Беседа по освящении храма Святителя Стефана, Епископа Пермскаго, в доме Москов. 1-й Гимназии

CCCLXXXVII.

298. Беседа
по освящении храма Святителя Стефана
Епископа пермскаго, в доме Московской 1-й гимназии.

(Говорена октяб. 3; напечатана в Твор. Св. От., 
в Моск. и Губерн. Вед. 1854 г., и в собр. 1861 г.)

<1854 год>

Видевше же архиерее и книжницы чудеса, яже
сотвори, и отроки зовуща в церкви и глаголюща:
осанна Сыну Давидову, негодоваша
(Матф. XXI. 15).

Какое это странное явление в иерусалимском храме! Христос, Царь кроткий и спасающий, входит во храм, творит благодетельные чудеса, дает хромым хождение, слепым прозрение: и на это негодуют. Отроки благоговейно приветствуют Его: Осанна Сыну Давидову: и на это негодуют. И кто же? Архиереи и книжники, люди, которые, конечно, удобнее детей могли узнать Христа, и лучше их разсудить, какого благоговения и прославления Он достоин.

Христос Спаситель обличил неблагоговение первосвященников и неразумие ученых, и оправдал мудрость детей, доказав Священным Писанием, что не только славословие детей справедливо, но и что дело их есть дело провидения Божия, потому-что за несколько веков предсказано1 Духом Божиим: несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Матф. XXI. 16)?

Благодарение Богу, ныне в сем храме не то, что некогда в иерусалимском! Мы слышали здешних отроков и юношей, возглашающих одно и тоже с иерусалимскими отроками славословие, только с большею ясностию истины: верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, – нашего ради спасения воплотившагося от девы Марии, – Егоже царствию не будет конца; осанна в вышних. И никто не думал негодовать: но размышляющие конечно радуются, что христианские отроки знают и возглашают2 истины высшия, нежели до каких когда-либо достигали нехристианские мудрецы. Споспешествователи истинной мудрости для того устроили сей храм, чтобы отроки и юноши, Христа, отныне здесь присутствующаго благодатию, сретали здесь верою и молитвою, познавали Его из слова Его, возрастали в сем познании, и прославляли Его славою, Его достойною.

Возвращаюсь к иерусалимскому произшествию. Как могла произойдти эта нечаянность, что иерусалимские отроки оказались в знании веры более успевшими, нежели первосвященники и ученые? – Мысль о Христе и ожидание пришествия Его, пред временем сего пришествия, весьма распространены были не только между православными в Церкви ветхозаветной, но даже и между неправославными. С уверенностию говорит самарянка: вем, яко Мессия приидет, глаголемый Христос; егда Той приидет, возвестит нам вся (Иоан. IV. 25). И примечательно, что у ней видно понятие о Христе не так грубое, как у многих плотских иудеев: она не представляет Его земным царем и завоевателем, а совершеннейшим руководителем к истинному богопознанию и богопочтению. Если самарянка, неправославная, имевшая, как обличил ее Господь, пять мужей, и еще шестаго без имени законнаго мужа, – если женщина, которой тем менее удобно было снискивать духовную мудрость, чем более она предана была чувственности, знала однакоже о Христе так немало: то не более ли знания о Нем предполагать должно в современных ей православных иудеях, неомраченных преобладающими страстями и пороками? Итак иерусалимские отроки могли в Иерусалиме от добрых отцов и матерей слышать тоже самое, что говорила на кладезе Иаковлевом самарянка: Мессия приидет, глаголемый Христос; – возвестит нам вся. И когда они услышали еще, что явился Иисус, Который возвещает царствие Божие и тайны Божии, хотя не без притчей указует пути к блаженству, призывает к покаянию, и прощает грехи, требует веры, и над верующими творит спасительныя чудеса, изцеляет неизлечимых, изгоняет злых духов, воскрешает мертвых, и тем являет в Себе силу Божескую: тогда и детскаго, недозрелаго разума, при неомраченном страстями сердце, достаточно было, чтобы ожидаемаго, дотоле неизвестнаго, Христа узнать в лице Иисуса. Когда же они услышали, что Иисус грядет в Иерусалим, увидели путь к Иерусалиму и улицы Иерусалима полными народом, сретающим и сопровождающим Его с торжественными восклицаниями: тогда, чтобы удобнее принять участие в торжестве, они устремились во храм, еще незанятый народом, и здесь, устроясь в особый детский собор и лик, возгласили входящему во храм Господу: осанна Сыну Давидову! Может быть, и некоторые от князь, которые вероваша в Него, но фарисей ради не исповедоваху, да не из сонмищ изгнани будут (Иоан. XII. 42), отеческою властию послали в сей собор своих детей, чтобы хотя чрез них облегчить свою совесть исповеданием Христа, с меньшею опасностию от фарисеев, от строгости которых сих исповедников защищал их детский возраст.

Слушающие меня не думают ли теперь, к чему здесь это разъискание о детях и родителях еврейских? А мне думается, что оно не неуместно и, может быть, не напрасно. Оно связано с заботою о детях и родителях христианских.

Не согласитесь ли со мною в том, что благоразумны и счастливы были сии родители еврейские, которые из Писания и предания получив некоторое познание о грядущем Христе, и с верою ожидая Его пришествия, старались и в детях своих рано засветить некоторый свет сего познания, и согреть сердца их сею верою? Их старание принесло прекрасный плод: их дети еще в незрелом возрасте сделались превосходными проповедниками славы Христовой. Согласитесь же и в том, что благоразумны, и должны быть счастливы родители христианские, а также и руководители детей христианских, которые стараются, сколь можно рано, преподать детям простыя, но чистыя и светлыя понятия о Боге и о Христе, и возбудить в сердцах их чувство благоговения, веры и любви к Богу и Христу. Спешите сеять семя слова Божия на земле сердца, орошенной живою водою святаго крещения, и еще незаросшей плевелами грехов произвольных и тернием ложных и суетных помыслов. Не очевидна ли здесь надежда добраго роста посеяннаго и обильнаго плода? Как упредившие ростом плевелы и терние подавляли бы пшеницу: так упредившая ростом и силою пшеница будет препятствовать возникнуть и усилиться плевелам и тернию.

Счастливы отроки еврейские, которые нашли редкий случай во храме иерусалимском совершить хвалу Христу непосредственно, с непосредственным от Него одобрением. Ибо их славословие было не иное что, как блаженный восторг веры. Для чего и вам, дети христианские, не быть также счастливыми, если не больше? Не говорю, можете иметь случай, – нет, вы имеете постоянное удобство здесь во храме, куда Господь наш Иисус Христос приходит, чтобы исполнить Свое обещание быть посреде собранных во имя Его, и чтобы заклатися и датися в снедь верным, – здесь имеете вы постоянное удобство сретать Его, и верующим сердцем взывать к Нему с Церковию: благословен Грядый; – осанна в вышних! И нет сомнения, что Он благодатию призрит на вас, и, по мере веры вашей, наградит вас святою в сердце радостию. Только, повторяю, по мере веры. Не довольно устами приближаться к Богу: не довольно положить учение о Христе в память, и износить из нея, как изученный урок. Надобно, чтобы за познанием и помышлением о Боге неразлучно следовало ощущение себя в Его присутствии, благоговение пред Его величием, желание благоугождать Его святости. Познание Христа Спасителя становится для нас действительно спасительным потолику, поколику мы, наблюдая за своими недостатками и погрешностями, внутренно, глубоко убеждаемся, что без Него мы только немощь, тьма, ничтожество, что Он есть путь нашей жизни, и истина и свет нашего ума, жизнь нашего сердца, – и в следствие сих убеждений усердно и деятельно простираемся в сретение благодатному свету и жизни Его путем исполнения заповедей Его. Так Христос верою вселяется в сердца (Ефес. III. 17): и тогда истинно блаженны верующие и любящие Господа своего. Аминь.



Оглавление

Богослужения

2 августа 2021 г. (20 июля ст. ст.)

Пророка Илии (IX в. до Р. Х.). Прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обре́тение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Сщмч. Константина Словцова пресвитера (1918); сщмчч. Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева пресвитеров, прмчч. Тихона Кречкова, Георгия Пожарова, Кирилла Вязникова и мчч. Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930); сщмч. Алексия Знаменского пресвитера (1938); прмч. Феодора Абросимова (1941). Чухломской, или Галичской (1350), Абалакской83 («Знамение») (1637) и Оршанской (1631) икон Божией Матери.
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.