Речь в день совершившагося пятидесятилетия священноначальственнаго служения, прочтенная Преосвященным Леонидом пред собранием, приветствовавшим его Высокопреосвященство 5 Августа 1867 года

Речь
в день совершившагося пятидесятилетия
священно-начальственнаго служения, прочтенная
Преосвященным Леонидом пред собранием приветствовавших
Его Высокопреосвященство 5-го августа 1867 г.

Досточтимые отцы и братия!
Достопочтенные Господа и братия!

Нынешний день представляет для меня такия неожиданности, что мне трудно определить и изъяснить мои мысли и чувствования, и я пребыл бы в безмолвии недоумения, если бы уважение и благодарность ко вниманию, с так многих сторон теперь мне оказываемому, не обязывали меня к слову.

Но и слово мое, всегда немощное, ослаблено временем до того, что не может достигнуть слуха сего собрания. Да будет позволено употребить для моего слова посредствующия уста.

Прежде всего удивляюсь тому, что вижу нынешний день. Скудныя и в ранних летах силы, при немалых трудностях служебной деятельности, не обещали мне поздних лет.

Неисповедимою волею Божиею ниспослан мне дар пятидесятилетняго служения высшему строению таин Божиих. Знаю только, что это дар не воздаяния, а неизреченнаго милосердия и долготерпения. Видно, хотя и много пришельствова душа моя (Псал. CXIX. 6), но еще не уготовала себя, и еще требует уготовления, чтобы из пришельствия перейти в отечество, в которое всех нас призывает Отец небесный. Долготерпеливе! Слава Тебе, Всемилосерде! Не отыми Твоея милости!

К неисповедимой воле Божией отношу и то, что на нынешний предел совершившагося пятидесятилетия моего священно-начальственнаго служения обращены благоволительные взоры, даже от Высочайшаго Престола, даже от верховнаго священноначалия Российской Церкви, еще же и от преосвященных сопастырей, и от начальств и сословий деятелей человеколюбия и наук, и от общественных учреждений, и, чтo менее неожиданно, от духовенства и вообще братий Церкви Московския.

Может быть, угодно Провидению Божию, чрез сие частное явление в церковной жизни, сотворить знамение во благо (Псал. LXXXV. 17) вообще для поощрения подвижников веры и Церкви особенно благопотребнаго во дни, в которые более и более омрачающий себя западный дух непрестанно усиливается простирать мрак и поднимать бури и на светлый, святый Восток.

Я сказал, что менее неожиданно для меня сочувствие духовенства и братии Церкви Московской. Это потому, что во все продолжение моего здесь служения видел и привык видеть сие сочувствие. Дух любви к святому служению, мира и согласия, свободнаго послушания всякому долгу и законному призванию в сослужителях моих, и в православном народе послушание веры, усердие к богослужению, щедрая готовность к благоустроению и украшению храмов, к попечению о нуждах служителей Церкви, к делам человеколюбия и благотворения, – постоянно облегчали и облегчают мое служение, приносили и приносят мне покрепляющее утешение.

Но чем же на все сие могу ныне с моей стороны ответствовать? – Господи, сотворивший для меня день сей! Твое да приидет слово, благое и действенное!

Благослови и благословляй святую ко святой Церкви любовь Благочестивейшаго Самодержца нашего; и да будет она всегда охранительною силою для благоденствия Царства Его и народа.

Осеняй благодатию Твоею Святейший Всероссийский Синод и по-среде собирающихся в нем во имя Твое присутствен буди, по Твоему верному обещанию (Матф. XXVIII. 20); да и в сем соборе Твоем совершается, еже изволяется Духу Твоему Святому (Деян. XV. 28), ради Церкви Твоея Святыя.

Великий Архиерее, прошедый небеса, Единый Глава истинныя Церкви! Продолжи в ней святое епископство, единомысленное в истине веры, единодушное в духовных советах, твердое в хранении догматов, правил и уставов церковных, верно руководительное в путях жизни.

Благословляй, Господи, православную Московскую церковь, ея священноначалие, священство, монашество и весь православный народ, да не оскудевает пастырь полагающий душу свою за овцы (Иоанн. X. 11), иерей, котораго усте сохраняют разум (Малах. II. 7) спасения, муж знания и наставник юношества, держащий и преподающий здравое учение вышемысленных начал науки, поставляющий жизненное начало премудрости страх Господень (Прит. I. 7), подвижник, ходящий узким и вместе возвышенным путем духа, сын веры, живущий по вере, творящий дела веры, свободный от обаяний мира, от порабощения духу времени.

Да будет, Господи, в Российской Церкви Тебе слава во веки!



Оглавление

Богослужения

2 августа 2021 г. (20 июля ст. ст.)

Пророка Илии (IX в. до Р. Х.). Прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обре́тение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Сщмч. Константина Словцова пресвитера (1918); сщмчч. Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева пресвитеров, прмчч. Тихона Кречкова, Георгия Пожарова, Кирилла Вязникова и мчч. Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930); сщмч. Алексия Знаменского пресвитера (1938); прмч. Феодора Абросимова (1941). Чухломской, или Галичской (1350), Абалакской83 («Знамение») (1637) и Оршанской (1631) икон Божией Матери.
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.