Вифанские встречи в обители митрополита Платона

24 ноября 2015 года в Спасо-Вифанском монастыре – подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – отметили день памяти великого религиозного деятеля России, ученого богослова, основателя и первого настоятеля этого монастыря, митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). 



Происходя из простой русской деревни, он сумел получить блестящее образование, в совершенстве знал несколько языков. Его называли «Вторым Златоустом» и «Московским апостолом». Несмотря на свою всероссийскую славу, в жизни он был чрезвычайно скромен и прост. В свою бытность в Вифании [*] владыка ходил в изношенном полукафтанье, в соломенной шляпе на голове, в туфлях на босу ногу. Во время службы часто правил клиросную должность на хорах, читал Часы и Апостол, подавал кадило. У монастырских ворот он беседовал с монастырскими старцами и богомольцами. В дружеской беседе проводил время с наставниками и питомцами созданной им школы. Все, кто приезжал в Вифанскую обитель, находили там отдохновение и мир. В монастыре прошли последние годы уединения и трудов знаменитого архиерея. Она явилась и местом его упокоения. Уже при жизни митрополит Платон снискал народное уважение и любовь, а по смерти его почитали как святого. К могиле святителя непрестанного тянулись нескончаемые толпы народа, люди молились, служили панихиды, заупокойные литии. Для совершения этих служб даже был специально назначен требный монах. Документально зафиксировано множество случаев чудесной помощи митрополита Платона, и по сей день в монастыре ведется работа по сбору подобных фактов. Ныне честные останки митрополита Платона покоятся в Духовском храме Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры. Когда Свято-Вифанская обитель была разрушена, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, опасаясь надругательства над телом почившего архиерея Божия, повелел перенести его в Лавру. У гробницы совершаются панихиды. Уже проделана большая работа по сбору материалов для канонизации митрополита Платона. Насельники монастыря надеются с Божьей помощью вернуть останки митрополита в Вифанию, ставшую для святителя поистине родным домом. 

Для насельников монастыря день кончины митрополита Платона – важное событие. Доброй традицией стало приуроченное к этой дате ежегодное проведение «Вифанских встреч». Это уже вторая встреча, на которую собирались не только прихожане, но и гости из Москвы и других городов, художники, ученые, почитатели митрополита. Почему именно встречи? Потому что образ жизни обители, введенный основателем, всегда был по-христиански добрый и радушный, как и сам владыка Платон. В программу встречи входило заупокойное богослужение в Преображенском храме, скромный монастырский обед, соединенный с повествовательными рассказами о создателе "Русской Вифании": каким он был, о его трудах и почитании. Общение проходило в формате дружеской братской беседы.

Настоятель монастыря иеромонах Аверкий (Лопатюк) рассказал собравшимся о жизни братии обители: «За прошедший год заметно прибавилось количество приезжающих паломников и постоянных богомольцев, увеличилось и число монастырской братии. За лето мы сделали все, что наметили: построили трапезную, без которой жизнь любого монастыря просто невозможна, поставили новый забор вместо покосившегося старого и многое другое. Из экстренных работ осталось устранить ошибки в строительстве колокольни, заложенные в проекте, и продолжить восстановление Преображенского храма. Также в планах – начать восстановление Тихвинского храма, который во времена митрополита Платона назывался Духовским и был тогда намного меньше.



Спасо-Вифанский монастырь. Современный вид

У нас есть желание восстановить обитель в первоначальном виде. После смерти владыки Платона монастырь серьезно видоизменился, к тому же много было разрушено и перестроено в советское время. Нужна кропотливая исследовательская работа. Есть фотографии поздних росписей и общего вида иконостаса, а точного представления о первоначальном его облике у нас нет. Начав с восстановления верхних ярусов иконостаса, мы стали вникать, какой вид ротонда имела в начале. Оказалось, она была трехсоставной и круглой по типу трех сеней, иконы были витражные. Это была настоящая жемчужина! Нужно перечитать немало литературы, собирая по крупицам образ Платоновской Вифании. Быстро это сделать не получится. Но нам помогают в этой работе художники и ученые. Недавно насельник нашего монастыря отец Варсонофий привел молодого человека, который исполнил просьбу своей почившей матери Ольги Анисимовой и передал нам ее архив, который содержит серьезные исследовательские изыскания. Автор самостоятельно занимался изучением Вифании всю свою жизнь и провел огромную работу. При посещении главных библиотек страны, ею производились выписки, делались копии фотографий, весь материал аккуратно систематизировался. Это большая помощь нам и, несомненно, Божия милость. Вообще на всем в монастыре незримо лежит печать трудов митрополита Платона, да и в жизни обители ощущается его благословение и водительство. Если бы этого не было, я бы уже давно опустил руки. И людей он сюда приводит удивительных. Мы наладили отношения с местным музеем-заповедником, многие из сотрудников которого глубоко чтут почившего владыку.

О митрополите Платоне много написано, но еще больше неизвестно или утрачено. Много белых пятен, ведь его наследие не изучено полностью. Даже в библиотеке Московской духовной академии собраны не все произведения митрополита Платона и до сих пор не все его труды переизданы. Мы сейчас формируем собственную библиотеку из трудов святителя. Уже приобрели три тома из его 20-томника, в том числе 10-й том, который содержит часть проповедей на Господские праздники и дни памяти святых. Книга эта ценна тем, что во второй части опубликовано житие преподобного Сергия, составленное самим владыкой Платоном. Живо написанное, интересное по содержанию, с наставлениями о родителях и другими назиданиями, оно также еще не переиздано. Мне очень нравятся его катехизисы, их было несколько, и все они разные – для определенного круга людей. Они пользовались огромной популярностью и переведены на многие иностранные языки».


Вифанские встречи - 2015

Петр Калитин приехал на Вифанские встречи впервые. Он много знает о жизни и деятельности митрополита, сначала защитил о его творческом наследии кандидатскую диссертацию в МГУ, а позже и докторскую, в которой обосновал понятие «учено-монашеская школа митрополита Платона». В том число учеников митрополита Платона входили такие известные церковные иерархи как митрополит Новгородский и Олонецкий Амвросий (Подобедов) (1742-1818), архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский) (1818-1819) и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Михаил (Десницкий) (1818-1821). На основе своих изысканий Петр опубликовал несколько книг, которые привез в дар монастырю и рассказал об их содержании. Он также поведал об интересных фактах из жизни митрополита Платона. Мало кто знает, что в Российской государственной библиотеке хранится издание 1808 года на французском языке, в котором доктор Оксфордского университета по имени Кларк с восторгом описывает свою беседу с митрополитом Платоном в Русской Вифании. И не только он один приезжал из-за рубежа пообщаться с мудрым мыслителем. Об этом свидетельствует другое издание 1775 года на латыни, в котором содержится переписка русского святителя с интеллектуалами Европы. Митрополит Платон заново открыл Оптину пустынь, в которой долго царила мерзость запустения как следствие печально знаменитой монастырской секуляризации. Он первым написал историю Русской Православной Церкви, много внимания уделял развитию церковного образования, по всей стране открывал семинарии, которые по своим выходным показателям могли конкурировать свободно со светскими учебными учреждениями. В самой Вифанской семинарии, к примеру, в то время уровень знаний был намного выше, чем в Московском университете. Николай Карамзин об этом прямо писал в своем "Путешествии в Лавру".

Интересную информацию о судьбе имеющихся в коллекции портретов митрополита Платона и почитании им преподобного Сергия Радонежского представили работники ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В завершение гости форума, а также насельники и прихожане Вифанского монастыря посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В Духовском храме, где захоронен владыка Платон, была отслужена панихида о упокоении приснопоминаемого митрополита. Вместе со всеми молились гости и паломники Лавры. Участники Вифанского форума будут с нетерпением ждать новой встречи в следующем году.




Историческая справка 

Спасо-Вифанский монастырь ведет свое летоисчисление с 1783 года. В тот год был достроен и освящен храм Преображения Господня и Митрополичьи покои с домовой церковью в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Через три года была возведена колокольня с братскими кельями. За следующие четыре года достроен первый семинарский корпус, а в 1830 году – второй. Спасо-Вифанская духовная семинария славилась на всю Россию высоким уровнем образования.

Уникальный монастырский храмовый комплекс построен по личному проекту митрополита Платона. Интерьер храма изначально задумывался как символическое изображение святых мест Палестины, включая некоторое видимое сходство: внутри Преображенского храма – гора Фавор, в которой устроен придел в честь воскресшего Лазаря, а наверху горы – придел в честь Преображения Господня. 

Монастырский комплекс впоследствии разросся, прибавилось еще несколько храмов. 

Сейчас Спасо-Вифанский монастырь активно возрождается. Знаменательным событием для обители явилось освящение в августе 2015 года главного придела Преображенского Собора, и придела святителя Лазаря, епископа Китийского. Чин освящения совершил Высокопреосвященнейший архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

При монастыре действует воскресная школа, совершаются паломнические поездки по святым местам нашей страны.


Людмила Ковригина для STSL.Ru


Примечание:

[*] Местность, прежде носившая имя Корбуха, пригород Сергиева Посада. Здесь был учрежден один из первых скитов Троице-Сергиевой Лавры – Спасо-Вифанский мужской монастырь. Название «Вифания» скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.





26 ноября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.