О времени рождения преподобного Сергия

В год «Ахмыловой орды» [1], как говорит «Житие препо­добного Сергия», в семье ростовского боярина Кирил­ла родился сын Варфоломей. Потому одной из воз­можных дат рождения преподобного Сергия считается 1322 год, отмеченный в летописях как год появления на Руси посла Ахмыла. Но на самом деле год рождения преподобного Сергия представляет собой историческую загадку, не разре­шенную, а лишь загаданную пространным витиеватым пове­ствованием Епифания Премудрого. Написанное Епифанием «Житие...» нельзя рассматривать как протоколирование жиз­ни преподобного Сергия. Не называя точного времени, Епифаний использует различные хронологические привязки, которые не согласуются между собой. Так, о рождении Сер­гия он пишет, что произошло оно в царствование императо­ров византийских и цареградских патриархов. Однако даты пребывания их на престолах и кафедрах не могут быть даже близко соотнесены с детскими годами Преподобного. Ошиб­ка исправлялась как раз привязкой к правлению русских кня­зей и митрополитов, историческим событиям, в которых Епифанию было запутаться сложнее, чем в датах царствования и патриаршества лиц, весьма далеких от него территориально и во времени. Все это дает повод для ученых разномыслий относительно года рождения Сергия Радонежского.

img_128 - копия.jpg

Крещение младенца Варфоломея. Рукописное лицевое "Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI в.

Разночтение в определении дат рождения Преподобного основано в первую очередь на разногласии источников. Епифаний Премудрый работал над двумя повествованиями о жиз­ни троицкого игумена. Более раннее, законченное около 1412 года, называлось « Похвальное слово Сергию Радонежскому» [2]. Второе (1418 г.) — собственно «Житие...». Житие доведе­но Епифанием только до середины. Закончено оно было уже младшим современником Епифания — Пахомием Логофетом (работа над продолжением «Жития...» началась в 1438 г.).

В «Похвальном слове...» сказано, что преподобный Сер­гий прожил семьдесят лет. Но в «Житии...» встречается дру­гое число — семьдесят восемь лет. Соответственно, используя точную дату преставления преподобного Сергия (25 сентября 1392 г.), и определяют год его рождения — либо 1322-й (если принять, что он прожил семьдесят лет), либо 1314-й (если более достоверным считать срок его земной жизни в семьде­сят восемь лет).

Выбрать из двух источников наиболее «авторитетный» сложно. С одной стороны, «Похвальное слово...» написано рань­ше, и приоритет мог бы быть отдан ему. Но рукописи «Похваль­ного слова...» дошли до нашего времени в списках более позд­них, чем законченное Пахомием Логофетом «Житие...». Здесь чаши весов уравниваются. К тому же именно «Житие препо­добного Сергия» в редакции Пахомия зафиксировано церков­ной традицией.

Вообще, механический подход — «чем древнее, тем и вер­нее» — весьма условен. Церковное творчество, в том числе и агиографическое, соборно. В церковной среде погрешно­сти первописателя могут быть скорректированы его млад­шими современниками, получившими и другие более точ­ные или пространные сведения от иных очевидцев событий. Поэтому строго принять какую-то одну точку зрения сложно. К примеру, автор фундаментальной «Истории Русской Церк­ви» митрополит Московский Макарий (Булгаков) не дерз­нул выбрать один из двух вариантов и осторожно написал, что преподобный Сергий родился «около 1320 года» [3].

Данные Епифания могут быть сопоставлены с параллель­ными историческими сведениями. Так, он ссылается, как уже упоминалось, на год прихода «Ахмыловой рати», т. е. 1322-й. Однако теперь сложно понять, была ли эта хронологиче­ская привязка основана на воспоминаниях людей, поведав­ших преподобному Епифанию о детстве Варфоломея, или же его собственной догадкой. Родные могли помнить, что в год рождения Варфоломея приходила некая орда. А Епифаний мог уже сам соотнести эти сведения с одним из самых извест­ных татарских нашествий на Русь, украсив, таким обра­зом, повесть историческими подробностями. Об этом можно судить по тому, что при упоминании Ахмыловой орды Епифаний уточняет: рождение преподобного Сергия пришлось на время пребывания на кафедре константинопольского патри­арха Каллиста. В действительности же годы патриаршества Каллиста никак не сопоставимы с годами младенчества Вар­фоломея: 1350—1353 (первое патриаршество) и 1355—1362 (второе патриаршество). И упоминание Епифанием о време­ни правления «благочестивого императора Андроника» ниче­го не проясняет. Императоры Андроник II и Андроник III пра­вили последовательно с 1282 по 1328 год и с 1328 по 1341 год. Можем только определенно сказать, что преподобный Сергий родился в годы правления Андроника II. При этом патриарх Каллист взошел на Цареградскую кафедру уже после смерти обоих императоров.

img_130 - копия.jpg

Крещение младенца Вафоломея. Рукописное лицевое

"Житие преподобного Сергия Радонежского". XVI в.

Учеными предпринимались попытки выяснить причины такой несуразицы в тексте. Высказано предположение [4], что Епифаний пользовался источником, в котором в годы правле­ния Каллиста при буквенной записи закралась ошибка, и 6858 год стал 6828 (е заменилась на к), т. е. писатель мог заблуж­даться в том смысле, что, по его неверным сведениям, Каллист патриаршествовал с 1320 (6828) года. Однако попытки эти сложно признать до конца удовлетворительными, посколь­ку ученые явно стремятся «подогнать» ошибку под искомый ответ и не видят более естественной причины.

Справедливости ради следует заметить, что ошибка с года­ми правления патриарха Каллиста с очень малой долей веро­ятности могла быть плодом заблуждения самого преподобно­го Епифания Премудрого. Для Епифания патриарх Каллист не был абстрактной фигурой легендарного прошлого, о кото­рой он знал исключительно из испорченных переписчика­ми книг. Епифаний — его младший современник. И второе патриаршество Каллиста (1355—1362) он застал уже во впол­не сознательном возрасте. Имя патриарха Каллиста возгла­шалось за каждым богослужением и пройти мимо Епифания незамеченным не могло. Кроме того, он путешествовал по хри­стианскому Востоку. Существует предположение, что Епифаний был автором Троицкой летописи [5] — одного из самых полных источников по русской истории того времени. Лето­пись постоянно обращается к византийским событиям, обна­руживая соответствующую осведомленность ее автора. Сле­довательно, Епифаний не был хронистом-дилетантом. Все это говорит о том, что сам Епифаний не мог так сильно ошибаться и принять практически современное ему лицо за деятеля «древности». Логичнее было бы предположить, что эта ошиб­ка, а следовательно, и все остальные хронологические разъяс­нения и аналогии исходят от позднего правщика текста.

Учеными были выдвинуты версии согласования возрас­та преподобного по «Житию...» — семьдесят восемь лет — с семьюдесятью годами, фигурирующими в «Похвальном слове». Так, высказано предположение, что семьдесят восемь лет получились в результате ошибки переписчика одного из первых списков: союз «и», следовавший за датой 70, был при­нят за цифру — «и восьмеричное», т. е. й. Ошибка была рас­тиражирована в последующих редакциях «Жития...». Однако другие исследователи вполне резонно возражают, что таким же образом можно объяснить появление редакций с числом лет преподобного — 70, т. е. обратным путем первоначальное «и восьмеричное» стало союзом «и». Причем фраза читается в любом из вариантов без каких-либо логических изъянов.

Год рождения — 1314-й, получаемый вычитанием возраста в 78 лет из даты смерти Преподобного — 1392 год, также мож­но сопоставить с параллельными событиями — татарскими набегами. Летописи говорят, что в этот год тоже была татар­ская рать: приходил посол именем Аракчи [6].

Есть веские причины считать годом рождения преподоб­ного Сергия 1318-й. Такого мнения придерживался в сво­ем труде «Житие преподобного Сергия» архиепископ Никон (Рождественский). Он основывался на некоторых списках, согласно которым число лет святого Сергия было семьде­сят два, предлагая при этом собственную теорию появления в прочих списках числа семьдесят восемь путем трансфор­мации в него — по извиняющим невнимательных переписчи­ков причинам — схожести буквенного написания двух цифр. Такого же мнения придерживался и лаврский архимандрит Леонид (Кавелин), который, описывая бытие Лавры, указы­вает годом рождения 1319-й [7]. При этом он ориентируется на данные более раннего Епифаниевого труда — «Похвальное слово Сергию Радонежскому».

От себя же можем добавить: весьма вероятно, что рожде­ние преподобного Сергия пришлось именно на 1318—1319 годы, поскольку косвенно это подтверждается и другими дан­ными. Так, в 1318 году в Ростов тоже приходила татарская рать, предводительствуемая, правда, не Ахмылом, а «послом» Кончей. Причем приходила она именно в Ростов и нику­да больше, взяв его штурмом, как можем видеть из Троиц­кой летописи. Посещение Кончи запало в память ростовцам сильнее «Ахмыловой рати» уже потому, что Ахмыл [8] ограни­чился лишь сожжением дальнего пригорода Ростова — Ярос­лавля, пощадив при этом саму метрополию. Конча же «убил 120 человек у Костромы и потом взял весь Ростов ратью» [9]. В пользу 1318 года может быть и внутренняя хронологическая логика «Жития...». Варфоломей, согласно ему, был пострижен в монашество двадцати трех лет от роду (т. е. на двадцать чет­вертом году жизни). Между тем, как будет показано ниже, постриг не мог состояться ранее 1342 года. 1342 минус 24 — получаем 1318 год.

Житие преподобного Сергия дает возможность опреде­лить и день его рождения [10]. Если считать, что имя ему было наречено по святому, память которого праздновалась в день, когда над младенцем совершено крещение, то датой креще­ния следует считать день памяти святого апостола Варфоло­мея, вспоминаемого Церковью 11 июня.

«Житие...» говорит, что крещен младенец был по истече­нии шести недель после рождения, что соответствует прави­лу о крещении ребенка через сорок дней по рождении. По раз­ным системам подсчета эта дата приходится либо на 1-е, либо на 3 мая. Однако предпочтительнее говорить все же о 1 мая, поскольку это как раз шесть полных недель, соответствую­щих сорока дням по так называемому «исключительному» счету, когда срок начинает исчисляться со дня, последующе­го расчетной дате, и включает в себя полные, в данном слу­чае, сорок дней. Крещение же происходит по истечении пол­ных сорока дней — на сорок первый. То есть речь идет именно о шести неделях — 42 днях, включающих как дату рождения, так и дату крещения. Кроме того, более ранняя дата рождения логически предпочтительней еще и потому, что тогда и дата зачатия (минус девять месяцев) приходится не на дни Успен­ского поста, начинающегося 1 августа, хотя такие расчеты довольно условны.


Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. - М., Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.  


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] «Хощу же сказати времена и лета, в ня же преподобный родися: в лета благочестнваго преславнаго дрежавнаго царя Андроника, самодерж­ца гречьскаго, иже в Цариграде царьствовавшаго, при архиепископе Конь- стянтина града Калисте, патриарсе вселеньском, в земли же Русстей в кня­жение великое тферьское при великом князи Димитрии Михайловиче, при архиепископе пресвященнем Петре митрополите всея Руси, егда рать Ахмулова» (Клосс Б.М. Указ. соч. С. 297).

[2] См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 272-283.

[3] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Рус­ской Церкви. Кн. 3. - М„ 1995. С. 108.

[4] См.: Аверьянов К.А. Когда родился Сергий Радонежский // История и культура Ростовской земли: Материалы конференции 2003 г. - Ростов, 2004. С. 241. Автор ссылается на работы М.В. Бибикова.

[5] См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 242-255.

[6] См.: Троицкая летопись. С. 355.

[7] См.: Никон (Рождественский), архим.//Жшш и подвиги преподобно­го и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//СТСЛ. 1904. С. 242.

[8] Некоторая путаница в соотнесении года рождения преподобного Сергия с приходом Ахмыловой орды может быть связана с тем, что поход Ахмыла упоминается в русских летописях также и под 1318 г. Составитель «Жития...» мог иметь в виду именно это обстоятельство.

Архиепископ Никон (Рождественский) в своем жизнеописании препо­добного Сергия указывал 1318-й как год его рождения именно по этой при­чине, хотя появление Ахмыла на Руси в этот раз не было связано с набегом, а потому не могло называться «ратью» или «ордой». Тем не менее это дает основание для предположений о возможности допущения поздними редак­торами текста «Жития...» ошибки, связанной с годами прихода на Русь посла Ахмыла.

[9] Троицкая летопись. С. 356.

По ростовским источникам имя посла было Кочка: «В лето 6826 прииде посол на Рус лют, именем Кочка, и уби у Костромы 100 и 20 человек и отто­ле шед, пограби Ростов и церкви разграби, а люди плени» (Полное собрание русских летописей. Т. XXIV. Языки русской культуры, 2000. С. 108; далее: ПСРЛ).

[10] См.: Аверьянов К.А. Когда родился Сергий Радонежский... С. 241.


STSL.Ru


10 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...