Старец Кирилл не говорил о любви, а явил ЛЮБОВЬ

20 февраля на 98-м году жизни почил великий человек, духовник трех Святейших Патриархов архимандрит Кирилл (Павлов). 23 февраля в последний путь его пришли проводить сотни верующих, искренне любивших и доверявших старцу.

Старец Кирилл был родом из верующей крестьянской семьи, в юности он работал на металлургическом комбинате, а затем участвовал в Великой Отечественной войне, в том числе в исторической обороне Сталинграда. Именно тогда он обратился к вере.

Своими воспоминаниями о почившем архимандрите поделился директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии, игумен Киприан (Ященко) в программе "Наша точка зрения". Он отметил, что старец Кирилл не только знал Евангелие, но и исполнял его. Архимандрит не говорил о любви, а явил ее.


Он не только знал Евангелие - он его исполнял

Царьград: Вы хорошо знали архимандрита Кирилла? Каким Вы его запомнили?

Игумен Киприан: Кротким старцем. Человеком, у которого ум лежал в Евангелии. Он не только знал Евангелие в совершенстве (возможно, тот текст, который он приобрел на войне).

Но главное, то, что сейчас редко встретишь - он его исполнял. Исполнял в своих словах, в своих делах, в своих побуждениях - каждый день.

Я был свидетелем того, что многие люди часто приходили к нему с недоуменными вопросами, не знали, как поступить. Как в нашей непростой жизни выбрать правильное решение, и каким путем пойти. И он часто отвечал Евангельскими словами. И человек с облегчением выходил - хотя он и сам знал эти Евангельские слова, но применить конкретно к этому случаю не мог.

Конечно, старец Кирилл нам всем, братии Троице-Сергиевой Лавры, был очень надежной опорой. И мы все знаем, что когда он даже отсутствовал, мы были в ожидании. И когда он приезжал, мы обычно приходили к нему с целым списком таких вопросов. Удивительное свойство: пока стоишь, ждешь, подходишь к нему, то многие вопросы сами собой разрешались. Была какая-то удивительная связь.


Архимандрит Кирилл (Павлов)

Недирективный руководитель и продолжатель святоотеческой традиции:

И еще, конечно, отец Кирилл у нас остался в памяти, говоря современным языком, как очень недирективный руководитель. Он никогда ничего не требовал, никогда. Трудно было ему сказать "делай так, как я тебе говорю!"

Он всегда давал советы. У него даже была такая "Кирилловская ловушка". Часто, когда ты спрашиваешь: "Батюшка, как поступить?" Он говорит: "А ты как сам считаешь?" И я сам несколько лет поддавался на эту ловушку. Я говорю: "Батюшка, я думаю, что вот так надо!" Он отвечает: "Ну вот и хорошо, так и поступай!"

И потом мне братья подсказали, как спросить его: "Батюшка, не как я считаю, а как Вы благословите?" И вот когда я начал ему задавать этот вопрос, он стал действительно задумываться. И говорит: "Давай помолимся, давай подумаем!" Порой вопросы были сложные, и он говорил: "Давай весь пост с тобой будем молиться! Ты будешь молиться, я буду молиться, и пусть нам Бог откроет!"

Всех людей он любил

Это был действительно продолжатель нашей святоотеческой традиции. Отец Кирилл был излучателем большой любви к людям. Всех людей он любил. Он как старец Серафим Саровский, может быть: не произносил слова "радость моя, Христос Воскресе!", но когда к нему входили в келью, встречал всегда с такой радостью, обнимал, поддерживал… И от него излучалась такая радость, что всегда, когда выходили от отца Кирилла, было очень радостное вдохновение. Бывали даже случаи, что я не успевал задавать никакого вопроса, само пребывание вместе с батюшкой очень вдохновляло.


Духовные победы больше, чем под Сталинградом

Царьград: Отец Киприан, Архимандрит Кирилл прошел Великую Отечественную войну. Как он вспоминал те трагические события в разговорах, о чем рассказывал Вам?

Игумен Киприан: Отец Кирилл не очень хотел эту тему затрагивать. Редко ее затрагивал. Но среди своих все-таки достаточно ясные факты: обнаруживали, что это именно тот Павлов и тот сержант Павлов, который отстоял Дом Павлова, который до сих пор стоит в Сталинграде. И награда Героя Советского Союза его нашла в 1992 году. Вот такой героизм, который он проявил, то чудо…

Царьград: Но он был невероятно скромен и не говорил об этом?

Отец Киприан: Он не любил об этом говорить, да. И у него действительно линия фронта была уже духовная. И, конечно, на духовном фронте он одержал не меньшие, а даже большие победы, чем под Сталинградом. Он действительно был молитвенником, молитвенником за наше Отечество. Многие считают, что это был один из последних удерживающих. Он часто говорил: "Все мы с вами висим на одном волоске".

Царьград: Об этом Вы писали в своих материалах. "Весь мир висит на одной ниточке", - говорил архимандрит Кирилл. О чем он?

Отец Киприан: Он говорил, что эта ниточка и есть Русская Православная Церковь. Если что-то случится с Церковью, с нашей православной традицией, то рухнет все. Рухнет и Россия, и весь мир. И это удерживающее. И он был одним из удерживающих Церковь от потрясений, от расколов, от множества нестроений и разных богословских мнений, течений…

Царьград: Какой случай, или какая беседа вспоминается Вам в первую очередь, когда речь идет об архимандрите Кирилле?

Отец Киприан: Такая кротость у него была, с батюшкой трудно было поссориться. Когда с батюшкой доходило до какого-то тупика, он уступал.

Я приведу случай: однажды довольно высокопоставленный чиновник очень нуждался в поддержке отца Кирилла. С отцом Кириллом было просто договориться, он никому не отказывал, принимал в Переделкино. Хотя там был строгий пропускной режим. И вот когда я договорился, что этот чиновник приедет, то он как-то неожиданно задержался на совещании в Кремле, и не мог вовремя приехать. И батюшка уже принял довольно много людей, и келейница сказала: "Батюшка, Вы уже переутомились, Вам нельзя больше никого принимать". И когда приехал этот чиновник, она запретила, говорит: "Нет, батюшка, я Вам не разрешаю этого чиновника принимать!" И он ее, келейницу, которая вообще-то приставлена ему служить, как ребенок, начал упрашивать. Говорит: "Слушай, дорогая, ну давай, ну последний человек, всё! Только последний посетитель!" Она говорит: "Нет, батюшка, у Вас будет плохо с сердцем, Вы не здоровы, я Вам запрещаю!" И как он ее ни умолял, ни упрашивал, ничего не получалось. Тогда он развел руками и говорит: "Ну вот, отец Киприан, видишь, у нас ничего не получается на сей раз! Давай подождем!"

Действительно, может быть, и человек пострадал, может быть, и дело было, мы же не знаем всех последствий того, что не состоялась эта встреча. Но конфликта не произошло. В этом случае, может, отражается особенность отца Кирилла, который мог решать и большие, и маленькие вопросы неконфликтным путем.

Он не говорил о любви, а явил эту любовь

Царьград: Очень часто в Ваших публикациях, когда Вы пишете об архимандрите Кирилле, встречается слово "любовь": любовь к людям, любовь к природе, любовь к музыке, любовь к пению. Это ведь не случайно?

Отец Киприан: Конечно, батюшка нам преподал урок. Сейчас очень много людей, которые говорят о любви. О разной любви. А батюшка нам преподал урок этой любви. Он действительно не говорил о любви, а явил эту любовь. Каждое его слово, каждое его действие - это и было той любовью.

Допустим, он собирал у себя после трапезы читать Евангелие, читать молитвы. То есть он брал и читал. И все читали. Он показывал, что надо молиться. Он не говорил "надо молиться", он брал и молился. И мы все присоединялись и молились вместе с ним.

Когда он приезжал с отдыха, всем нам дарил подарки, южные вкусности, фрукты. Он показывал, что надо дарить. Я несколько раз отцу Кириллу хотел что-нибудь подарить. Приходишь, а у него на столе лежат фрукты. И они как-то так лежат, мне показалось, небрежно. И я ему хотел подарить вазу, в которой эти фрукты лежали бы, на мой взгляд, очень красиво. И я ему привез как-то вазу, такую красивую, хрустальную, и вручил, пользуясь случаем, был повод - день рождения. И он, приняв эту вазу, был ошеломлен, говорит: "Такая ваза, это что, мне?" Я говорю: "Батюшка, это вам!" "Она мне принадлежит? Я ей могу как угодно пользоваться?" Я говорю: "Конечно, батюшка!" И он первому попавшемуся посетителю ее передарил. Причем я пробовал еще как-то раз другую вазу подарить, уже поскромнее, и закончилось это тем же.

Как я понял, ему это не нужно. Какие-то вещи ему были не нужны, и он с любовью их передаривал другим.

Царьград: Архимандрит Кирилл оказал колоссальное влияние и на Патриархов?

Игумен Киприан: Да, безусловно. Есть множество случаев, и я сам знаю, что он советовал. Были такие случаи, когда мнение Патриарха и мнение отца Кирилла не всегда совпадали. И, кстати, для многих простых людей авторитет отца Кирилла был даже выше. Но он никогда этим не пользовался, не противостоял, не противопоставлял. И батюшка всегда очень деликатно говорил: "Вы сами можете поступать, как думаете, но лучше бы так не поступать". Всегда была такая деликатность.

И любовь сквозила даже в сложных вопросах. Конечно, мы сейчас говорим о том, что отошел к Господу отец Кирилл, но мы воспринимаем это как день рождения. У всякого человека трижды день рождения. День, когда он вышел из утробы матери, второй раз, когда мы принимаем духовное крещение, и третий раз, когда человек рождается в жизнь вечную. Вот сейчас душа отца Кирилла отделилась от тела. Батюшка был в затворе много лет, он давно хотел быть в затворе, молиться. И Господь ему устроил - в последнее время он был в таком состоянии, что посетителей было мало, и он мог молиться.

И сейчас мы, можно сказать, все-таки и празднуем, и торжествуем день рождения в вечную жизнь отца Кирилла (Павлова)…

И мы с ним как имели общение, так и будем продолжать с ним общаться. Во всех наших радостях и скорбях.

Игумен Киприан (Ященко)

27 февраля 2017 г.


4 марта 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.