Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы


Преполовение Пятидесятницы.
Псков. XVII век. Историко-архитектурный музей-заповедник

Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников. Преполовение – это половина срока, то есть середина по времени между двумя церковными праздниками – Пасхой и Троицей. До V века о празднике упоминает в своих поучениях святой Иоанн Златоуст. Позже о нем упоминают святые отцы Церкви Анатолий Константинопольский (V век), преподобный Андрей Критский (VII век), св. Иоанн Дамаскин (VIII век).

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (Неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. 

Располагаясь между Пасхой и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня: «…Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа… Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии...» 



Преполовение Пятидесятницы. XVI век.
Благовещенский собор Московского Кремля

Иконография иконы связана с евангельским чтением в день Преполовения Пятидесятницы

В Евангелии от Луки (2,41—50) рассказывается, как Христос после посещения с родителями на Пасху Иерусалима остался в храме, чтобы дискутировать с книжниками. Лишь после долгих поисков родители нашли Его. В ответ на их упреки Иисус сказал: «Или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?!» (2, 49). Иконы изображают Христа или сидящим на возвышении и поучающим книжников, или оживленно дискутирующим с ними. В «Книге образцов» из Афона о книжниках и фарисеях говорится: «Они в смущении глядят друг на друга». Сюжет о 12-летнем Христе в храме появляется уже в раннехристианском искусстве (IV век), в основном в книжных иллюстрациях, а в иконах — с X века. В России этот сюжет получил распространение лишь в XV веке. В календарном году эти иконы относятся к празднику «Преполовения Пятидесятницы», который падает на среду на четвертой неделе по Пасхе. Но в этот день читается текст, относящийся к уже взрослому Христу, который появился в храме и вступил в горячий спор с книжниками, когда праздник «Поставление кущей» уже наполовину прошел (Ин 7, 14).

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию Крестного хода на водные источники для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», Церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озёрах, в колодцах. 

Тропарь Преполовения, глас 8

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак Преполовения, глас 4

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.





Источник: STSL.Ru
20 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».