Речь к Преосвященному Савве, новорукоположенному Епископу Можайскому

CDLXXXVII.

62. Речь
к Преосвященному Савве,
новорукоположенному Епископу Можайскому.

(Говорена в Большом Успенском Соборе 4-го ноября;
напечатана в Прибавлен. к Твор. Св. Отцев 1862 г. и в Страннике 1863 г.)

<1862 год>

Преосвященный Епископ Савва!

Святый Апостол Павел, преподавая наставления Епископу Тимофею для его священнаго служения, между прочим писал в своем послании: воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею (2 Тим. I. 6).

Таким образом богодухновенный муж свидетельствует, во первых, что в священнотаинственном рукоположении преподается дар Божий; во вторых, что это не просто дар, положенный и отданный в волю приемлющаго, но живущий, и, как свойственно живущему, имеющий собственную силу и действие.

И вот что совершилось над тобою, боголюбезный брат. Ты приял дар Божий; отныне живет в тебе дар Божий; простирает в тебе вышнюю силу и действие на естественныя человеческия силы и действия; светит уму твоему к усмотрению истиннаго, праведнаго и спасительнаго для душ и для всей церкви, укрепляет волю твою для подвигов за истину и правду во спасение.

Но в то же время, как богомудрый Апостол в лице Тимофея нас поучающий, подает нам высокое утешение, и великую надежду, он возлагает на нас и великую заботу. Воспоминаю, говорит, тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею. Это значит, что если не будем возгревать дар Божий в нас, то его действие может в нас угаснуть или отступить в таинственную глубину, из которой хотя не престанет простираться чрез нас в совершении таинств, но не будет проливаться собственно на нас и на нашу жизнь: и тогда мы останемся с однеми естественными, разстроенными грехом, силами, недостаточными даже для обыкновенных христианских, а тем более для высших церковных обязанностей.

Посему словом Апостольским, во первых, воспоминаю себе, а потом и тебе завещаваю, возгревати дар Божий, или, яснее сказать, возгревать и воспламенять в себе ревность и усердие, чтобы силою и помощию дара Божия, верно и неослабно действовать ко спасению своему и вверенных нам. Как возгревать и воспламенять? – Молитвою веры, примерами твердых подвижников за славу Божию и благо церкви, паче же всего мысленным и сердечным созерцанием Господа Иисуса, положившаго душу Свою за искупление бедных душ наших от адскаго плена, – созерцанием, которому весьма естественно перейти в благоговейную любовь к Божественному Искупителю, и в сострадательную любовь ко всем душам, оцененным так дорого. А с сею любовию, если нужно будет спострадать благовествованию Христову, так много ныне страждущему и от враждебных ему помыслов, и от недостойной его жизни: можно в самом страдании со Христом найти чувство блаженства, еще на пути к блаженству вечному.

С таким напутствием вступи на путь служения, пред тобою открывающагося, и жезл силы да послет тебе Господь от Сиона (Псал. CIX. 2).



Оглавление

Богослужения

4 августа 2021 г. (22 июля ст. ст.)

Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403–404). Прп. Корнилия Переяславского (1693). Сщмч. Михаила Накарякова пресвитера (1918); сщмч. Алексия Ильинского пресвитера (1931).
17:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.