Проповедь насельника Троице-Сергиевой лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! После укрощения бури на Галилейском озере Господь наш Иисус Христос прибыл в Гергесинскую страну, которая была населена в то время по большей части язычниками. Страшная буря на море ужаснула апостолов, но еще более ужасное зрелище человеческих страданий ожидало в этой стране милосердного Человеколюбца и Его учеников.

исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской.jpg

Лишь только Спаситель вступил на противоположный от Капернаума берег моря, Ему навстречу вышли, влекомые невидимой силой, двое бесноватых... весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем [1]. Особенно был лют один из них, человек, известный в городе Гергесе; так что святые евангелисты Марк и Лука, чтобы нагляднее представить чрезвычайные страдания этого бесноватого и великую чудодейственную силу Господа Иисуса, только об одном этом бесноватом и рассказывают в своих Евангелиях, вовсе не упоминая о другом. Они говорят, что этот несчастный одежды не носил, что он часто и закованный в железо со страшной силой разрывал цепи и разбивал оковы на руках и ногах, так что никто не мог его укротить. День и ночь проводил он в гробах и горных ущельях и так одичал, так рассвирепел, что, гонимый бесом по пустыне, неистово кричал и уродовал свое тело, ударяясь о камни. Увидев Иисуса Христа издалека, он побежал к Нему, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! [2] Чтобы успокоить страдальца, помочь ему прийти в себя, собраться с мыслями, Господь спросил бесноватого: «Как тебе имя?» Но сила зла настолько овладела всем существом несчастного, что он не мог припомнить своего настоящего имени, а бесы в трепете перед всемогущей силой Господа, как бы желая ободрить себя своей многочисленностью, отвечали устами бесноватого: «Легион имя мне, потому что нас много» [3]. Святой евангелист Матфей говорит об исцелении обоих бесноватых, а поэтому опускает эти подробности. «И вот, — говорит он, — они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» [4]. Что ты хочешь делать с нами, какое Тебе дело до нас?

Могли ли так взывать к неизвестному Страннику, Которого в первый раз видели, те, кто жил в языческой стране? Могли ли они от себя называть Его по имени, да еще Сыном Божиим? К тому же они были безумны... Ясно, что устами их взывали злые духи, о которых слово Божее говорит, что они веруют и трепещут [5], которые предчувствовали, что Господь изгонит их из людей, но были связаны Божиим повелением — не увлекать несчастных страдальцев в пустыню, а встретить Господа на берегу моря. И вот «тогда как люди почитали Христа за человека, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — бесы пришли исповедать Его божество, и апостолы, которые оставались еще невнимательными при укрощении бури на море, услышали теперь демонов, взывавших о том, о чем возвещало море своею тишиною. Бесы умоляли Господа и заклинали не ввергать их в бездну, в глубины мрачного ада, в темницу духов, где уготованы им вечные муки. Они думали, что теперь настало время их вечного наказания» [6]. Из этого следует, как страшны адские муки, если сами бесы страшатся их. Заметим и еще, что эти мольбы, эти жалобы и упреки бесов в том, что Господь пришел мучить их, обличали нелепую хулу фарисеев, будто Господь изгонял бесов силой князя бесовского. Вдали от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней [7]. Если запрещаешь мучить людей, то позволь, по крайней мере, мучить свиней. Для бесов невыразимое страдание заключается уже в том, что без попущения Божия они не могут никому вредить. И Он сказал им: идите [8]. «Для чего Христос исполнил прошение демонов? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: — Он сделал это не потому, что убежден был ими, но по многим премудрым целям. Во-первых, для того, чтобы освобожденным от них показать, как велик вред, причиняемый сими мучителями; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить, что бесы без Его позволения не смеют прикасаться даже и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать понять, что бесы гораздо жесточе, чем со свиньями, поступали бы с людьми, если бы Господь не промышлял о людях, потому что всякому известно, что бесы ненавидят нас более, чем животных. В-четвертых, для того, чтобы погибель свиней убедила всех, что бесы вышли» [9]. Итак, бесы, гонимые силой Христовой, вышли из одержимых ими людей и пойти в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде [10].

Таково зло по своей природе: оно коварствует и разрушает само себя; безумное, слепое и самоубийственное, оно может только губить и чаще всего гибнет само в общем разрушении, к которому стремится. Злые духи тьмы в ожесточенной ненависти против Царя Света — Христа захотели вызвать в людях негодование против Него! «Погублением свиней, — говорит блаженный Феофилакт, — демоны хотели огорчить их хозяев, чтобы они не приняли Христа». «Итак, если бесы не пощадили свиней, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то тем более сделали бы это с людьми, если бы провидение Божие не обуздывало их» [11].

Но для чего Господь попустил погибнуть свиньям? Для того же, для чего и теперь Он попускает падеж скота, наводнения, град, пожары, землетрясения и другие беды; для того чтобы вразумить людей в том, что душа человека несравненно выше тысяч свиней, а человек, заботясь о свиньях, часто забывает вовсе о своей душе. Лишением их стада Господь как бы так говорил гергесинцам: «Вы служите своим страстям, угождаете своей плоти, как свиньям; смотрите, чем может кончиться это ваше служение плоти: бесы, которые овладели вашими душами, доведут и вас до погибели, как этих свиней». Наконец, Господь попустил бесам погубить нечистых животных еще и для того, чтобы обличить саддукеев, которые, конечно, должны были услышать об этом чуде — они не верили, что есть духи невидимые. Чудо над бесноватыми показало, что эти духи существуют: иначе кто же заставил две тысячи свиней броситься в море?

Но жители Гергесинской страны оказались недостойными такой милости Божией и неблагодарными. Когда пасшие свиней сообщили им обо всем, то люди вышли навстречу Христу и, вместо того чтобы поблагодарить Великого Чудотворца, они просили, чтобы Он отошел от пределов их! [12] не радовались они даже исцелению бесноватых: им было жаль своих свиней. «Познай из этого, — говорит блаженный Феофилакт, — где свинская жизнь, там живет не Христос, а живут демоны». Говорил некогда и апостол Петр: «Выйди от меня. Господи! потому что я человек грешный» [13], но то был голос смиренной веры, проявление благоговейного страха от сознания своего недостоинства. Не такой страх овладел гергесинцами. Они как бы так рассуждают: «Страшен Этот Чудотворец для нас, подальше бы от Него, без Него спокойнее, будем жить, как жили доныне, и грешить по-прежнему». И Господь оставил их, согласно их желанию. Мы не можем строго судить гергесинцев: они были язычниками.

Не то же ли бывает и с нами, грешными, во время Божия посещения земными скорбями и бедствиями? Во время тех или иных вразумляющих наказаний Божиих сердце наше трепещет от страха, мы просим Господа: да мимо идет гнев Его праведный... Но крепко ли при этом наше желание, наше сердечное обещание Богу — раскаяться в прежних грехах и начать новую жизнь по заповедям Божиим? Не таится ли в самой глубине сердца нашего тайное желание поскорее избавиться от страха смертного, опять закрыть глаза и заснуть сообразно привычному порядку прежней греховной жизни?..

Итак, дорогие братия и сестры, не будем уподобляться гордым и неблагодарным жителям Гергесинской страны, чтобы Господь не отошел и от нас, как отошел Он от них, оскорбивших Его. Пойдем же вслед исцеленным, взывая: «Помилуй и нас, Господи, помилуй нас, недостойных, уповающих на Твою великую милость. Аминь».


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. С. 242-245.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 8, 28. 

[2] Лк. 8, 27-28. Мк. 5, 3-7.

[3] Мк. 5, 9.

[4] Мф. 8, 29.

[5] Иак. 2, 19.

[6] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 1. Беседа 28. С. 313, 314.

[7] Мф. 8, 30-31.

[8] Мф. 8, 32.

[9] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование...Т. 1. Беседа 28. С. 318.

[10] Мф. 8, 32.

[11] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 1. Беседа 28. С. 318.

[12] Мф. 8, 32.

[13] Лк. 5, 8.


STSL.Ru


21 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...