3. Таинства Церкви

V.3. Таинства Церкви

Таинства «под некиим видом зримым приносят в душу верного незримую благодать Божию» и установлены «во врачевство спасения нашего» (27, 1033-1034). Не касаясь собственно сакраментологии, скажем кратко лишь о влиянии церковных таинств на христианскую нравственность.

О ней становится возможным говорить, когда человек входит в Церковь Христову, в купели крещения умирает греху и духовно рождается «свыше от Бога, верой во Христа, Сына Божия»115. Само воспоминание, как Бог «человека, Своего отступника, в такую достоинства высоту милосердно и человеколюбно возвел», побуждает христианина «жить не по плоти, но по духу» (4, 373).

То, что Таинство Крещения нравственно не нейтрально, следует из встречающегося в святоотеческой литературе уподобления крещения присяге, согласно которой, по святителю Тихону, крещаемые «клянутся и обещаются, отрекшись сатаны и всех злых дел его, верой и правдой служить одному Христу во все время жития своего» (27, 442). Но собственно нравственные следствия Таинства Крещения влечет за собой дарование крещаемому благодати Святого Духа. «Должно святость, данную тебе в крещении, хранить, - пишет святитель, - и ради того хранить себя от всякой скверны плоти и духа, уклоняться от всякой нечистоты и прочего, что от общения с Богом и Сыном Его Иисусом Христом отлучает» (27, 829). Христианину следует не только уклоняться от зла, но и делать то, «что Христос хощет и долг правды требует, да покажет, что он подлинно облекся во Христа, как учит Апостол» (Гал. 3, 27). Помогает в этом напоминание себе обетов, данных при крещении. Нарушающему же их крещение не только не принесет пользы, но вменится «в суд и во осуждение», если не последует исправление, покаяние116.

Именно эту сторону Таинства Покаяния как «слезного крещения», данного Богом ввиду слабости и удобопреклонности ко греху человеческого естества, святитель и выделяет, говоря, что таинство покаяния «есть жалость и болезнь о гресех, по крещении содеянных, яже чрез нелицемерное и истинное исповедание и сокрушение сердца, чрез разрешение иерейское отпущаются» (2, 2).

О покаянии как обращении от греха на путь спасения уже было сказано. Но и совершение этого пути невозможно без покаяния, - и как добродетели, и как таинства. Покаяние показывает пагубность увлечения мирской суетой. «Упившийся от вина, как начнет истрезвляться, познает, коль вредно есть пьянство, - пишет святитель. - Так упившийся от похоти мира, когда начнет в чувство приходить, познает, коль вредны суть похоти мира сего». Покаянием обновляется и укрепляется в сердце христианина вера, уже в Евангелии предваряемая проповедью святого Иоанна Предтечи и Самого Спасителя. Истинно кающийся пребывает в непрестанном сокрушении о своих грехах. И если смиряет человека уже само осознание своих немощей, то тем более к признанию духовной нищеты приводит покаяние, принося которое христианин получает от Бога сердце новое и дух нов (Иез. 18, 31), «иные мысли, начинания, намерения, иные тщания и дела»117. Истинно кающемуся, как оставившему прошлые грехи, не только «не повредит прежнее беззаконное житие», но более того, в покаянии, по прощении грехов, ему возвращается благодать крещения, дающая силы вновь проводить жизнь, достойную христианина.

Говорит святитель и о ложном покаянии, которое, как и пре0лестная молитва, лицемерный пост, губительно для духовной жизни. Ложное покаяние приносит тот, кто не оставляет грехов, в которых кается; кто, не желая простить ближнего, имеет сердце, «исполненное злобы и гнева»; кто откладывает покаяние до старости или болезни118 (27, 701-731).

Таинство Покаяния предполагает наложение на кающегося епитимии, которая, как пишет святитель, должна быть «рассудительна и умеренна, рассуждая лице кающегося, чин, лета его, грехи, причины и проч.» (2, 3), - очевидно, с тем, чтобы помочь исправлению, способствовать усовершенствованию христианина и в христианской нравственности.

О Таинстве Святого Причащения как о важнейшем средстве укрепления в добродетели уже говорилось, поэтому здесь лишь кратко подведем итог. «Памятуете ли, - спрашивает святитель, - что приобщаетесь таинственно Тела и Крови Христовых и потому Самого Христа? О, великое и умом непостижимое дело! Но слушайте и внимайте, что иерей возглашает на Литургии: «Святая святым», - то есть преподается. И прежде причащения убо, и по причащении потом всегда берегитесь всякого греха, как скверны, и со страхом и верой приступайте, как иерей или диакон зовет всегда. Худо отлучаться, но худо и неисправному приступать119. А оттуда следует, что неотменно должно христианину исправиться и по-христиански жить, как вера наша требует». Таким образом, причащение Святых Христовых Таин подвигает к удалению от греха, укрепляет и умножает веру и обновляет христианина (27, 338).

О Таинстве Елеосвящения святитель говорит как о «тайне, в ней же через помазание елеем, освященным через молитву иерейскую, дается больным оставление грехов, спасение души и здравие телу», а вместе с этим - время принести покаяние и явить его плоды - христианские добродетели (2, 5).

Два таинства, Брака и Священства, сходны между собой в том, что повышают уровень духовно-нравственных требований к тем, над кем они совершаются. Оба таинства не являются необходимыми в деле спасения, и добровольность выбора определяемого ими жизненного пути также увеличивает ответственность приступающих к ним. В земной жизни сочетающиеся браком отвечают за спасение уже не только себя, но и своей семьи; пастырю предстоит дать отчет за вверенное ему словесное стадо Христово.

Священство «есть тайна, в ней же через архиерейское рукоположение дается от Бога власть особенная, иерею служить и действовать чиновне Божественные тайны» (2, 4). Для столь высокого служения необходима особая благодатная помощь Божия, которая подается при рукоположении в священный сан и незримо помогает воспринявшему его в его служении. От него самого требуются как особые качества (в первую очередь добродетельность, разум, учительность), так и труд по возгреванию в себе, умножению получаемой при хиротонии благодати Святого Духа.

«Священник, - пишет святитель, - должен быть всему образец, во всем людям Божиим пример показывать: ибо он есть пастырь овцам, слепым вождь, заблудшим наставник, о грешниках молитвенник, Божий слуга, свет миру, соль земли, град верху горы стояй, светильник на свещнице поставлен» (2, 63-64). Пастырь призван исправлять других, «но прежде себя исправить»; должен учить других, но и «сам исполнять то, чему учит»; должен «звать в Царство Небесное, но и сам туда идти». Пастырь должен пасти свое стадо со вниманием, постоянно испытывая себя, как он выполняет свои обязанности. Для спасительного прохождения своего служения он должен учиться, «намерение учения простирая во славу Божию и на общую пользу», и в первую очередь изучать Священное Писание. Еще более важно для пастыря иметь страх Божий, сохранять чистоту сердца и ума, стремиться к умножению любви к Богу и пасомым, избегая тщеславия, служить образцом смирения. Подвизающийся пастырь будет более других испытывать нападки диавола, терпеть клевету, поношения, гонения от тех, грехи и пороки кого он обличает. Но, подражая Господу и Его ученикам, он должен великодушно терпеть и прощать, этим подавая благой пример своей пастве. Напротив, согрешающий пастырь приносит намного больше соблазна, чем мирянин. Он и в этой жизни подвергается прещениям, и на Суде Христовом даст строгий ответ за свое нерадение (27, 650-673).

Вопросы семейной жизни, как и пастырского служения, обычно рассматриваются в отдельных работах. Поэтому также кратко, как о нравственной стороне пастырского служения, скажем и о нравственных качествах христианских супругов, родителей и детей, требования к которым столь высоки, что Церковь в особом таинстве подает вступающим в брак благодать Святого Духа. Сочетающиеся браком, по слову Божию, становятся «единой плотью» (Быт. 2, 24). Из этого важнейшего свойства супружеского союза выводятся и другие. Главные из них - взаимная любовь и взаимная верность, которые по вступлении в брак должны сохраняться супругами «до конца жития». Вместе с тем, семейное положение мужа и жены неодинаково. Как Христос есть глава Церкви, так в христианской семье - «малой Церкви» - муж является главой жены, а жена - помощницей мужу. Поэтому муж, любя жену, «не должен с ней жестоко поступать, имея ее как рабыню», но не должен и подпадать под ее влияние. Жена должна с любовью повиноваться своему мужу. Воздержание в семейной жизни, во избежание искушений, может быть только по взаимному согласию для упражнения в добродетели (1 Кор. 7, 4-5). «В случающихся немощах муж и жена должны друг другу снисходить и любовью друг друга терпеть», неся свой крест, чем соблюдаются согласие и мир в семье (2, 365-366; 6, 159-161).

В чинопоследовании Таинства Брака особенно выделяется благословенное рождение и христианское воспитание детей. Родители в полноте ответственны за нравственное состояние своих чад. Для этого они, рождая детей телесно, должны растить их и духовно. Само отношение к этой обязанности свидетельствует о степени нравственной зрелости христианских супругов. Чтобы правильно воспитывать детей, родители должны молиться о своих чадах, прося помощи у Бога, жить достойно имени христиан, беречь детей от соблазнов, помня, что дети более подражают их поступкам, чем слушают наставления. Пренебрежение родителями своих обязанностей не только безнравственно (по святителю Иоанну Златоусту, «хуже убийства», так как вместе с телами губятся и души детей), но и будет для них тяжким обвинением на Суде Христовом.

Основными добродетелями детей в отношении своих родителей являются послушание и любовь к ним, добросовестность в исполнении того, что они велят делать, помощь им в старости, снисхождение к их немощам, молитва о них. Прещения не почитающим своих родителей столь же суровы, как и пренебрегающим родительскими обязанностями (Втор. 27, 16; Лев. 20, 9) (4, 362-364; 6, 161-164; 27, 300-304, 795-800).



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.