Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в праздник Входа Господня в Иерусалим

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Радости и торжества преисполнен ны­нешний праздник. Из глубины веков провидя этот день, патриарх Иаков пророчески вещал о сыне своем Иуде и грядущем из чресл его Примирителе, Христе: «Радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека» [1]. «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Гос­подь, царь Израилев, посреди тебя» [2], — читаем в пророчестве Софонии. «Ликуй от радости, дщерь Сиона; торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спа­сающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» [3], — восклицал пророк Захария, как бы своими очами видя все, что должно было совершиться. «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный. О Господи, спаси же, о Господи, поспеши же! Благословен грядый во имя Господне» [4], — дополнял то как бы описание входа Господа в Иерусалим псалмопе­вец Давид.

Вход Господень в Иерусалим.jpg 
Вход Господень в Иерусалим. Икона из ризницы 
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Если так торжественны предречения древних пророков о входе Господнем в Иерусалим, тем более велик сам предреченный вход, вспоминаемый в нынешний пресветлый праздник, поскольку вооб­ще действительность полнее словесного ее описания, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово [5]. Уже напряженные народ­ные ожидания Господа, выражавшиеся в вопросах: «Как вы думае­те? Не придет ли Он на праздник?» [6] — способствовали высокому подъему, потом взрыву всенародной радости о Господе, входящем в Иерусалим. Толпы народа, шедшие вместе с Господом в Иеруса­лим на праздник, на пути постепенно увеличивавшиеся, слились по­том с толпами народа, уже пришедшего в Иерусалим и вышедшего оттуда на встречу Господа, что содействовало усилению торжества.

Уже давно вся земля Иудейская наполнилась слухами и разго­ворами о чудных делах Христовых, так что исполнилось на Христе, и особенно в этот день, пророческое слово: «Господи, Боже наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника» [7]. Как явно исполнилось это пророчество, когда при спуске с горы Елеонской множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они [8].

Подлинно, тогда земля сливалась с небом в хвалебных воскли­цаниях, несшихся с земли как бы превыше небес. Тогда, согласно псаломскому пророчеству, и дети восклицали: «Осанна!» Христу, по примеру отцов, движимые Духом Святым, Который, действуя в пророках, тем более действовал во Христе. И это случилось для посрамления фарисеев, книжников и старейшин, пытавшихся остано­вить торжество народное, Самому Христу говоривших: «Учитель! Запрети ученикам Твоим» [9]. Но что же? Христос хотя не отверг этого торжественного сретения Его народом, так как Он действи­тельно пришел к народу Своему как Царь, предвозвещенный древ­ними пророками, однако не возрадовался вместе с народом, а запла­кал об Иерусалиме, говоря: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои... не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего»[10]. Христос видел, что народ встречает Его как царя земного, который устроит народу своему земное благоденствие, тогда как Он, по пророчествам, хотел устроить не обычное царство человеческое, а Божие царство правды, чуждое житейским страстям. Устроить это царство не через крушение врагов силою Божествен­ного всемогущества, а покоряя сердца людей Богу силой кроткой, спасающей любви, отдав Себя в жертву за грехи мира. И как точно исполнилось пророчество Спасителя! В 70-е годы римскими войска­ми был разрушен город Иерусалим, храм и все дворцы сожжены, не осталось камня на камне. Множество иудеев были истреблены, а сто тысяч взяты в плен, и в Риме построили Колизей, где в будущем по­страдало множество христианских мучеников.

Когда же Господь, ожидающий от нас плодов духовной жизни, дождется их? Время жизни бежит быстро, не возвращаясь назад, как вода в реке. И в прежнее время недоделано слишком многое, впереди времени остается все меньше, когда же доделать все, что не окончено, пропущено, оставлено по нерадению, лености, преступ­ному небрежению, из-за увлечения сердца пустым, бесплодным? Какой ответ дадим Богу, если долги перед Ним не имеем никакой возможности заплатить? Не ждет ли нас неминуемый суд посечения смоковницы за бесплодие? Не тяготеет ли над головами нашими клятва уже многие годы, в которые Господь ожидал от нас плодов спасения? Если останемся так, как есть, не имеем надежды спасения.

И только Господь, определивший сокращенный путь добродете­ли как покаяние, сокращенный путь покаяния как смирение, все бо­лее и более углубляющееся, вселяет в нас надежду не быть посе­ченными, подобно бесплодной смоковнице, спасти наши души и без достойных плодов покаяния, ради сердца сокрушенного и смирен­ного, которое Он не уничижит [11], хотя бы мы пришли на делание лишь с одиннадцатого часа, не неся всей тяготы подвижничества [12]... Не закроет и для нас двери рая, даст войти хотя на порог Его не­бесных обителей райских, не остаться вне, в селениях грешничих [13], уготованных диаволу и слугам его. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - СТСЛ, 2014.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Быт. 49, 12.

[2] Соф. 3, 14-15.

[3] Зах. 9, 9.

[4] Пс. 117, 24-26.

[5] Лк. 1, 37.

[6] Ин. 11, 56.

[7] Пс. 8, 2-3.

[8] Лк. 19, 37.

[9] Лк. 19, 39.

[10] Лк. 19, 42-44.

[11] Пс. 50, 19.

[12] См.: Мф. 20, 6-12.

[13] Пс. 83,11.


STSL.Ru


1 Апреля 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.