в писцовых книгах 131 и 132 г. названо «Мирным». Церковь, поставленная в память сего мира, сгорела в 1860-х годах.

22Житие Пр. Дионисия.

23 Акт. Арх. Экспед. Т. III, стр. 337.

24 На сумму около 1900 р. по тогдашним деньгам и оценке.

25 Летопись о мятежах стр. 339–343.

26 Акт. Археогр. Экспед. Т. III, стр. 456 и Описан. Соловецкаго монастыря ч. 1, стр. 128, 138. Известность Пр. Елеазара двору, и рождение Ц. Алексия Михайловича, по молитвам сего старца, объясняют отчасти первоначальное сближение с Ц. Алексием Михайловичем ученика Елеазарова Никона. Житие Патр. Никона, опис. Шушериным стр. 9–12.

27 По прозванию он пишется Вявлетин и Вязьмитин. См. Опис. Песнош. мон. стр. 92.

28 В Синодике записано более 70 имен слуг, служебников, стрельцев и даточных людей монастырских, под 7142, с отметкою: померли в Дорогобуже. О собор. определении Акт. Арх. Эксп. Т. III, стр. 335.

29 Ркп. житие Пр. Дионисия, составленное старцем Симоном.

30 Поэтому случаю переписаны и все граматы на вотчины монастырския, как вкладныя, так и жалованныя Великих и Удельных Князей и Царей. Сборник окладных грамат с присовокуплением прочих документов на владение вотчинами, или Вотчинная книга, разделяется на две части, и содержит в себе 2375 актовых бумаг разнаго рода. Сборник жалованных грамат Великих и Удельных Князей и Царей содержит в себе 588 гр. Оба сборника скреплены по листам властями монастырскими и дьяками.

31 Рукопись о новоявленных чудесах Пр. Сергия, и Доклад Царю Михаилу Феодоровичу о разных делах монастырских в 1642 г. в Архиве Лавр.

32 Рукоп. о новоявленных чудесах Пр. Сергия, в Академ. Библиотеке.

33 Рукоп. в Москов. Патриаршей Библиотеке и в Троицкой Лаврской.

34 Собр. Госуд. Грам. Т. III, стр. 478, 479. Отписка Никона к Царю Алексею Михайловичу из Троицкаго монастыря и из села Воздвиженскаго. Дворц. записки, ч. 2, стр. 161.

35 В Собр. Грам., грам. Царицы Марьи Ильиничны. Т. 3 стр. 532.

36 Современное известие о сей иконе находится в одной из рукоп. Акад. Библиотеки.

37 Рукоп. о новоявленных чудесах Преп. Сергия.

38 Выезды Царские замечены в повседневных дворцовых записках.

39 Сведения, собранныя им на Востоке, записаны в его Проскинитарии, который подлинником хранится в Патриаршей Библиотеке.

40 Митр. Евгения Словарь о писателях духовнаго чина т. I, стр. 54.

41 Акт. Археогр. Эксп. т. III, стр . 172–175.

42 Последняя грамата в Записках Отд. Русс. и Слав. Археол. т. II, стр. 698.

43 См. Вклад. книгу о настоятелях Троицких.

44 Древн. Вивлиоф. ч. 15, стр. 241–282 и 10, стр. 351–357.

45 Донос на Хованскаго в Собр. Акт. Археогр. Эксп. Т. IV, стр. 368. Воззвание к городовым войскам, разосланное из Саввина монаст., там же стр. 372.

46 Записк. Туманск. Ч. 5, стр. 247–249.

47 Анекдоты о Имп. Петре В. Штел. стр. 74 и 94.

48 Запис. Туманск. ч. 5, стр. 249–288. и Акт. Археогр. Экспед. т. IV, стр. 372 и след.

49 На лицевой стороне сей медали изображено: «Божию милостию Мы великие Государи Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь и Великая Государыня Благоверная Царевна и В. К. София Алексеевна, всея великия, и малыя, и белыя России Самодержцы». На обороте: «пожаловали Генерала думнаго нашего Агея Алексеевича Шепелева за службу 191 года, что он был в нашем Великих Государей походе в Троицком Сергиевым монастыре с ближним нашим Боярином, оберегателем и дворовым воеводою со князем Васильем Васильевичем Голицыным в товарищах». Собр. Госуд. грам. Т. 4, стр. 465–469.

50 Выписка из журнала Гордона, напеч. в Сыне Отеч. 1840 г. м. ноябрь.

51 Запис. Туман. ч. 1, стр. 202–211. Из числа возмутителей спасся известный своею любовию к наукам монах Сильвестр Медведев. Он бежал из России; но на границе в Смоленском Бизюкове монастыре пойман и, лишенный монашества, послан был в Троицкий монастырь в заточение; здесь изъявил раскаяние в своих заблуждениях, которыя защищал в споре с Греками Лихудами, относительно времени пресуществления Евхаристии; но чрез два года снова замешался в бунте и предан смертной казни. Ркп. Вифан. Библиот. Сборник и Записки Туман. 9, 110.

52 Сборн. под № 4 Грам. 88.

53 Допол. к деян. Петра В. ч. 4, стр. 208.

54 Словарь о писат. духов. сана т. I стр. 301–304.

55 Иларион 27 авг. 1711 г. переведен в Курскую епархию; сконч. 1720 г. апреля 4 дня.

56 О судьбе Сильвестра см. Др. Вивлиоф. т. 18, стр. 96 и Истор. Обозр. Ряз. Иерархии. Марта 22 он перевед. в Смоленск, марта 3-го 1720 г. в Тверь, в 1723 г. в Рязань, в августе 1725 г. в Казань, декабря 31-го 1731 отлучен и взят в Невский мон. Отсюда переведен в Псков, наконец в Крутицкий и там скончался. Извлечено из Истор. Росс. Иерархии.

57 Выписка об Астрах. бунте 1705 и 1706 г. в прилож. к Журналу Петра В. изд. Щербатовым 1772 г. ч. 2, отдел. 2, стр. 193–294. См. также Журнал Петра В. стр. 134–136.

58 В 1731 г. он лишен сана за медленность в производстве дела о Льве Е. Воронежском (котораго впослед. признали невинным), и послан в Вологод. Спасокаменский мон., где и скончался, приняв схиму в 1733 г. Истор. Иер. Росс. 2 изд. ч. 1, стр. 252.

59 Более см. о Гаврииле в Сл. о писател. духов. сана т. I, стр. 77–81.

60 На сие указывают власти монастырские в докладе своем Государыне Императрице Екатерине II в окт. 1762 г.

61 Указ июля 15-го 1730 года, в архиве Лаврском.

62 Указ Государыни от 21 сент. 1738 г. в Полном Собрании Законов т. 10, стр. 619–623. Указ Св. Синода с препровождением инструкции в архиве Троицкой Лавры.

63 «Префекту Афанасию Троицкой десятины священникам и диаконам, которым за удалением от Лавры на поучении быть невозможно, задавать ко изучению из книжицы: Катихизис именуемой, при неколиком задаваннаго истолковании, по разсмотрению, – и велеть, дабы они той Катихизис, когда, что и на сколько времени задано будет, изучали, хотя не до слова, токмоб силу того писания разумели совершенно, и когда их о том вопросят, чтобы сказать могли. А ему Префекту назначать время, когда им приезжать в Лавру, и по приезде их екзаменовать». Арх. Тр. Сем. 1747 г.

64 Как показывает, кроме ризницы, и указ в 1744 г. в Полном Собрании Законов т. 12, стр. 134 –136. Ею дарована Лавре последняя утвердительная грамата на все ея вотчины 1752 г. июня 15 дня. Напечатано в Чтениях Общества Истории и Древн. Росс. 1865, кн. 4.

65 Потом перемещен на кафедру Ростовскую, где и скончался в 1776 г.

66 Из рукоп. Вифан. Семинарии, в которой содержится список всех Российск. Архиереев.

67 Из Новгорода 28 маия 1763 г. переведен на епархию Тверскую; и в том же году окт. 28 на епархию Псковскую; в 1798 г. окт. 9 д. уволен и скончался 24 генв. 1799 в С.-Петербурге.

68 Архив Троиц. Лавры 1768 г.

69 Поучит. Слов. Митр. Платона Т. ХХ, стр. 420–421.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.