Речь по рукоположении Преосвященнаго Агапита Епископа Томскаго и Енисейскаго

CLXIV.

109. РЕЧЬ
по рукоположении Преосвященнаго Агапита
Епископа Томскаго и Енисейскаго.

(Говорена в Успенском Соборе в 12-й день августа,
напечатана в Христианском Чтении 1834 года и
в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.)1

<1834 год>

Преосвященный Епископ Агапит!

Бога Отца прозрением и предуставлением, Царственным вкупе и Священноначальственным мановением Господа нашего Иисуса Христа, благодатию и действием Святаго Духа, при молитвенном и рукоположительном служении Соепископов, приял ты ныне часть Епископскаго дарования, предназначеннаго, по изъяснению Апостола, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Ефес. IV. 12).

Часть Епископскаго дарования, – сказал я, не уменьшая твое настоящее приобретение, но из указания на целое, к которому принадлежит сия часть, желая извлечь полезныя и утешительныя для тебя мысли.

Какое ж это целое, котораго часть досталась тебе в нынешнем даровании? Не меньше, как Епископство Христово. Ибо Самого Иисуса Христа Апостол Петр называет, по Славенскому переводу Послания, посетителем, по Греческому подлиннику, – Епископом душ (1 Петр. II.25). Он, разделяя свое собственное Епископство душ, применительно к потребностям Церкви, коей Он есть глава (Кол. I. 18), дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители (Ефес. IV. 11).

Видишь, какого чуднаго достояния часть приял ты ныне: – часть того дарования, которым Благовестники предали и неповрежденным сохранили Евангелие Христово, которым Пророки освещали мрак сокровеннаго и будущаго, которым Апостолы преобразили мир языческий в Христианский, которым Иоанн возгремел о Боге Слове, которым Петр поколебал Синагогу, которым Павел от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнил благовествование Христово (Рим. XV. 19), которым Афанасий, Василий, Григорий утвердили Православие и низложили ереси, от котораго Иоанн златыми струями учения усладил и напоил Церковь.

Помышляй о сем, и воскриляй твой дух, и возбуждай твою ревность, и утверждай твое упование на помощь свыше.

Немощь ли устрашает тебя? – Вспомни, что и Апостолу сказал Господь: сила Моя в немощи совершается (2 Кор. XII. 9).

Озабочивает ли тебя то, что не на готовый идешь престол, но должен будешь сам поставить и утвердить твое седалище, и при том на такой земле, где не многонасеянную ниву Христову окружают и плевелы и терние? – Воззри на Павла, который не только не приходил в смущение от подобных затруднений, но еще любил благовестити не идеже именовася Христос, и не на чужом основании созидать (Рим. XV. 20).

Затрудняет ли тебя отдаленность паствы, тебе вверяемой? – Опять воззри на Павла, который, не довольствуясь тем, что своим служением наполнил пространство от Иерусалима до Иллирика, еще побуждаем был Апостольскою ревностию распространить свои подвиги до Рима и до Испании; или – если трудно смотреть так далеко – воззри на собственном твоем пути на Святаго Стефана Пермскаго, на Святаго Иннокентия Иркутскаго. Не добрые ли это предшественники? Не благ ли путь, который лежит по следам их?

Приими же благодушно и благонадежно сей, частию, если угодно, и путнический, наипаче же пастырский жезл; и гряди в крепости Господней, и совершай спасение людей Божиих. По образу древняго Патриарха, с жезлом сим прейди предел Европы, и да даст Господь, да будеши более, нежели в два полка (Быт. XXXII. 10) спасаемых.



Оглавление

Богослужения

17 апреля 2024 г. (4 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.