«Настали Святки: то-то радость!..»

«Настали Святки: то-то радость!..»

Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, своего рода безвременье. Верили, что в эти дни на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной. Поэтому святки были насыщены обрядами, магиче­скими действиями, запретами, га­даниями. С их помощыо стремились обеспечить семейное благопо­лучие, выяснить свою судьбу, задо­брить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от «не­чистой силы».

В Рождественский, Крещенский сочельник, на Васильев день устра­ивались поминальные трапезы «для родителей» с кутьей, блина­ми, киселем, верили, что «родите­ли» в благодарность за заботу мо­гут помочь им во всех делах.

По своему характеру святочная обрядность четко делится на риту­альную и игровую. Ритуальная ис­полнялась от Рождества до Нового года: славили Христа, гадали об урожае. Вторая неделя святок бы­ла заполнена игрищами, ряжением, разыгрыванием на посиделках «на­родных драм», гаданиями о суже­ных, девичьими смотринами.

День Рождества повсеместно от­мечался славлением Христа, во время которого небольшие группы «славельщиков» обходили кресть­янские дворы с поздравлениями и пожеланиями благополучия:

Славите, славите,

Сами, люди, знаете,

Христос родился,

Ирод возмутился,

Иуда удавился,

Мир возвеселился.

С праздником поздравляю.

И вам того же желаю!

Раскрывайте кису,

Вынимайте колбасу,

Больше не прошу!

Ближе к вечеру обход дворов за­вершали парни и девушки. Во главе процессии они несли звезду или вертеп. Вместо звезды иногда ис­пользовали фонарь, оклеенный картинками на тему рождения Хри­ста. Хождение с фонарями и звез­дами было распространено повсе­местно на всей территории рассе­ления русского народа.

Христославелыциков принято было приглашать в избы. Там они пели «Рождество Твое, Христе Бо­же наш» и «Дева днесь Пресущественного раждает». После гимнов пересказывались рождественские события, прославлялись Христос и Мария, звучали поздравления с Рождеством.

Обход дворов с пением славы Христу вошел в народный быт из православной традиции. Вероятно, впервые он стал проводиться при царе Алексее Михайловиче. В на­родном сознании славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звез­дой, взошедшей над Иерусалимом.

В земледельческих районах рано утром Рождественского дня пастухи «обсевали» или «посевали» из­бы. С порога они поздравляли хо­зяев с праздником и бросали горсть зерна в подол хозяйке, при­говаривая: «На живущих, на плоду­щих, третье — на здоровье! На по­лу теляток, под лавкой ягняток, на лавке ребяток!». Благодарные хо­зяева одаривали «славельщиков» хлебом, пирогами, колбасдми. ино­гда деньгами.

В русской деревне особо почитался святи­тель Василий Великий, архиепископ Кесарии каппадокийской, день памяти которого при­ходился на период зим­них праздников. Офи­циально празднование Нового года 1 было установлено в 1699 году Указом Пе­тра Первого. С того времени Васильев день рассматривался как главный праздник свя­точного периода.

Празднование Васи­льева дня имело много общего с праздновани­ем Рождества и Крещения. В Васильев день собиралось особое обрядовое застолье, во вре­мя которого подавался целиком за­жаренный поросенок, получивший название «кесаретского», посколь­ку Василий в народе считался по­кровителем свиней. Хозяин дома, раздавая угощение, обращался к святому Василию с просьбой о благополучии дома, хороших урожаях, плодовитости домашней скотины.

Самым ярким действием рожде­ственских святок было колядова­ние и связанный с ним обряд «кли­кать Овсень», «Таусень», которые представляли собой театральное зрелище, сопровождавшееся пени­ем песен — пожеланий, величаний хозяевам. Обычно это происходи­ло в ночь на Рождество. Васильев день. Крещение.

Собирались подростки, отдельно парни и девушки, молодые мужчи­ны и женщины небольшими группа­ми. Одного из них наряжали в вы­вороченную шубу, давали в руки палку и суму, куда складывали пря­ники, пироги, яйца. Колядующие пели под окнами изб величание хо­зяевам:

Ой, овсень, бай, овсень!

Что ходил овсень no светлым вечером,

Что искал овсень Иванов двор.

У Ивана вo дворе три терема стоят,

Первый терем — светлый месяц,

Второй терем — красно солнце,

Третий терем — частые звезды.

Что светел месяц — то Иван — хозяин,

Что красно солнце — то хозяюшка его,

Что часты звезды — то детки его.

Затем шли пожелании хозяйст­венного благополучия.

Уж дай ему Бог,

Зароди ему Бог.

Чтоб рожь родилась.

Из колоса — осьмина,

Из полузерна — пирог,

С топорища — долины,

С руковицу — ширины.

Коляда заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хо­зяев в случае отказа:

Hаш овсень,

Подовай совсем!

А не подашь на Новый год,

Еловый тебе гроб...

В прошлом существовало не­сколько сотен способов гадание: по звездам, месяцу, воде, снегу; с кольцами, зерном, квашней, блина­ми, ложками, курицей, петухом, ов­цами, зеркалом и свечами, и уголь­ками; слушали лай собак, фырча­ние лошадей, разговоры под окна­ми; спрашивали имя у первого встречного, гадали у овина и внутри его, в бане, на улице, на перекрест­ках. Гадания на перекрестках и за околицей считались наиболее дей­ственными — здесь стояли часовни и кресты.

Святки — время уличных забав, вечерок, ряжений. Рядились в вывороченную шубу, медведя, козу, быка, журавля, курицу. Повсемест­но были распространены игры ря­женых в «кобылку» («коня», «ло­шадь») и в «покойника». От времен Московского государства XVI—XVII вв. сохранились указы, запрещав­шие «бесовскую кобылку водить». Однако игра была широко известна и в XlX-начале XX вв.


Газета «Маковец» (№ 1 от 19.01.2012)  



Источник: STSL.Ru
Теги: Святки
8 января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.