Святейший Патриарх Тихон и Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Святейший Патриарх Тихон и Свято-Троицкая Сергиева Лавра

7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, почил о Господе святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.

28 августа 1917 года по новому стилю, в день праздника Успения Божией Матери, в Москве открылся Поместный Собор под председательством Московского митрополита Тихона (Беллавина). После бурных дискуссий Собор принял решение о восстановлении патриаршества. Были избраны три кандидата в Патриархи, одним из которых был владыка Тихон. Избрание Патриарха должно было решиться жребием. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя старец Смоленской Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий, на котором было написано имя Тихон.

После наречения Патриархом святитель отправился в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. На паперти Троицкого собора его встретил наместник Лавры архимандрит Кронид (Любимов), будущий преподобномученик. Окропив себя святой водой, нареченный Патриарх направился к раке с мощами преподобного Сергия и, преклонив колена, долго молился у мощей Преподобного. После молебна он преподал братии и всему народу архипастырское благословение. На другой день в Троицком соборе была отслужена Божественная литургия. Особой грамотой нареченный Патриарх установил совершать торжественные молебны с пением акафиста преподобному Сергию и отслужил первый из них. «Благо и спасение Родины всегда были дороги и близки сердцу истинных Христовых отшельников, – говорил святитель. – Пример сему подает нам наш отец и великий печальник земли Русской преподобный Сергий, игумен Радонежский. И мы, недостойные и многогрешные насельники его святой обители, должны усугубить в настоящую лютую годину свои моления о спасении Родины»[1].

За две недели, проведенные в Лавре в ноябре 1917 года, нареченный Патриарх почтил память своих предшественников. В Вифании им была отслужена панихида у гробницы митрополита Московского Платона (Левшина), а по случаю 50-летия кончины митрополита Филарета (Дроздова) совершены парастас и заупокойная литургия. Владыка также принял участие в торжественном собрании Московской духовной академии, посвященном памяти святителя Филарета, а позже навестил Александро-Мариинский дом призрения, основанный митрополитом Филаретом. При отъезде из дома призрения нареченный Патриарх благословил детей и просил их помолиться за него при вступлении на предстоящий ему в тяжелую годину испытаний великий подвиг управления Русской Церковью.

Святитель посетил также приписанные к Лавре обители. В пещерном храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита он отслужил Божественную литургию и молебен в сослужении наместника Лавры архимандрита Кронида, а также ректора Вифанской духовной семинарии архимандрита Германа (Ряшенцева) и старшей братии скита. Побывал он и в Зосимовой пустыни, где с сыновней радостью был встречен братией монастыря.

В Лавре святитель Тихон принял депутацию от Поместного Собора, пригласившую его пожаловать в Москву на интронизацию. Отслужив торжественный молебен преподобному Сергию, владыка, провожаемый всей братией, под звон колоколов покинул обитель и направился в Москву.

После восшествия на Первосвятительский престол продолжилась тесная духовная связь Патриарха с братией Троице-Сергиевой Лавры. В дни Святой Пасхи, когда он вновь посетил обитель преподобного Сергия, наместник Лавры архимандрит Кронид обратился к нему с пасхальным приветствием, укрепляя архипастыря на предстоящем ему пути:

«Христос Воскресе! Ваше Святейшество! Милостивый Первосвятитель земли Русской и наш Благостнейший Отец! Среди светлых дней Своего Воскресения воскресший Господь дает нам сугубую благодать пришествием твоим к преподобному отцу нашему Сергию. При жизни своей он решительно отказался от высокого сана первосвятительского. Но зато в продолжение 500 лет по кончине своей дал Русской Церкви из своей обители более ста святителей, а в отношении к ее первосвятителям постоянно является как бы небесным бессменным Патриархом всея Руси православной. И тебя он породнил со своей обителию, поручив тебе настоятельство над ней. И ты возлюбил ее любовию сыновнею, а нас, ее чад недостойных, согреваешь любовию отеческой.

В многоскорбные дни страдания Отечества и гонения на Церковь Божию к тебе яко Первоиерарху обращены очи православных русских людей. Гряди же к священной раке великого сына Святой Руси – аввы Сергия. Поведай ему стоны русского сердца. Он жив и ныне и слышит всех, кто притекает к нему со смиренной верой. Он видит и твое переполненное скорбями Церкви и Отечества сердце. Он услышит и твои пламенные молитвы, воодушевит тебя мужеством и будет твоим постоянным благодатным старцем – руководителем в многотрудном твоем служении родной Церкви. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»[2].

В апреле 1919 года началась кампания по вскрытию святых мощей, а год спустя власти посягнули на национальную святыню – Троице-Сергиеву Лавру и святые мощи преподобного Сергия. 26 марта 1920 года вышло постановление президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в московский музей». 10 мая 1920 года Патриарх обратился с письмом к председателю Совнаркома Ленину. «Вскрытие мощей, – говорилось в послании, – обязывает Нас встать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человекам»[3]. На обращение Патриарха пришел ответ: «Жалобу гражданина Белавина (Патриарха Тихона) на постановление Московского губисполкома о перевозке мощей из Троице-Сергиевой Лавры в один из московских музеев от 10 мая оставить без последствий»[4].

Будучи «призванным стоять на страже народных церковных интересов», святитель считал своим священным долгом оповестить духовную паству о намерениях властей, и 10 сентября 1920 года он обратился к верующим с Патриаршим посланием:

«Уже много раз за последнее время терзалось религиозное чувство русских людей, и удар за ударом направлялся на их святыни. Не избегла сей печальной участи наша великая святыня – Свято-Троицкая Сергиева лавра. Было начато с вскрытия мощей Преподобного Сергия. Этим думали достигнуть того, что народ перестанет стекаться в Лавру и потеряет доверие к своим духовным руководителям. Расчеты, однако, оказались ошибочными. Конечно, при вскрытии не было обнаружено никаких подделок, а были найдены останки Преподобного, которые всеми верующими благоговейно почитаются как его святые мощи. Но, как и следовало ожидать, оскорбление мощей преподобного Сергия вызвало великий религиозный порыв, выразившийся в усиленном паломничестве к его цельбоносной раке. Тогда стали выселять монахов из Лавры, закрывать храмы, уже переданные общине верующих по договору, и в местном Совете начали усиленно обсуждать вопрос об изъятии мощей Преподобного из Лавры, о погребении их или передаче в один из московских музеев. При первых же известиях о сем Мы почли долгом своим лично переговорить с Председателем Совета Народных Комиссаров о необходимости оставить Лавру и мощи в неприкосновенности, на что Нам было отвечено, что Председатель занят обсуждением важных дел»[5]. Далее святитель излагал ход переписки и сообщал об опротестовании им принятых постановлений. В конце послания Патриарх Тихон обращался к верующим: «Очистим же сердце наше покаянием и молитвами и будем молить Преподобного, дабы не покидал Он Лавры своей, а поминал стадо свое, еже собра мудре, не забывал, якоже и обещался, посещать чад своих и всех чтущих память Его»[6]. Заступничество Патриарха, поддержанное верующими, оказало свое воздействие – большевики не решились вывезти мощи преподобного Сергия Радонежского из Троицкой обители.

В период с 1917 по 1922 год резиденцией Святейшего Патриарха Тихона было московское подворье Троице-Сергиевой Лавры, которое на это время стало центром церковной и духовной жизни страны. В маленькой Сергиевской крестовой церкви подворья, непосредственно соприкасавшейся с покоями Патриарха, ежедневно совершали богослужения насельники Лавры. Часто служил в ней и сам Патриарх. В эти годы он неоднократно подвергался домашним арестам.

7 января 1925 года, предчувствуя близкую кончину, святитель Тихон составил завещание, в котором указал трех Местоблюстителей Патриаршего престола на случай своей кончины. 5 апреля 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, почил о Господе с молитвой на устах.

Святейший Патриарх Тихон и Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Верующий народ воспринял кончину святителя Тихона как огромное горе. В дни прощания с Патриархом в Большом соборе Донского монастыря мимо его гроба прошли около миллиона человек. Милиции не было, но и в самом монастыре, и на прилегающих улицах поддерживался идеальный порядок. На похороны Святейшего Патриарха съехались около 60 архиереев и 500 священников. В день погребения не менее трех тысяч человек молились в монастырской ограде об упокоении души усопшего Первосвятителя.

Патриарх Тихон был прославлен в лике святых в 1989 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 400-летию учреждения Патриаршества. В определении Собора говорится, что основанием для канонизации послужили такие подвиги Святейшего Патриарха, как чистота жизни, служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования, мужественное стояние за веру. В 1992 году в Донском монастыре были обретены нетленные мощи святителя. «Святые мощи его даровал Господь России в укрепление ее на предлежащие трудные времена, – сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – И как некогда в годину испытания воззвал Господь Спаситель святителя Тихона, так и ныне послал Он его в помощь земной воинствующей Церкви»[7].

Иеромонах Пафнутий (Фокин)
07.04.2022


[1] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Репр. воспр. изд.1918 г. М.: Новоспас. Монастырь, 1994. С. 95–120.

[2] ОР РГБ. Ф. 303, II, ТСЛ. Карт. I. Ед. хр. 16.

[3] Вострышев М. И. Патриарх Тихон. Атака на Троице-Сергиеву Лавру [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/patriarh-tihon/13

[4] Там же.

[5] Майорова Н. С. Вскрытие мощей Сергия Радонежского и кампания по ликвидации мощей во всероссийском масштабе [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/vskrytie-moschey-sergiya-radonezhskogo-i-kampaniya-po-likvidatsii-...

[6] Там же.

[7] Иоанн (Крестьянкин), архим. Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона. 8 октября 2004 года [Электронный ресурс]: https://pravoslavie.ru/1790.html



7 апреля 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.