Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Великий Понедельник

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Последняя седмица перед Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения и называется седмицей «Страстной» и «Великой». «Великою же называем эту седмицу, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не потому, что дни ее длиннее или число их больше, но потому, что в продолжение ее совершены Господом нашим великие и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены его орудия, Бог примирился с человеком, небо сделалось для них доступным; люди соединились с ангелами... удалена преграда, и Бог мира примирил небесное и земное» [1].

~ Проклятие смоковницы. Фреска Балканских писем.jpg

Кроме того, каждый день Великой седмицы с древнейших времен посвящен Церковью особым воспоминаниям. Созерцая уничижение и славу Сына Божия в ветхозаветных прообразах, в Великий Понедельник Церковь вспоминает целомудренного Иосифа. «Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплемеников — иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров — гроб и, восстав из него собственной силой, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествуя над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своей живоносной плотью».

Созерцая невинные страдания Иисуса Христа в прообразах Ветхого Завета, Святая Церковь приводит нам на память евангельское повествование о бесплодной смоковнице, которая, по слову Господа, иссохла. Когда Христос Спаситель со Своими учениками возвращался из Вифании в Иерусалим, то по дороге Он взалкал. Увидев смоковницу, Господь подошел к ней и, не найдя на ней ничего, кроме листьев, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» [2].

Вот, братия и сестры, какова сила божественного глагола! Во все время Своего земного служения Спаситель только учил, прощал, исцелял и воскрешал, а теперь, под конец служения, изрекает проклятие. Но почему и для чего Господь подвергает такой участи бездушное творение, которое не способно чувствовать ни наказания, ни милости? Господь не мог проклясть смоковницу только за то, что Он почувствовал голод и не обрел на ней плода. Из Евангелия нам известно, что перед выступлением Своим на общественное служение Господь Иисус Христос провел сорок дней и ночей в посте и молитве и, несмотря на голод, Он с негодованием отверг предложение искусителя обратить камни в хлеб.

Смоковница была проклята Господом, братия и сестры, не в отмщение за свое бесплодие, а для того чтобы показать высокую цель, предназначение Сына Божия — спасение рода человеческого. Это было одно из тех символических действий, которым Спаситель иногда, вместо слов, выражал высокие истины Своего учения. Проклятие смоковницы показывает нам, что как есть время милости и долготерпения, так есть и время суда и наказания.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, «поскольку Господь всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать опыт Своего правосудия и отмщения, чтобы ученики и иудеи знали, что Он хотя бы мог иссушить, подобно смоковнице, Своих распинателей, однако ж добровольно предает Себя на распятие, то Он и не хотел показать это над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением» [3].

Эта смоковница была образом народа иудейского, и проклятие ее — образ отвержения иудеев. Она имела листья и такой вид, будто на ней были плоды (и народ иудейский соблюдал внешнюю религиозность, держался обрядов и преданий), но плодов на смоковнице не было, не было плодов веры и религиозности у народа иудейского; и та, и другой отвергнуты Богом. Господь, проклятием смоковницы изображая судьбу иудейского народа, восхотел знаменательным действием показать Свой будущий Суд над нераскаянными грешниками, дабы вразумить нас. Иссохшей смоковнице уподобляется и всякая душа, не приносящая духовных плодов, ибо кто не имеет добрых дел, освященных верой и молитвой, того не защитят от осуждения внешние проявления, ибо недостаточно для спасения только быть крещеным и именоваться христианином, а надо быть таковым на самом деле, по жизни.

«Покайтесь и принесите плоды покаяния», — призывал святой Иоанн Креститель. Вот об этом — о плодах покаяния и спросит у нас Господь на Страшном Суде. Каковы эти плоды? Это дела милосердия и сострадания, дела христианской любви, а именно: посетить больного, заключенного, накормить голодного и напоить жаждущего, одеть нагого, приютить странника, наставить человека на путь истины и спасения, иметь мир между собой, смиренно и терпеливо нести свой жизненный крест.

Кроме повествования о бесплодной смоковнице, Святая Церковь назидает нас в утреннем Евангелии еще и притчей о неправедных виноградарях, сказанной Спасителем в этот день [4]. В этой притче, изображающей самым непосредственным образом иудеев, избивавших прежде пророков и с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого, нельзя не видеть страшного порицания и для христиан, нарушающих заповеди Божий и тем самым продолжающих как бы распинать Самого Спасителя своими грехами.

В евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает нам о судьбе иудейского народа и о кончине мира, как все это было предсказано Иисусом Христосом [5]. Изображением великих бедствий и кончины века верующие призываются к молитве и духовному бдению, чтобы всегда быть готовыми с чистой душой встретить грядущего Христа; призываются к великодушию и терпению и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и о прекращении бедствий ради избранных.

Дорогие братия и сестры! Чтобы нам не уподобиться бесплодной смоковнице и не подвергнуть свою жизнь вечной опасности, чтобы нам избавиться от вечных мучений и получить оправдание на праведном Суде Божием, мы должны украшать свою жизнь добрыми делами. Будьте верными чадами Святой Церкви Православной, свято храните ее заветы и уставы, постоянно посещайте святой храм Господень и воспитывайте в нем свою душу для вечной жизни, усердно молитесь Господу, постоянно читайте слово Божие и воплощайте его в своей жизни, никого не осуждайте, молитесь друг за друга, терпеливо несите немощи друг друга, прощайте друг другу, и Бог мира, Господь наш Иисус Христос, пострадавший за нас, всегда будет с нами, и во второе и славное пришествие Свое Он не откажется от нас, но удостоит нас Своего приглашения: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» [6]. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 160-163. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Т. 1. - М., 1993. Беседа 30. С. 312.

[2] Мф. 21, 19.

[3] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 2. С. 682.

[4] См.: Мф. 21, 33-43.

[5] Мф. 24, 3-35.

[6] Мф. 25, 34.


STSL.Ru


13 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.