<Примечания к главе 134>

1 По Евреин. сборн.: Слово в день обретения мощей Преп. Сергия, говоренное в Лавре его июля 5 дня 1829 года.

2 По Евреин. сборн. далее следует: Угодно ли вам к очевидности сего разсуждения присовокупить очевидность близкаго примера. Указуем вам на сего мужа молитвы, у котораго струями вышней жизни, до избытка наполнившей душу, оросилась и мертвенная плоть, так что и гроб его, возведенный от земли, уподобился небошественной колеснице пророка, посылая от себя силу и благодать. Спросите у него, как достиг он толикаго совершенства? Как восхитил толикую благодать? Как возвысился к толикой славе? Помощию ли мудрости, многим учением приобретенной? На сие ответствует жизнь его, что он вовсе не искал сей мудрости, не вступал ни в какую обитель сей мудрости, не собирал себе никаких писаний ученаго любомудрия. Руководством ли наставников? – Правда он имел в детстве своем необыкновеннаго наставника, который его, еще не наученнаго чтению и непонятливаго отрока, в одно мгновение научил читать Церковную молитвенную книгу; но тем и кончилось все его наставление. После безпримерно краткаго учебнаго поприща, Варфоломей возрастал без руководителя, Сергий жил в пустыне без наставника. Посредством ли усильных подвигов? – Да, усильны были его подвиги, но как по Апостолу: аще и подвизается кто, не венчается, аще не законно будет подвизатися; то усильные подвиги не могут быть приняты за коренное начало преспеяния, но требуют инаго высшаго начала, которое бы давало подвигам законное, к успеху и венцу приводящее, направление. Какое же могло быть сие начало в жизни Сергия? Не видно инаго, как молитва веры. Постоянное упражнение в молитве научило его верному искуству молитвы, чрез сие соделался он способным получать все просимое в молитве; таким образом чрез молитву приобретал он силу и крепость для совершения подвигов, и мудрость для управления оных, и восхитил царствие небесное и дары его в таком обилии, что даже до ныне от избытка своего раздает, и подвигам других споспешествует, и молитвами других успешно предводительствует.

3 По Евреин. сборн.: мы не можем быть довольно заботливы...

4 По Евреин. сборн.: ум противополагается духу...

5 По Евреин. сборн.: дух человеческий, воскриляемый верою и любовию, в самом средоточии существа своего, или в самой высшей силе и способности, которою он, так сказать, сопределен...

6 По Евреин. сборн.: сему состоянию противополагаемая.….



Оглавление

Богослужения

17 сентября 2021 г. (4 сентября ст. ст.)

Обре́тение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Второе обре́тение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского. Собор Воронежских святых. Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1866). Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.). Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского, Сергия, еп. Нарвского112, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова пресвитеров, прмч. Стефана Кускова, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мц. Елены Черновой (1943). Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)

Успенский собор
17:00  Параклисис Божией Матери

Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

В 1750 года в Лавру привезли "Царя"
1 (12) февраля 1750 г. – на соборную площадь Троице-Сергиевой Лавры был доставлен огромный колокол весом 4.000 пудов, названный позднее «Царем». Колокол был отлит в 1748 г. на лаврском колоколенном дворе близ Уточьей башни...