Мы завершили изложение учения святителя Тихона Задонского о христианской нравственности. Однако оно будет неполным, если хотя бы кратко не остановиться на вопросе влияния на творчество святителя, несомненно ярко самобытное, в частности, богословских течений его времени128. Прот. Г. Флоровский пишет: «Не всякое влияние есть зависимость, и зависимость не означает прямого заимствования... Во всяком случае, не следует ссылкой на «влияния» заслонять самодеятельность мыслителя» (38, 274). В полной мере приведенным замечанием необходимо руководствоваться, исследуя и богословие святителя Тихона.
Библейский, равно как и святоотеческий элемент в творениях святителя очевиден и часто обозначается самим автором. Из богословских направлений нового времени несомненно влияние пиетизма, придававшего «большее значение внутреннему благочестию, деятельной любви, нравственному совершенствованию и искреннему покаянию, чем неуклонному соблюдению церковных правил и предписаний» (40, 346). Заметно влияние и квиетизма с его учением об абсолютном покое души, ее устраненности от всяких мыслей, чувств и желаний как необходимом условии действия на душу человека благодати и соединения души с Богом129.
Православный духовный опыт позволил святителю избежать крайностей как пиетизма, «выродившегося в религиозный фанатизм с его пренебрежением к «невозродившимся», крайним ригоризмом и шаблонным благочестием», так и квиетизма с его «типично западным мистицизмом, восходящим к «тайным собеседованиям Бога с душой» Терезы Авильской и полным безразличием Франциска Сальского» (40, 722-723). Святитель «знакомился с достоянием инославия, но на все чужое налагал русскую, самобытную печать Православия и свободы творчества своей святой индивидуальности... В творениях святителя Тихона «лютеране, кальвиниане, паписты» определенно названы и решительно именуются «нашими противницами» (33, 289-290).
Влияние на святителя Тихона западного богословия выразилось, в частности, во встречающихся в его творениях заимствованиях у названных богословов ХVII-XVIII вв., в заметном юридизме терминологии святителя, а также во внешних проявлениях, например, в подробной рубрикации некоторых его сочинений. Однако знакомство с западным богословием не сделало святителя последователем его идей. Оно, напротив, послужило воцерковлению западного опыта и созданию собственно русского богословия, у истоков которого стоит святитель Тихон. Так, заимствования у неправославных авторов имеют место главным образом тогда, когда речь идет о христианской нравственности, в чем учение различных конфессий во многом совпадает. Кроме того, количество параллелей с сочинениями западных богословов несоизмеримо с количеством цитируемых мест из творений святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, блаженного Августина, преподобного Макария Великого и других). И даже если отдельные места трудов того или иного автора (например, Арндта) и приводятся дословно, то строй мыслей, язык святителя придают этим цитатам, в контексте творения в целом, неповторимость, православность, о чем свидетельствуют многочисленные переиздания творений святителя. Некоторый «юридизм» их терминологии может быть объяснен отчасти продолжением святителем библейской и святоотеческой традиции (он проявляется, например, в послании святого апостола Павла к Римлянам, и в творениях столь почитаемого святителем Тихоном святого Иоанна Златоуста); отчасти - влиянием мировоззрения современного святителю общества, сознание которого в то время еще не подверглось влиянию гуманистических идей столь сильному, чтобы его значительно изменить; отчасти - влиянием и западного богословия, образования, которое получил и святитель Тихон, во многом еще схоластического. Эти факторы, наложив отпечаток на стиль, язык творений святителя, не отразились на понимании им православного веро- и нравоучения по существу130. Относительно разделения некоторых творений святителя на статьи, главы, параграфы, пункты и т.п. должно заметить, что такая форма изложения, хотя и свойственная более западной науке, не превращает богословие святителя в схоластическое: оно лишено интереса к отвлеченным вопросам, схематизма, умозрительных построений, но, напротив, живо, актуально, практически ориентировано131.
Творения святителя включают разного объема богословские трактаты и размышления, проповеди, письма (как посланные, так и «келейные», в которых использован сам эпистолярный жанр), литургические (хотя и предназначенные для келейного употребления) произведения («Покаянный канон» и др.), переводы (сравнительно немного), нормативные документы (указы, инструкции, резолюции). По стилю большинство творений святителя представляет собой сочетание богословского трактата и проповеди, что было свойственно богословию 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII вв. на Западе (Боссюэ и др.), XVIII в. - в России (Ф. Прокопович). Сочетание церковно-славянского и собственно русского языка придает творениям святителя силу образности древнерусских литературных памятников и одновременно делает изложение понятным современному читателю.
Подвиг святителя Тихона свидетельствуется причислением его к лику святых угодников Божиих. Это подвиг общецерковного масштаба. Промыслом Божиим святитель Тихон был поставлен на свещнице служения Русской Церкви в то время, когда новое «государство Российское» готово было ввергнуть ее в тот же поток реформ и преобразований, которым оно само было подвергнуто. Это подвиг архипастырского служения по обустройству новой епархии, воспитания и исправления нравов духовенства и всей вообще паствы огромного края, вверенного Богом попечению святителя. Это подвиг служения своим ближним делами милосердия, одушевленными теплотой веры и христианской любви, подвиг и подлинного просвещения светом истины Христовой пребывающих во тьме и сени смертной (Мф. 4, 16). Это, наконец, и подвиг высоты и чистоты монашеской, христианской жизни, подражая которой многие поколения христиан имеют надежное руководство в своей духовной жизни.
«Спасайся!» - так нередко оканчивал святитель Тихон свои письма. И в его жизни все было направлено к осуществлению этого святого призыва. Творчество святителя есть указание, что есть христианское совершенство и как оно достигается, а святая жизнь его есть осуществление самим делом начертанного им идеала «истинного христианства».
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра