ГЛАВА 72-88

Глава 72
ЧУДО СВЯТОГО СЕРГИЯ О НЕКОЕЙ ИНОКИНЕ
ХОТЬКОВСКОГО МОНАСТЫРЯ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ,
ЧЕСТНОГО И СЛАВНОГО ЕЕ ПОКРОВА,
7140 [1632] года, июня в 12-й день

В монастыре, именуемом Хотьковским, жила некая инокиня. Прочие инокини завидовали ей, потому что Бог посещал ее Своей милостью, и от этой зависти и сильного ропота задумала она уйти из обители.

И вот внезапно нашел на нее сон, и в тонком сне увидела она идущего к ее келлии старца, украшенного сединами, лицо же его сияло, как солнце. Подойдя, он вошел в сени, открыл дверь келлии и, остановившись на пороге, спросил: "Где эта старица, недавно постриженная, которая благословлялась у меня принять иночество?" Та сильно испугалась и, желая утаить правду, указала на другую инокиню: "Это она, отче, благословлялась у тебя". Но старец возразил: "Нет, не она, а ты. Зачем ты смущаешься и хочешь уйти из обители? Оставайся здесь, не будет на тебя гонений, потому что я твой защитник". Сказав это, он вышел из ее кельи и направился к святой церкви честного и славного Покрова. "Кто это приходил и говорил со мной?" – недоумевала инокиня. И услышала голос: "Был у тебя великий чудотворец Сергий".

Пробудившись от сна, она стала молиться и благодарить Бога, призывая на помощь великого чудотворца Сергия, и исполнилась необычайной радостью.

Глава 73
ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
ОБ ИСЦЕЛИВШЕМСЯ ОТРОКЕ СЕВАСТЬЯНЕ

Вспомним о великих Господних дарах, о том, сколь славно Господь наш Иисус Христос прославил чудесами, при жизни и по преставлении. Своего угодника, светильника всей Руси, великого Сергия чудотворца, подающего исцеление и здравие приходящим с верою к его цельбоносному гробу.

У одного человека, из воинских начальников, по имени Иакинф, жившего в Троицком городе, при лавре Преподобного, был сын, отрок по имени Севастьян, лет семи, и напала на него тяжелая болезнь, так что отрок покрылся гнойными струпьями, и от той лютой болезни глаза его закрылись, и он совершенно не видел света. Родители его почти отчаялись, но вера все же влекла их ко Всещедрому Господу Богу и Пречистой Богородице и к угоднику Их, Преподобному и великому Сергию чудотворцу. Родители привели отрока в Сергиеву обитель, и в церкви Живоначальной Троицы после молебна у гроба святого даровал ему Господь, по молитвам Преподобного Сергия, выздоровление: глаза его открылись, и он увидел святые иконы, причем видел ясно, как прежде. И пошел в дом свой, прославляя Христа Бога и Матерь Его, Пречистую Богородицу, прославивших Своего угодника, дивного в чудесах великого Сергия.

Глава 74
ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ,
КОТОРЫЙ ПОКАЗАЛ НА МОРЕ ДОНСКИМ КАЗАКАМ
СВОЮ ОБИТЕЛЬ И ИЗБАВИЛ ИХ ОТ БЕЗБОЖНЫХ ТУРОК

В 7130 [1622] году, в царствование благочестивого Государя всея Руси, Царя и Великого князя Михаила Феодоровича, в лавру Живоначальной Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона приходил с Дона от казаческого войска старейшина по имени Епифан Радилов и с ним семьдесят человек, отправившиеся на богомолье по обету. Они принесли с собой в дар Господу и великим чудотворцам Сергию и Никону две серебряные позолоченные чаши, достойные восхищения, и большое зеркало удивительной работы.

И рассказали они Архимандриту Дионисию146 и всей братии, как удалось им, благодаря заступничеству великих чудотворцев Сергия и Никона, одержать на море победу над неприятелем – турками147. Когда они сошлись с противником и начался бой, турки стали одолевать; казаки же, видя, что силы их слабеют, обратились с молитвой к Пресвятой Троице и Пречистой Богородице и призывали на помощь преподобных отцов наших Сергия и Никона, обещая отправиться в их обитель, если Бог, по молитвам святых, подаст помощь и победу над врагом.

Близок Господь ко всем призывающим Его в истине [Пс. 114,18], – сказано в Писании. Милостивый и человеколюбивый Господь, Который всегда готов спасти уповающих на Него, тотчас показал казакам Свою несказанную милость, по молитвам преподобных отцов Сергия и Никона, ибо многим из них явилась тогда обитель Святой Троицы и великого чудотворца Сергия. Увидев ее, они воспрянули духом, устремились со всей силой на врага, и, по молитвам великих чудотворцев Сергия и Никона, побили всех турок, и невредимыми, с богатой добычей вернулись домой.

Глава 75
ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ О ВОИНЕ,
ИСЦЕЛИВШЕМСЯ У ГРОБА СВЯТОГО СЕРГИЯ

В 7140 [1632] году по повелению благочестивого Государя всея Руси, Царя и Великого князя Михаила Феодоровича, повелел Архимандрит Нектарий148 с прочими подчиненными ему иноками, управляющими Сергиевой лаврой Пресвятой Живоначальной Троицы, украсить церковь Пресвятой Троицы стенным письмом, и по его повелению начали иконописцы расписывать стены.

В то время как они трудились, привели некоего больного воина к цельбоносному гробу святого великого Сергия и держали его у гроба Преподобного, а больной сильно кричал, потому что ему сводило голову и руки. После молебного пения, по благодати Христовой и по молитвам святого, здоровье и разум вернулись к нему и он пошел прочь, славя Бога и угодника Его, великого Сергия.

Глава 76
ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ОТ БОЛЕЗНИ ГЛАЗ

Один человек, по имени Федор Матвеев, жил близ обители Преподобного Сергия, в том месте, которое теперь называется Служня слобода149. И напала на него глазная болезнь, весьма тяжкая, так что он не спал много дней ни днем ни ночью. Однажды, в летнее время, он повел мула на поле и, изнемогая от болезни, упал на землю ничком и мысленно просил чудотворца Сергия, чтобы он исцелил его. Лежа так, он заснул тонким сном и услышал голос, говорящий ему: "Иди в монастырь и отслужи молебен чудотворцу Сергию". Потом он услышал, как его зовут: "Федор!" – быстро поднял голову, взглянул и увидел своими глазами инока, сидящего на белом муле, то есть на коне. Инок проехал мимо и стал невидим, и в это время глаза Федора исцелились от болезни. И понял он, что получил исцеление от Бога, по молитвам великого чудотворца Сергия, пошел в обитель Пресвятой Троицы, к великому помощнику Преподобному Сергию и отслужил молебен, воздав славу Богу за то, что исцелился от болезни по молитвам святого.

Глава 77
ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
О ЖЕНЕ, ИСЦЕЛИВШЕЙСЯ ПО МОЛИТВАМ
СВЯТОГО ЧУДОТВОРЦА СЕРГИЯ

Среди селений, расположенных рядом с лаврой Пресвятой Живоначальной Троицы, обителью великого Сергия, Радонежского чудотворца, есть село, которое называется Подсосенье; от Троицкой обители до него пять поприщ. И была в этом селе церковь Пречистой Богородицы, честного и славного Ее Успения, где служил иерей по имени Феодор, а жену его звали Мария. Случилось так, что она потеряла рассудок, не узнавала ни отца своего, ни матери, ни мужа, ни родственников, ни кого-либо из знакомых, говорила бессмыслицу, и пришлось даже связать ее веревкой. Пресвитер много истратил из своего богатства на врачей, приходивших к ней, надеясь, что они помогут ей своим лечением, однако они ничего не могли сделать, она лишь сильнее страдала. Тогда пресвитер повез жену в обитель Преподобного. Они остановились у ее родителей, которые жили рядом с монастырем, и около пяти недель она пребывала в страшной болезни, сильно страдая. Родители плакали и сетовали, видя, как бес мучает ее, но с верою обращались ко Господу и к Преподобному Сергию.

Однажды больная во время припадка громко произнесла Христово имя и имя святого Сергия. Родители ее возрадовались и с верою помолились Богу и Преподобному Сергию; и тогда сумасшедшая неожиданно закричала: "Из пушки палят!" Открыв окошко, она выглянула на улицу и говорила так, что все слышали: "Вот, от монастыря бегут множество чернолицых, а здесь у окошка стоит седой старец, это он всех разогнал. Посмотрите же и вы на старца, пришедшего ко мне". Все стали смотреть, куда она показывала, но никого не увидели и поняли, что ей являлся Сергий чудотворец, потому что с этого часа, после видения, она стала здоровой и разумной, как и прежде. И все прославили Бога и святого Преподобного Сергия чудотворца.

Глава 78
ЧУДО СВЯТОГО ОБ УТОПАВШЕМ,
КОТОРОМУ УДАЛОСЬ СПАСТИСЬ

В 7147 [1639] году, в весеннее время, меня, недостойного инока Симона, отпустил самодержец из Троице-Сергиева монастыря в Соловецкий помолиться чудотворцам Зосиме и Савватию.

Возвращаясь из Соловецкой обители, мы плыли в ладье по реке, называемой Онегой, и отплыли от моря только десять поприщ. Добравшись до первых речных быстрин, мы все сошли на берег, испугавшись бурной воды и желая облегчить ладью, потому что речной поток стремительно несся, с громким шумом, на протяжении примерно пяти поприщ. Множество народа тянуло ладью на веревках, а мы шли по берегу, только двоих слуг оставили, необходимых для надзора. Несколько человек направляли ладью между каменными грядами, остальные тянули за веревки впереди, по обоим берегам. Не знаем, как это случилось, но один из работников Сергиева монастыря, по имени Емельян, стоявший на краю ладьи, оступился и упал в реку. Плавать он не умел и почти сразу скрылся под водою, и не было достаточно времени, чтобы увидеть, как он погрузился в воду и скрылся в глубине, только шапка его плыла по воде, в речных быстринах. Самого же мы никак не могли разглядеть, где несла его река. А если бы кто и увидел, как посмел бы из-за быстроты течения подать ему руку помощи? Ладью быстрым течением несло вниз. Люди старались изо всех сил, чтобы не дать лодке разбиться о камни, и лишь с большим трудом, с помощью двух канатов, направили ее опять по своему пути.

Один из нанятых работников, муж благонравный и богобоязненный, по имени Стефан, после того как ладья выправилась, с болью душевной скорбел о погибшем и решил его отыскать, взяв на себя все бремя беды, заботу об утонувшем. И прочих сверстников своих призвал без промедления начать вместе с ним поиски погибшего. Они же все в один голос сказали: "Не справимся мы с этими быстринами, да и столько времени прошло, где нам найти погибшего?" Но сей муж Стефан, словно Богом наставляемый, скорбел об утопшем и, спустив с ладьи маленький челнок, начал один плавать по реке, ловко поворачивая вправо и влево, потому что был искусен в преодолении быстрин: он часто сопровождал плавающих в ладьях и знал все особенности этого быстрого и глубокого потока. Он осмотрел все те места, где надеялся найти утонувшего (сам он жил рядом с этой рекой), и, не найдя никаких следов, закричал громким голосом, обращаясь к людям на берегу: "Проститесь с ним, его уже не найти!"

О, сколь удивительный рассказ надлежит нам поведать! Какое удивление предстоит выразить хвалебными словами! Ибо давно погибший, которого уже и не чаяли увидеть, услышал голос того мужа, громко вопиющего, рассуждающего о нем и прилагающего немалые усилия из любви к нему, – услышал на самом дне, в глубине, как сам потом об этом рассказывал, и пошевелился слегка, и тотчас показались над ним как бы пузырьки. Стефан, муж рассудительный, искусный рыбак, горел духом любви и, подвергаясь опасности, боролся с волнами, и Господь Иисус Христос пришел ему на помощь; подплыв к тому месту, Стефан опустил свое весло в глубину, но не достал до дна. Отложив весло и взяв шест, он стал опускать его в глубину и внезапно уткнулся утонувшему в грудь, и ухватился за шест погибший, а Стефан на том шесте извлек его из глубины. Стал он хвататься за край челна, но Стефан сказал: "Если ты в сознании, не хватайся за край челна", – и велел ему ухватиться за корму, добавив: "Чтобы нам обоим не утонуть". Спасенный ответил из воды, что он в сознании, и сделал так, как ему было велено: взялся обеими руками за корму, и они поплыли вниз, искусно поворачивая из стороны в сторону, то вправо, то влево, пока не приплыли к берегу. А здесь подхватили их обоих, совершенно обессилевших и едва дышащих.

Когда они пришли в себя, я, недостойный, увидев спасенного из воды, спросил его, как смог он так долго находиться в воде и как помогал ему Бог. Он же рассказал о себе все по порядку.

"Когда я, – сказал он, – упал с лодки, то скоро погрузился под воду, потому что не умел плавать. На дне течение несло меня, а я старался ухватиться руками за большой камень, но поток меня отрывал. И была у меня мысль, что люди с лодки в любом случае меня не оставят, но позаботятся обо мне и вытащат. Не знаю, прибило ли меня к чему-нибудь течением или несла меня вода, но там, на глубине, я надеялся, что люди меня спасут. И вот стало мужество оставлять меня, я уже не чаял получить от людей спасение и мысленно воззвал: "О Преподобный чудотворец Сергий, все меня оставили, но ты не оставь меня погибать душою и телом", – и беспрестанно взывал сердцем к чудотворцу Сергию об избавлении. Я уже терял сознание, потому что рот мне заливала вода, как вдруг услышал над собой голос, ощутил у груди своей шест и был вытащен из глубины. Так я спасся, благодаря помощи скорого заступника, великого чудотворца Сергия".

Глава 79
ЧУДО СВЯТОГО СЕРГИЯ
О СКОМОРОХЕ СЕРГИИ

В 7108 [1600] году был в Троицком граде Сергиевой лавры некий стрелец, по имени Сергий, скоморох. Много раз он зарекался скоморошествовать, собираясь прекратить это свое душепагубное занятие, но не исполнял обета. Когда он принимался скоморошествовать, то терял рассудок и впадал в тяжелейшую болезнь, а когда зарекался, то и от болезни своей исцелялся, и от безумия.

Случилось ему быть в Москве, и начал он снова скоморошествовать, забыв про зарок, – и тотчас впал в безумие. Его привели в обитель чудного святого Богоявления, на подворье святого великого Сергия, и он находился здесь несколько дней, а болезнь его не отступала. Тогда вспомнил он свои прежние зароки и дал обет прекратить скоморошество до самой смерти. И стал молиться Всемилостивому Богу, призывая на помощь великого в чудесах Преподобного Сергия. И вот, стоя в церкви Богоявления Господня пред иконой Спасителя, именуемой "Предста Царица"150, он вдруг увидел, что волосы на голове его как бы загорелись огнем, и закричал от страха, и с той минуты рассудок возвратился к нему и болезнь отступила. Придя из Москвы в обитель великого чудотворца Сергия, он служил стрельцом и был здоров и разумен, как и прежде, милостью Божией и по молитвам Преподобного Сергия чудотворца.

Глава 80
ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
ОБ ИСЦЕЛЕНИИ СУМАСШЕДШЕГО

Вспомнил я еще одно великое и преславное чудо, сотворенное Господом нашим Иисусом Христом в 7151 [1643] году.

При Троице-Сергиевом монастыре был медных дел мастер по имени Григорий, который сошел с ума: он никого не узнавал, и беспокойно вращая глазами во все стороны, кричал громким голосом; при этом два или три человека едва могли его удержать. Больного привели в обитель святого великого Сергия чудотворца, наложили на него железные вериги и водили в церковь Пресвятой Троицы, к цельбоносным мощам святого Сергия. Спустя несколько дней, по Божией благодати и по молитвам Преподобного, он стал здоровым и разумным, словно никогда не болел. И воздал славу и благодарение Всесильному Богу, творящему дивные и преславные чудеса через угодника Своего, великого Сергия.

Глава 81
ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
О ДРУГОМ СУМАСШЕДШЕМ

В 7151 [1643] году служитель погребной службы того же Сергиева монастыря по имени Феодор сошел с ума и дико вопил, не узнавая никого из своих знакомых. На него наложили железные вериги, причем два человека едва могли его удержать, и приводили в церковь Пресвятой Троицы, ко гробу святого Преподобного Сергия, великого чудотворца. И вот, по Божию милосердию и по молитвам святого Сергия, он стал здоровым и разумным, как и прежде, и славил и благодарил Бога и угодника Его, великого в чудесах Сергия чудотворца.

Глава 82
ЕЩЕ ОДНО ЧУДО СВЯТОГО
О СУМАСШЕДШЕМ

В 7151 [1643] году служитель того же Сергиева монастыря по имени Александр, по прозвищу Корсаков, сошел с ума и громким голосом кричал что-то нелепое. На него наложили вериги, причем три человека едва удерживали его, и привели в лавру святого Сергия, в церковь Святой Троицы, к цельбоносным мощам великого Сергия чудотворца. Спустя несколько дней, по милости Святой Живоначальной Троицы и по молитвам Преподобного, он стал здоровым и разумным, как и прежде, и пошел в дом свой, радуясь и славя Святую Троицу и Преподобного и блаженного Сергия чудотворца.

Глава 83
ЧУДО ОБ ИНОКАХ ТОГО ЖЕ МОНАСТЫРЯ

Инок того же Сергиева монастыря Живоначальной Троицы Феодосий, работавший на хлебном дворе, рассказал о случившемся с ним чуде Преподобного Сергия.

Однажды он тайно, без благословения и без отпуска, ушел из монастыря, а вместе с ним и другой брат, тоже работавший на хлебном дворе, некий инок родом из Киева. Они отошли недалеко от монастыря и были посреди монастырского поля. Вдруг, судом Божиим, по молитвам угодника Божия, великого Сергия чудотворца, у инока Феодосия затворились очи. Он остановился и долгое время не мог самостоятельно идти туда, куда хотел: по молитвам святого Сергия Бог не допустил этого. Брат, шедший с ним, взял ослепшего за руку и собрался вести за собой, поскольку он совсем ничего не видел. Но старец, лишившийся зрения, остановился на месте том и вместе со спутником начал плакать о своем согрешении и молиться Господу Богу и Пречистой Богородице и угоднику Их, великому Сергию чудотворцу, и мысленно обещал, что сходит помолиться в святые места, а потом немедленно вернется в его обитель. И тотчас вернулось к нему зрение, и он стал видеть глазами своими по-прежнему.

Они пришли в город Кострому, пробыли там некоторое время, и киевлянин возвратился обратно, в монастырь святого Сергия, а вышеупомянутый Феодосий отправился дальше, в обитель боголепного Спасова Преображения, в Соловецкий монастырь, да и остался там, у преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, забыв об обете, данном святому и славному Сергию. И вот внезапно напала на него сильная болезнь: где бы он ни стоял, где бы ни шел, спал ли он или молился в келли или в церкви – беспрестанно из ноздрей его текла кровь. Он и молебны служил об этом, и молитвы воссылал к Богу, но не получил никакой помощи. Вспомнив об обете, данном святому великому Сергию, он решил отправиться к нему, и тогда кровотечение прекратилось. Пока он не вышел из обители Соловецкой, все время, что он жил тут, из ноздрей его беспрестанно текла кровь; когда же он отправился к святому Сергию, то стал здоровым и ничего не ощущал, никакой болезни. И воздал за это хвалу Богу, прославляющему Своего угодника, великого Сергия.

Глава 84
ЧУДО СВЯТОГО СЕРГИЯ
О ЮНОШЕ ВАСИЛИИ

Было это в 7153 [1645] году с неким юношей, по имени Василий, сыном Андреевым, по прозванию Аничков.

Напала на этого юношу Василия скорбь и сердечная тоска, весьма лютая. От скорби этой и тоски он сошел с ума и, одержимый болезнью и безумием, пребывал у своего родственника, некоего Ивана, в его селе. Как-то раз, все в том же болезненном состоянии, он ехал из села мимо обители Преподобного чудотворца Сергия и, свернув со своего пути, направился в обитель, вошел в церковь Святой Троицы, где находится рака с многоцелебными мощами Преподобного Сергия, и молился пред образом Святой Троицы, призывая Преподобного Сергия и надеясь, что в Троице прославляемый Бог, по молитвам святого, избавит его от страданий. Помолившись, он приложился к цельбоносным мощам – и в ту же минуту исцелился от своей сердечной боли и тоски, и разум вернулся к нему, словно и не было никогда никаких страданий. Он не рассказывал об этом никому в обители, лишь родителям своим, придя домой, поведал, но они выслушали его невнимательно и не придали этому значения. Спустя некоторое время снова напала на этого юношу Василия сердечная мука, еще тяжелее прежнего, так что он в конце концов опять потерял рассудок.

Как-то раз, придя в себя, он стал умолять родственника своего, вышеупомянутого Ивана, чтобы тот отвез его в обитель святого Сергия, но Иван совсем о нем не заботился. Между тем болезнь разгоралась все сильнее, никогда прежде юноша так не мучился. И вот в такой скорби был он охвачен тонким сном: ему явился святой Сергий, указал на него рукою и повелел творить Иисусову молитву.

Очнувшись от видения, Василий почувствовал некоторое облегчение от болезни и в том же году, 12 августа, отправился в обитель святого да там и остался. Много дней молился он Святой Троице и преподобному Сергию, и в 154 [1646] году, 17 ноября, на память ученика святого Сергия, преподобного чудотворца Никона, ум Василия исцелился и рассудок вернулся к нему. От болезни же сердечной он еще не выздоровел. Однако теперь он начал поститься с полным сознанием и, призвав своего духовного отца, священноинока Иону, постился неделю и сподобился от него Святого Причастия Тела и Крови Христа, Бога нашего, на праздник Пречистой Богородицы, честного и славного Ее Введения. И с того дня он исцелился от болезни сердечной, словно никогда не страдал ею.

Глава 85
ЧУДО О ЖЕНЕ, СОТВОРИВШЕЙ ПЕЛЕНУ

Во дни благочестивого Государя всея Руси, Царя и Великого князя Михаила Феодоровича, в 7153 [1645] году, в 6-й день июня, начальники великой обители Пресвятой Единосущной Нераздельной Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона захотели снять с многочудесного чудотворного образа Пресвятой Живоначальной Троицы древнюю пелену и сделать новую, изобразив на ней Пресвятую Единосущную Троицу и многих святых, по подобию их. Пелену с древним изображением послали некоей женщине, по имени Васса, которая жила недалеко от обители, наказав ей с прилежанием потрудиться (что обычно для ее дела) и изготовить новую пелену к образу Святой Единосущной Троицы, причем изобразить всю полноту Трисоставного Божества, в Трех Лицах, как подобает по уставу. Служившие в той обители (среди них был некий муж по имени Иван) по указанию начальства принесли пелену к вышеупомянутой Вассе и повелели срочно приступить к делу, чтобы не оказалось оно невыполненным. Женщина же, видя, сколь премудро сделана эта вещь и какое необыкновенное искусство здесь требуется, пришла в отчаяние и не могла решить, как ей приняться за такую работу, как сделать столь удивительное украшение. И напали на нее страх, и трепет, и печаль великая, так что задумала она вернуть пелену обратно в обитель, не смея ни прикоснуться к ней, ни начать работу.

По Промыслу Божию случилась в то время сильная буря. Женщина, испугавшись бури, закрыла оконца своего дома и, сидя над пеленою, размышляла, что и как нужно делать. В то время как сердце ее было занято такими размышлениями, внезапно буря сорвала крышу с ее дома и откуда-то раздался голос, повелевающий ей изготовить пелену без размышления и со тщанием, как подобает.

Очнувшись и с трудом придя в себя, женщина пошла в пречестную обитель, в церковь Пресвятой Единосущной Троицы и великого чудотворца Сергия, и отслужила молебен. После молебна, собрав все от прежней пелены, она начала делать новую и, с Божией помощью, через некоторое время сделала все заново своими руками как подобает.

Глава 86
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО
ПРЕПОДОБНОМУ ОТЦУ НАШЕМУ СЕРГИЮ

Благо есть хранить цареву тайну, и достохвально есть возвещать о делах Божиих, ибо нехранение царевой тайны – опасно и соблазнительно, молчание же о чудесных делах Божиих наносит вред душе. Поэтому я страшусь умолчать о делах Божиих, помня о наказании, постигшем ленивого раба, которому господин дал талант, а тот закопал его в землю и не получил прибыли. Никто из людей, имея неочищенные помыслы своего внутреннего человека, не достоин предлежащего дела, и мне, побежденному страстями, связанному узами многих грехов, не должно касаться этих чудных событий, а следует мне объявлять свои беззакония и заботиться о грехах, но желание влечет меня, мое недостоинство запрещает молчать, и грехи, как тяжкий груз, придавили меня. Что же мне делать? Осмелюсь ли начать, окаянный? Скажу или запрещу себе? Оплачу ли себя, достойного сожаления, или буду внимать приходящим на сердце благим мыслям о Преподобном?

Отче, споспешествуй мне, чтоб не помрачился мой грешный ум, вразуми и наставь меня, когда я буду писать это Слово; когда же я буду отдыхать от трудов, восставь мои мысли на похвалу тебе. Я много думал и плакал о своих грехах, боясь из-за них не исполнить своего желания – не закончить начатого писания, если ты не протянешь мне руку помощи. Я не способен воздать подобающей тебе похвалы, могу лишь поведать о малом из многого; и все же сподоби меня принести славословие тебе, приносящему Христу Богу молитвы о моей худости. Даже если все другие люди достойны, то я не достоин, влекомый и желающий улучить хотя бы крупинку от трапезы избранных, ибо множество крупинок может насытить души алчущих, и именно учения и душеполезные слова духоносных отцов укрепляют не только тело, но саму душу, побуждая ее к духовным подвигам. Воссияла нам светлая, сладостная, просвещающая нас память о всечестных отцах, просветившихся Небесным светом и славой и нас озаривших. Светлая, просвещающая и достойная всевозможных почестей от Бога память об отцах ныне призывает, как отец возлюбленных сыновей, ваши боголюбивые души на духовный пир, встречает, как отец дорогое ему дитя, с любовью исполняет души радостью в этой великолепной церкви и прежде плотской трапезы предлагает духовную – ангельскую – пищу, исполненную сладости Божественных слов, духовной радости и веселья. Писание называет ангельской пищей духовные поучения, которыми душа наслаждается, внимая им умом, и укрепляется, как тело укрепляется земной пищей. Вкусив словесной сладости и дивясь ей, Давид говорит Богу: "Как сладки гортани моей слова Твои, лучше меда устам моим! Повелениями Твоими я вразумлен, потому ненавижу всякий путь лжи [Пс. 118, 103–104]. То же говорили и древние отцы наши, прославившиеся постничеством.

Последуя им и подражая их жизни, Преподобный и блаженный отец наш Сергий, о котором мы уже написали Слово и которому ныне приносим похвалу, возненавидел все пути беззакония и возлюбил правду. Воистину этот муж достоин удивления и ублажения, потому что, будучи человеком, подверженным общим для всех людей страстям, он больше всех нас возлюбил Бога, все соблазны мира презрел и вменил ни во что и усердно последовал Христу; и Бог возлюбил Преподобного за искреннее желание угодить Ему, возвеличил и прославил его, ибо сказано: "Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены [1 Цар. 2, 30]. Разве может утаиться слава того, кого возвеличил Бог? Значит, следует и нам по достоинству ублажить и прославить святого Сергия. Преподобный не требует от нас похвалы – она нужна для спасения наших душ, поэтому установился добрый обычай: для научения будущих поколений описывать почести, дарованные Богом Своим угодникам, чтобы добродетели святого не канули в пучину забвения, но рассказ о них, правдиво и разумно написанный, послужил бы на пользу читающим.

Повествование о добродетели умиляет сердца, наподобие жала уязвляя душу желанием чистой жизни в Боге. Преподобный Игумен, наш отец святой Сергий, привел к Богу многие души своей чистой и непорочной жизнью; это был чудный старец, украшенный всеми добродетелями, – с тихим и кротким характером, смиренный, благонравный, приветливый, благодушный, утешительный, сладкогласный, щедрый на подаяние, милостивый, добросердечный, смиренномудрый, целомудренный, благоговейный, нищелюбивый, страннолюбивый, миролюбивый, боголюбивый, отец отцов, учитель учителей, вразумитель вождей, пастырь пастырей, наставник игуменов, глава монахов, строитель монастырей, постников похвала, молчальников украшение, иереев красота, священников благолепие, истинный учитель и настоящий вождь, добрый пастырь, праведный учитель, наставник в истине, благоразумный правитель, всеблагой руководитель, надежный кормчий, безмездный врач, доблестный заступник, священный Божий служитель, начальник общежительства, податель милостыни, трудолюбивый подвижник, великий молитвенник, хранитель чистоты, образец целомудрия, столп терпения, на земле ангельски поживший и воссиявший в Русской земле, как ярчайшая звезда. Его великая добродетель многим послужила на пользу и во спасение, многим помогла в подвигах, для многих была поддержкой и опорой. Он был учителем Православия для христолюбивых великих русских князей; твердым хранителем благочестия для вельмож, тысяцких, прочих начальников, чиновников и всего христолюбивого воинства; умным и душеполезным собеседником архиепископов, епископов и других святителей и архимандритов; прибежищем для честных игуменов и пресвитеров; для иноков – лествицей, возводящей на высоту небесную; милосердным отцом для сирот, сердечным заступником вдовам; утешением в печали, источником радости для скорбящих и плачущих; миротворцем для воюющих и злоумышляющих, неоскудевающим сокровищем для нищих и слабых, великим утешением для убогих, не имеющих еды на день, целителем многих недугов, поддержкой изнемогающим, опорой малодушным, заступником обездоленным, помощником обидимым, твердым обличителем насильников и грабителей, избавителем из плена, освободителем из рабства и тюремного заключения, выкупом для должников, подаянием для всех просящих, трезвением для пьяниц, смирением для гордых, обузданием для грабителей, запретителем для лихоимцев; для кающихся грешников и для всех с верой приходящих к нему – верным предстателем пред Богом.

Облик и походка Преподобного Сергия были подобны ангельским, его лицо было украшено постом и честными сединами, сияло воздержанием и цвело братолюбием; кроткий взор, тихая походка, умиленное лицо говорили о смиренном сердце, возвышенной и добродетельной жизни и присутствии в нем Божией благодати. Святой Сергий почитал Бога, и Бог почтил его великими дарами; святой Сергий прославил Бога, и Бог прославил его на земле, по слову Господа в святом Евангелии: "...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" [Мф. 5, 16] и еще: "И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике. Не может укрыться город, стоящий на верху горы" [Мф. 5, 14–15] и прочее.

Бог так возвеличил и прославил Своего угодника – Преподобного отца нашего преблаженного Сергия, что по его молитвам люди выздоравливали после многих болезней и исцелялись от разнообразных недугов, многие избавлялись от бесов и очищались от искушений. Господь так прославил Своего угодника, что о нем знали не только в стране, где он жил, но и в дальних городах и странах, среди всех народов, населяющих земли между двумя океанами, не только в Царьграде, но и в Иерусалиме. Не одни только православные изумлялись добродетельной жизни Преподобного, но и многие из неверных дивились его блаженной жизни, ибо он возлюбил Бога всем своим сердцем и своего ближнего – как самого себя. Святой Сергий равно любил всех и равно всем творил добро, получая за это сердечную благодарность; он имел любовь ко всем, и все любили и искренне почитали его. Многие приходили к Преподобному – не только из близлежащих мест, но и из дальних городов и стран, желая увидеть и услышать его, и получали от его поучений и дел великую для себя пользу и спасение души, потому что он учил и делал то, о чем сказано в Деяниях святых апостолов: что Иисус делал и чему учил от начала [Деян. 1, 1]. Чему Преподобный Сергий учил словом, то сам совершал на деле.

Не только поучения святого Сергия наставляли народ – многие люди получали пользу от одного только лицезрения Преподобного. Своими душеполезными наставлениями он научил, обратил через покаяние к Богу и спас многих христиан, некоторых он облек в иноческий и даже в ангельский образ, и, если кто-то из братии умирал, Преподобный, обрядив своими руками честные мощи, предавал их земле. Святой привел к Богу многие души, которые спаслись и поныне спасаются, помня его душеполезные слова и поучения, – не только иноки, но и миряне; святой сохранил врученное ему Богом стадо в благочестии и правде, будучи во всем примером своим ученикам. Он прожил на земле жизнь чистую, непорочную и богоугодную; что он начал в юности, то исполнял и в старости, не изменив за годы жизни иноческих правил, нимало не разленившись, не впав в уныние; с ним не случилось того, что он начал свои подвиги одним образом, а закончил иначе, – нет, насколько мужественно и свято он начал, настолько же твердо и чудно завершил: начал с благим намерением и закончил, стяжав святость, в страхе Божием. Начало премудрости – страх Господень [Пс. 110, 10], и поскольку святой с избытком имел в себе веру, надежду и любовь, он благочестиво начал иноческую жизнь, благочестиво прожил ее и свято завершил.

Преподобный Сергий мирно закончил течение жизни, сохранил веру и получил венец праведника – заслуженную награду за свои труды и подвиги, совершенные на земле, ибо эти труды были великими, а подвиги многочисленными: он стойко терпел тяготу дневной жары и полуденный зной, сильно страдая в зимнюю стужу, он мужественно переносил лютые морозы, – за все это он ныне восприял высшую награду и великую милость.

Зачем я так пространно говорю, не останавливаясь, множа слова, нанизывая их одно на другое, и затягиваю свой рассказ, хотя я не в состоянии описать как подобает жизнь благого господина и святого старца, не могу правдиво передать его характер и достойно похвалить? Впрочем, о многих его добродетелях скажем в другом месте и изложим похвалу ему, если, по молитвам святого старца, Бог вразумит нас и подаст силы; ныне же для этого не время из-за оскудения разума и мелкости ума.

Я так подробно писал не для тех, кому доподлинно и в подробностях известна благочестивая жизнь святого старца, – они не нуждаются в моей повести. Я постарался собрать и записать сведения о его жизни для новорожденных младенцев и юных отроков – для тех, кто имеет незрелый ум, ибо, когда они вырастут, возмужают, преуспеют в учении, достигнут возраста мужа совершенного и зрелости ума, тогда, услышав от кого-либо о Преподобном Сергии, они прочтут мою повесть, осмыслят и расскажут другим, по слову Священного Писания: "Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе" [Втор. 32, 7]. "Что видели мы, и слышали, и узнали, и отцы наши рассказали нам, чтобы не скрылось это от детей их, которые расскажут сыновьям своим, чтобы знал грядущий род, сыновья, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали детям своим, чтобы они не забыли дел Божиих" [Пс. 77, 3, 6, 7]. Те же, кто были тому великому святому старцу слугами и очевидцами его подвигов, учениками и ближайшими сподвижниками, особенно же послушниками, видевшими его своими глазами, слышавшими своими ушами и осязавшими своими руками, евшими и пившими вместе с блаженным, насытившимися его учением и насладившимися его добродетелями, – все они не нуждаются в нашем убогом рассказе; они сами могут научить других, тем более меня, вразумить, исправить и наставить на правый путь. Для тех же, кто только начинает жить, как я уже писал, кто не видел и не знал Преподобного Сергия, и для всех остальных, особенно для новоначальных иноков, эта повесть очень полезна и нужна, чтобы не была забыта жизнь святого – тихая, кроткая и незлобивая, чтобы не была забыта его жизнь – чистая, непорочная и немятежная; чтобы не была забыта эта жизнь – чудная, прекрасная и добродетельная; чтобы не были забыты его многочисленные добродетели и великие подвиги; чтобы не были забыты его благие обычаи и добрый пример; чтобы не остались без воспоминания его усладительные слова и дорогие сердцу поучения; чтобы не остались без воспоминания те дивные милости, которыми Господь Бог обогатил его, а нас в наши дни сподобил видеть такового святого мужа и великого старца.

Возлюбленные! Я хотел умолчать о многочисленных добродетелях блаженного, о чем уже писал, но внутреннее желание заставляет меня говорить, и мое недостоинство не дает молчать. Помысл, повелевающий писать, главенствует над остальными, но скудость ума заграждает мне уста, повелевая умолкнуть. Оба эти помышления борются во мне, и ни одно не побеждает, но, думаю, мне лучше писать, чтобы получить хотя бы небольшое облегчение и успокоение от многих смущающих меня помыслов, поэтому я решил рассказать нечто о жизни святого – из многого малое. Собрав записи, я своим убогим и грешным умом составил слабое повествование в стихах в честь и славу Святой Живоначальной Троицы и Пречистой Богоматери и в похвалу Преподобному отцу нашему Сергию. Я дерзаю писать, хотя и нахожусь в сомнении, но уповаю на молитвы блаженного, потому что жизнь его была добродетельна и совершенна, и Бог прославил его. Я, будучи немощным, неученым и безумным, страшусь предлежащего мне дела, ибо даже если подробно описать жизнь святого, до конца постигнуть ее невозможно, хотя бы и нашелся человек, способный в деталях рассказать о Преподобном отце, великом старце, жившем в наши дни, времена и годы, в нашей стране, среди нашего народа. Подвизаясь в девственности, чистоте и целомудрии, он на земле прожил ангельскую жизнь, стяжал кроткое терпение и строгое воздержание, достиг святости и сподобился Божественной благодати; еще в юности он очистил себя, чтобы стать храмом Святого Духа, и предуготовил себя, как святой избранный сосуд, чтобы Бог вселился в него, по слову апостола: "...вы храм Бога живого, как сказал Бог: Вселюсь в них" [2 Кор. 6, 16].

Преподобный отец наш Сергий с детского возраста, с юных лет и от младых ногтей предал себя Богу и с пеленок был посвящен Господу, с младенчества он прилежал богослужению; часто ходя в церковь и поучаясь там священными книгами, он изучил Божественные Писания и, с радостью слушая их, впитывал в свою душу святые слова, как сказал пророк Давид: "Будет учиться день и ночь и будет как дерево, посаженное при потоках вод, которое плод свой приносит во время свое" [Пс. 1, З]. С юности он полюбил иноческий лик и в него постригся, с юности он прилежно упражнялся во всех аскетических добродетелях и совершал все иноческие подвиги, в его сердце воссиял свет Божественной духовной благодати, просветивший его мысли, и благодать Божия споспешествовала ему на протяжении всей его добродетельной жизни.

Святой Сергий стяжал великое воздержание, смиренномудрие, целомудрие и нелицемерную ко всем любовь. Слава о святом разнеслась повсюду, и люди, слышавшие о нем, издалека приходили в обитель Святой Живоначальной Троицы и получали великое благо, большую пользу и спасение, ибо Господь даровал Преподобному способность понимать всех людей и утешать опечаленных. Преподобный с вниманием следил за собой, чтобы его ум не прилеплялся ни к каким земным предметам и житейским заботам; поэтому он не приобрел себе на земле никакого имущества – ни тленного богатства, ни золота, ни серебра, ни сокровищ, ни высоких и роскошных теремов, ни домов, ни богатых сел, ни драгоценной одежды. Вместо всего этого он приобрел истинное нестяжание, бедность и настоящее богатство – духовную нищету, безграничное смирение и нелицемерную любовь ко всем людям. Святой равно любил и уважал всех людей, невзирая на лица, не разбирая, не судя, ни перед кем не возносясь, не осуждая, не клевеща, не держа против кого-либо злобы и гнева, не имея в себе ярости, жестокости или свирепости; напротив, слова его всегда были растворены солью благодати и дышали приятностью и любовью.

Кто, слыша добрые и кроткие ответы блаженного, не насладился приятностью его слов? Кто не радовался, глядя на его лицо? Кто не раскаялся, видя его святую жизнь? Кто не умилился, узнав его кротость и незлобие? Какой сребролюбец, видя духовную нищету святого, не удивился? Какой лихоимец или гордец, видя высоту его смирения, не был поражен ею? Какой блудник, видя чистоту Преподобного, не оставил блуда? Разве гневливый и невыдержанный человек не стал кротким после беседы со святым? Я не встречал в наши дни и времена мужа, подобного святому Сергию, совершенному во всех благих делах и украшенному всевозможными добродетелями. Кого из других святых Бог возлюбил столь же, сколь Преподобного Сергия?

Сергий для меня и первый и последний в нынешнее время. Бог даровал его нам, последнему роду, и прославил в последние времена, перед концом света, в конце седьмой тысячи лет151. Преподобный отец наш Сергий воссиял в Русской земле, как яркое светило посреди тьмы и мрака, как прекрасный цветок посреди терний и колючек, как незаходящая звезда, как сверкающий неземным блеском луч, как лилия в мирской юдоли, как благовонный фимиам, как душистое яблоко, как благоуханный шиповник, как золото в грязи, как серебро, закаленное, испытанное и семикратно очищенное, как драгоценный камень, как дорогой жемчуг, как роскошный изумруд или сапфир; он процвел, как финиковая пальма или кипарис у воды, как ливанский кедр, как плодовитая маслина, как благоуханные ароматы, как пролитое Миро, как цветущий сад, как плодородный виноградник, как тяжелая гроздь, как затворенный огород, как огороженный сад, как сладостный скрытый источник, как избранный сосуд, как алавастр152 многоценного мира, как несокрушимый город, как незыблемая стена, как надежная башня, как сильный и верный сын, как основание Церкви, как непоколебимый столп, как роскошный венец, как корабль, исполненный духовного богатства, как земной ангел, как небесный человек.

Старец преставился ко Господу в глубокой старости, прожив добродетельную жизнь в преподобии, истине, целомудрии, смиренномудрии, чистоте и святости; закончив свои духовные подвиги, он отошел от этой жизни в семьдесят восемь лет. Святой Сергий иночествовал пятьдесят пять лет, с усердием и воздержанием, не побеждаемый ленью, но с бодростью и трезвением и превзошел всех современных иноков своими трудами и терпением; многих из них он превзошел добродетелями и подвигами. Что есть наша жизнь и наше существование в сравнении с подвигами и добродетелями святого? По сравнению с ними наша иноческая жизнь – ничто и наши молитвы как призраки. Насколько отстоит восток от запада, настолько мы далеки от понимания жизни блаженного и праведного мужа. Вот его жизнь, вот его труды, дела, подвиги, тяготы, многочисленные болезни, – это то немногое, что мы сумели написать о святом, да и то не по порядку и не по достоинству его.

Когда пришло время кончины Преподобного, он запретил своим ученикам погребать его в церкви, но повелел похоронить себя просто, вне церкви, вместе с другими братиями. Услышав это от святого, братия сильно огорчились и спросили о повелении Преподобного святейшего Архиепископа. В то время в славном и знаменитом великом городе Москве престол Пресвятой и славной Владычицы нашей Богородицы153 украшал Преосвященный Митрополит Киприан154. Подумав и рассудив про себя, где и как должен быть похоронен блаженный Сергий, Митрополит благословил братию и повелел им положить святого в церкви с правой стороны, что и было исполнено. Тело Преподобного было похоронено в церкви, которую он сам заложил, возвел, устроил, закончил, благолепно украсил и нарек в честь Святой Живоначальной Нераздельной и Единосущной Троицы; в его честном монастыре – знаменитой лавре, великой монастырской ограде и славной обители, которую он сам воздвиг, создал и устроил; где он собрал братию – словесное Христово стадо спасаемых, которое он пас в незлобии сердца и учил разуму; где он сам принял иноческий образ, а потом ангельский; где положил тмы тем трудов и совершил бессчетное число подвигов; где возносил непрестанные молитвы; где ежеденно и еженощно с благодарением славословил и воспевал Бога; где совершалось многолетнее и многострадальное течение его жизни, непрерываемое никакими отлучками, за исключением особой необходимости.

Блаженный не стремился ни в Царьград, ни на Святую Гору или в Иерусалим, как я, окаянный и безумный. Увы, горе мне, ползающему здесь и там, плавающему то туда, то сюда, переходящему с места на место! Не так жил Преподобный –он не скитался с места на место, но, пребывая в святом молчании, внимал себе; он не путешествовал по многим местам и дальним странам, но, живя на одном месте, воспевал Бога; он не стремился к суетным и развращенным занятиям, противным его душе, но превыше всего стремился к единому Истинному Богу, ища спасения души, которое даровал ему Господь, ибо сказано: ищите, и найдете, стучите, и отворят вам [Лк. 11, 9]. Есть ли в наши дни человек, который столь же возлюбил бы Бога и стремился к нему всем сердцем, как Преподобный отец, о котором сказал пророк: "Всем сердцем моим искал Тебя" [Пс. 118, 2] и еще: "Я взыскал Господа, и Он услышал меня" [Пс. 33, 5].

При успении святого Сергия собралось множество людей из разных городов и мест, и каждый желал приблизиться и прикоснуться к его честному телу или взять что-нибудь из его одежды на благословение себе. Поболев некоторое время, старец преставился ко Господу, в вечные обители блаженства, иссушив тело постом и молитвами, изнурив плоть и умертвив плотские похоти, покорив телесные страсти духу, излечив греховные душевные раны, отвергнув мирские соблазны, отбросив земные заботы, преодолев неистовство страстей, презрев красоту мира, золото и серебро, – все соблазнительные богатства мира он вменил во зло и презрел. Легко переплыв мутное житейское море, святой Сергий невредимым привел душевный корабль, полный духовного богатства, в тихую пристань, которой достиг беспрепятственно; он на духовных крыльях вознесся на умную высоту и украсился венцом бесстрастия; он преставился ко Господу и перешел от смерти к жизни, от труда к покою, от печали к радости, от подвигов к утешению, от скорби к веселию, от суетной жизни к Вечной, из временного мира в бесконечный, от тления к нетлению, от силы в силу, от славы в славу. И все пришедшие в монастырь и находившиеся там оплакивали святого.

Князья, бояре и другие вельможи, честные Игумены, попы, диаконы, множество иноков и прочие люди со свечами и кадилами проводили с честью его святые и страстотерпческие мощи, пели над ними положенные надгробные молитвы, в которых воздали благодарность Богу, и, помолившись немалое время, обрядили тело усопшего и благочинно опустили гроб в могилу, о чем мы уже писали. После погребения святого народ, собравшийся в обители, долго оплакивал Преподобного, и еле-еле все разошлись восвояси в скорби и рыданиях. Особенно горькие слезы проливали его близкие ученики и любимые послушники, составлявшие его паству; они горевали без меры, сетуя, вздыхая, рыдая, тихо стеная со слезами, ходили унылыми, печальными, жалобными, поникшими, безутешными; при встрече братия со слезами говорили друг другу: "Прости и благослови, отче и возлюбленный о Христе брат. Наш добродетельный и блаженный старец отошел ко Господу, оставив нас сиротами. Он ушел за великой наградой и воздаянием за свои дела; с миром отошел ко Господу, Которого возлюбил с детства; уснул вечным, заслуженным сном и почил о Господе в вечном покое, оставив нас осиротевшими. Нам осталось только тосковать и оплакивать нашего старца, ибо без него мы обнищали, осиротели, умалились, смирились, уничижились, впали в скорбь и убожество, потеряли разум, как стадо без пастуха, как корабль без кормчего, как плодовитый виноградник без сторожа и как больной без врача; все мы находимся в растерянности и чувствуем себя оставленными". Такие слова или подобные им говорили иноки друг другу в скорби со слезами.

Многие имели к святому настолько сильную веру, что не только при жизни посещали его, но и после смерти Преподобного приходили к его гробнице – со страхом подходили, с верой приступали, с любовью припадали, с умилением приникали, благочестиво и с благоговением обнимая руками, взирая очами, прикасаясь головами, целуя с любовью раку с мощами блаженного; прикладываясь чистыми устами к гробу, они с теплой верой, горячим желанием и великой любовью беседовали с ним, как с живым, – воистину он жив после своего успения, – и со слезами говорили: "О святой Божий, Спасов угодник! О Преподобный избранник Христа! О священная глава, преблаженный авва великий Сергий! Не забудь нас, твоих нищих, до конца, но поминай нас в твоих святых благоугодных молитвах ко Господу. Помяни стадо свое, которое ты пас, и не забывай посещать своих чад. Имея дерзновение к Небесному Царю, молись за нас, твоих духовных детей, о святой отец; не умолкай, вопия за нас ко Господу, не презри нас, верой и любовью почитающих тебя. Помяни нас, недостойных, у престола Вседержителя и не переставай молиться о нас Христу Богу, ибо тебе дана эта благодать. Мы не думаем, что ты умер; хотя телом ты преставился от нас – не покидай нас духом, о наш добрый пастырь. Гроб с твоими мощами стоит перед нами, а твоя святая душа невидимо с ангельскими воинствами, с бесплотными ликами, с Небесными Силами благолепно и достойно веселится у престола Вседержителя. Мы знаем, что ты жив и после смерти, потому что пророк сказал: души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их; надежда их полна бессмертия, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его; как золото испытал их и как жертву всесовершенную принял их, ибо благодать и милость со святыми и промышление об избранных Его, и Он посещает преподобных Своих [Прем. 3, 1–9]. Праведники живут во веки, награда их – в Господе, и попечение о них – Всевышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа [Прем. 5, 15–16]. Память праведного с похвалами, и благословение Господне на голове праведника [Притч. 10, 6]. Праведник, если и умрет, будет в покое, ибо не в долговечности старость честная и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, а возраст старости – жизнь беспорочная. Как благоугодивший Богу, он возлюблен и, как живший посреди грешников, проставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его или коварство не прельстило души его [Прем. 4, 7–11]. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета, ибо душа его была угодна Господу [Прем. 4, 13–14]. Поэтому Господь любит праведника [Пс. 146, 8], сохранит его и сбережет ему жизнь, блажен будет он на земле [Пс. 40, 3], и не будет никогда в смятении праведник, и не даст Бог увидеть тление преподобному Своему [Пс. 15, 10]. Высок Господь: и смиренного видит [Пс. 137, 6], принимает кротких, и близок Господь ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его [Пс. 144, 18–20]. Любит Господь праведных сердцем [Пс. 145, 8], блаженны непорочные в пути [Пс. 118, 1], хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится [Пс. 33, 21]; когда прославляют праведника, веселятся люди. Блажен муж, боящийся Господа [Пс. 111, 1], и живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится [Пс. 90, 1]; насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего, подобно кедру на Ливане [Пс. 91, 13–14]. Такова слава церковная, слава всем преподобным Божиим! Радуйтесь, праведные, о Господе, праведным подобает похвала [Пс. 32, 1], в памяти вечной будет праведник [Пс. 111, 6], и род правых благословится [Пс. 111, 2]. Сколь славны для меня друзья Твои, Боже. как утвердилось их владычество [Пс. 138, 17]. Апостол Павел сказал: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" [Флп. 4, 4]. Вот слова праведника: "Я смирился, и Господь спас меня, поэтому возвратись, душа моя, в покой твой, ибо облагодетельствовал тебя Господь. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения [Пс. 114, 7–8]; я угодил Господу в стране живых. Это покой мой навеки, здесь вселюсь [Пс. 131, 14]; желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия [Пс. 83, 11]. Когда приду и явлюсь перед лицом Божиим с гласом радости и славословия празднующего сонма? [Пс. 41, 5]. Не умру, но жить буду и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа [Пс. 117, 17–19], говоря: Господи, Боже сил! [Пс. 83, 9]. Как вожделенны жилища Твои [Пс. 83, 2]. Желает душа моя скончаться во дворах Твоих, ибо день один во дворах Твоих лучше тысячи [Пс. 83, 11], ибо тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний, когда он прошел [Пс. 89, 5]. Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже [Пс. 41, 1–2], ибо у Тебя жилище всех наследующих веселье и у Тебя источник жизни. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя [Пс. 83, 5]. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю [Мф. 5, 5] и будут обладать ею".

Воистину, праведные, кроткие и смиренные сердцем наследуют землю тихую и безмолвную, всегда веселящую и услаждающую не только тела, но исполняющую неизреченного веселья саму душу, и на ней будут жить вечно. Ради этой земли Преподобный отец наш Сергий презрел все прелести здешнего мира, к ней одной он стремился и ее одну прилежно искал – землю кроткую и безмолвную, землю тихую и безмятежную, прекрасную землю, исполненную утешения, как сказала Сама Истина в святом Евангелии: "Ищите, и найдете жемчуг драгоценный, стучите, и отворят вам" [Лк. 11, 9
Мф. 13, 46]; или, говоря другими словами, Преподобный восприял Царство Небесное от Господа нашего Иисуса Христа. Да будем и все мы наследниками вечного блаженства по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Глава 87155. ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ О ТОМ,
КАК ОН ИЗБАВИЛ ЧЕЛОВЕКА ОТ СМЕРТИ

Есть в окрестностях царствующего града Москвы монастырь, именуемый Стромынским156, расположен он на расстоянии сорока поприщ от обители Преподобного Сергия. Во время нашествия иноплеменников, польского и литовского войска, случилось трем мужам идти вместе по полю, недалеко от монастыря, и внезапно напали на них враги на конях и двоих зарубили. Оставшийся в живых, по имени Максим, видел, что смерть приближается, потому что четыре вооруженных воина окружили его и хотели зарубить, и начал он молиться Богу и призывать на помощь скорого заступника великого Сергия, прося избавления, припал лицом к земле – и исчез с глаз злочестивых врагов.

Так человеколюбивый Господь, по молитвам Преподобного Сергия, сохранил его невидимым образом и спас от лютой смерти.

Глава 88
ЧУДО СВЯТОГО О ТОМ, КАК ОН
ИЗБАВИЛ ЛЮДЕЙ ОТ УПАВШЕЙ БАШНИ

Вокруг обители святого, рядом с монастырской каменной стеной, люди копали ров, и в полуденное время трудившиеся около Пятницкой157 башни уснули близ башни той во рву. И вот внезапно один из них вскочил, пробудившись от сна, и закричал громким голосом: "Башня упадет, вставайте, бегите отсюда!" Услышав это, все проснулись и отбежали, и вскоре после того башня рухнула.

Люди стали спрашивать предупредившего, кто сообщил ему о падении башни. Он же ответил: "Когда я спал, явился мне седой черноризец, ткнул меня в ребра и велел быстро встать, разбудить вас и отбежать от этого места. Проснувшись, я осмотрелся, но не увидел предупредившего меня и решил вас разбудить". Тогда все поняли, что явился и предупредил его Преподобный Сергий, избавив их всех от внезапной смерти.

Спустя некоторое время решили эту башню опять строить. Дело приближалось к завершению, уже были выложены зубцы, как вдруг леса, перегруженные множеством людей и кирпичом, от великой тяжести упали вместе с людьми и кирпичами и разрушились, причем и верхние своды и нижние – все развалилось. Но люди, с помощью Божией и по молитвам святого, остались невредимы и воздали славу в Троице преславному Богу, сотворившему такие чудеса через угодника Своего, Преподобного Сергия.



Оглавление

Богослужения

4 декабря 2021 г. (21 ноября ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

В 1750 года в Лавру привезли "Царя"
1 (12) февраля 1750 г. – на соборную площадь Троице-Сергиевой Лавры был доставлен огромный колокол весом 4.000 пудов, названный позднее «Царем». Колокол был отлит в 1748 г. на лаврском колоколенном дворе близ Уточьей башни.