Кресты собрания Троице-Сергиевой Лавры

Ставрография – наука о кресте – в настоящее время переживает период подъема. В последние годы вышли в свет два ставрографических сборника, в которых рассмотрены вопросы, связанные с методологией изучения памятников, проблемами терминологии, а также опубликованы кресты из различных музейных коллекций. Тем важнее представляется собрание крестов, ранее принадлежавшее Троице-Сергиевой Лавре, ныне хранящееся в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.

Этот интереснейший материал привлекал внимание исследователей XX в. В 1921 г. Ю. А. Олсуфьев опубликовал «Опись крестов Троице-Сергиевой Лавры», явившуюся первой и единственной попыткой комплексной систематизации и научной обработки крестов из троицкой ризницы. В 1960 г. была издана монография-каталог Т. В. Николаевой «Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея», где в соответствии с заданной темой подобраны кресты из дерева, кости и камня, а также небольшая часть крестов-мощевиков из драгоценных металлов.


Крест-мощевик прп. Сергия – благословение
Патриарха Константинопольского Филофея.
XIV век. Собрание Троице-Сергиевой Лавры

В сборник «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России» (М., 2000 г.) вошла статья Л. М. Спириной «Троицкие кресты XVI–XVII вв. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника», в которой проведена атрибуция группы памятников. Большая часть золотых и серебряных наперсных и богослужебных крестов представлена в многочисленной научно-популярной литературе.

В настоящий момент проводится полная каталогизация ризничного собрания крестов, дополненного рядом произведений периода его музейной истории. Материалами для научной обработки крестов, их систематизации и осмысления темы служат бесценные документы лаврского архива. В первую очередь, это многочисленные Вкладные книги и Описи монастырского имущества XVII–XIX вв., дающие возможность проследить истории вкладов и бытования крестов, их починки и прочее. Письменные материалы уточняют хронологическую атрибуцию, подтверждают или опровергают легендарные сведения.

Сравнительный анализ источников показывает изменение числительного компонента на протяжении значительных отрезков времени. Выявилось, например, что максимальное количество наперсных крестов относится к первой половине XVIII в. Так, в Описи 1641 г. их насчитывается около 200, в Описи 1759 г. – 499, а в Описи 1908 г. – всего 91. Большей частью наперсные кресты служили привесами к иконам. Их периодически снимали и переносили из соборов в ризницу (при этом часто утрачивались исходные исторические данные). В то же время количество богослужебных крестов неуклонно возрастало. По Описи 1641 г. выявляется 8 крестов, по Описи 1759 г. – 29 крестов, по Описи 1908 г. – 87 крестов.

Весьма ценными являются сведения, уточняющие терминологию, связанную с формой креста и его назначением. Например, большие богослужебные кресты в Описи 1641 г. названы «воздвизальными». Эти же кресты во всех Описях XVIII в. указаны как «благословящие», а в Описях XIX в. – «напрестольные». Однако все три наименования изредка встречаются в отдельных документах на всем протяжении XVII–XIX вв.

А вот термин «водосвятный» определяет не форму, а практическое применение креста. В качестве водосвятного мог применяться четырехконечный мощевик средних размеров и крупногабаритный напрестольный крест. Так же и в случаях с выносными (процесиональными) крестами выявлено, что на посох иногда укрепляли сравнительно небольшой экземпляр типа наперсного мощевика (комплекс сохранился), но иногда и напрестольный крест (отделенный от трости, он был снова возвращен в ризницу). В связи с изучением коллекции крестов заостряется вопрос о местном их производстве. Эта непростая тема требует углубленного изучения и максимальной осторожности в атрибуции памятников.

Известно, что ризничное собрание Троице-Сергиевой Лавры сильно пострадало в 1920-х годах. Особенно это коснулось вещей XIX в., большая часть которых была изъята из музея. Среди утраченных крестов имелись поистине уникальные с точки зрения художественного воплощения, исторической актуальности и огромной материальной ценности. В настоящее время в собрании Сергиево-Посадского музея насчитывается около 200 крестов. Изучение столь значительного, хорошо документированного комплекса внесет серьезный вклад в ставрографическую науку.

Запрестольный крест является обязательной принадлежностью современного русского православного храма. Однако посетивший Россию в 1654–1656 гг. Патриарх Антиохийский Макарий отметил отсутствие таких крестов и указал Патриарху Никону, что за Престолом следует ставить крест с Распятием, «поскольку в Распятии Христовом уже содержится совет и действие Пресвятой Троицы».

Самая древняя сохранившаяся опись имущества Троице-Сергеева монастыря, составленная в 1641 г., в том числе включает и описания около 40 храмов, находившихся в ведении Троицкой обители. Больших «выносных запрестольных крестов, писанных на золоте, празелени или красках» в них числится всего 11.


Крестный ход на Светлой седмице
Фото: 9 мая, 2013 год

В Троице-Сергиевом монастыре в это время насчитывалось 7 церквей, все Престолы покрывали индитии, обязательным было наличие на Престоле Евангелия и креста воздвизального, а за Престолом – запрестольного образа. В Сергиевской надвратной церкви в приделе Василия Парийского этой же церкви и в Ирининском приделе Успенского собора крестов не было, однако в двух последних случаях пометы в Описи 1641 г. сообщают, что кресты приносятся из ризницы. Не зафиксирован воздвизальный крест и на Престоле Троицкого собора, однако «крест синолойный обложен серебром, а в нем вставлено в восьми местах Господских праздников, резь на рыбе зубе» располагался за Престолом.

В следующих по времени описях монастырского имущества, составленных в 1735 г. и 1737 г., на Престоле в Троицком соборе обнаруживаются уже 3 креста «благославящих». А запрестольный деревянный крест с изображением праздников и святых на костяных пластинах зафиксирован на Горнем месте. Описание этого креста соответствует запрестольному кресту, хранящемуся в настоящее время в СПМЗ (Инв. 2389). На яблоке он имеет надпись об устроении в 1649 г. на монастырские средства, а костяные вкладыши, по версии Т. В. Николаевой, взяты с запрестольного креста XV в., находившегося в Троицком соборе в 1641 г., и частично приписываются мастеру Амвросию.

Так же в Описи 1737 г. среди «вновь явившихся вещей» в церкви прпп. Зосимы и Савватия Соловецких отмечен запрестольный крест «деревянный, писан на обе стороны на красках, со страстями». В описях монастырского имущества 2-й половины XVIII в. (1756, 1759, 1789) кресты запрестольные не упомянуты вообще. С 1805 г. «амвросиевский» крест вновь прослеживается по документам, но числится он уже в Успенском соборе.

Кардинальное изменение отношения к храмовым крестам в Троице-Сергиевой Лавре наблюдается с 1830-х годах. С этого времени буквально все алтарные пространства, а в некоторых случаях и наосы (центральная часть храма), насыщаются большими крестами, причем не только запрестольно-выносными, но и памятными. Из крестов создаются целые композиции. Самой оригинальной была установка уже упоминавшегося «амвросиевского» запрестольного креста – он был водружен в алтаре Успенского собора на деревянного резного двуглавого орла, считавшегося подарком Петра I.

Самым ранним в ряду крестов XIX в. и единственным резным является «крест запрестольный из кипариса длиною 1 аршин 3 вершка, шириною 12 вершков», также находящийся ныне в фондах СПМЗ (Инв. 2340). Созданный в 1836 г. для алтаря Троицкого собора по заказу монастырских властей, этот крест, несомненно, представляет собой программное произведение, отразившее веяния эпохи историзма.

Крест связан с очередным этапом обустройства алтаря Троицкого собора 1835–1836 гг. На лицевой стороне восьмиконечного креста располагается 18 сцен страстного цикла. Для праздничных сцен и клейм с местной тематикой отведен оборот. Столь нетрадиционное распределение сюжетов стало даже причиной ошибки в Описи 1842 г., в которой в качестве лицевой стороны описано не Распятие со страданиями Господними, а плоскость с праздничным циклом.

Нельзя не отметить достаточно высокий уровень исполнения миниатюрных композиций – сцены отличаются изобилием персонажей и разнообразием деталей. Из документов известно имя автора: им является И. А. Цирюльников – представитель одной из двух основных династий сергиево-посадских мастеров миниатюрной резьбы. Запрестольный крест, созданный в 1836 г. для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, – самый ранний и единственно точно атрибуированный образец местного ремесла, получившего широкое распространение во 2-й половине XIX в.

Таким образом, письменные источники в совокупности с сохранившимися памятниками позволяют сделать вывод о том, что запрестольные кресты до середины XIX в. не были обязательной храмовой принадлежностью. Качественные изменения начали происходить в 30-е годы XIX в. Многие из вновь создаваемых крестов имели памятный характер, чем объясняется их зачастую необычная расстановка. Резной крест 1836 г. с точки зрения символики воплотил идею спасения через повторение исторического пути Христа, пришедшую в эпоху Нового времени на смену средневековой идеи Небесного заступничества.

Л.А. Шитова, Г.П. Черкашина

Источник: Тр.-Серг. Лавра в ист., культ. и дух. жизни России. IV Междунар. конф. / Тезисы докладов. – СП, СПМЗ, 2004.


20 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.