Хотя в своих творениях святитель Тихон «рассуждения не положил» о грехах явных и грубых, однако в вошедший в историю своими свободными нравами ХVIII век нельзя было вообще обойти молчанием тему целомудрия. Касаясь ее, святитель полагает, что «всяк естественным законом и совестью убеждается таковых (очевидных - и. Н.) грехов берещись» (3, 153), а потому главное внимание уделяет состоянию сердца, небрежение о котором может привести к падению и самим делом.
По мысли святителя, христианин должен хранить чистоту, ибо находится в Церкви, которая есть Невеста Христова. «Посредства» для ограждения сердца от нечистых помыслов и впечатлений предлагаются следующие. «Мало ешь и пей, - пишет святитель в «Наставлении некоему брату». - Никогда не будь празден, но делай что-нибудь. Помни всегда, что пред Богом ходишь, и берегись не токмо делом, но и мыслью грешить. Как мысль худая приходит, тотчас отгоняй от себя и молись: Господи, дай мне смирение, целомудрие и прочие добродетели! Глаз от смотрения на красныя (красивые - и. Н.) лица и ушей от песней скверных береги и не прельщайся таковыми. В церкви стоя, не смотри по сторонам, но в землю смотри и к алтарю святому, а ум к Богу возводи. Чувства бо наши, наипаче слух и видение, суть как двери, которыми всякое зло входит в сердце наше, и хощем ли, или не хощем, ударяет тое и влечет к тому, что или ухо слышало, или око видело» (2, 225; 27, 1175)99.
Целомудрие есть украшение христианской души, оружие против «похоти плоти» и один из признаков «духовного мудрования». Напротив, щегольство есть признак «плотского мудрования» и свидетельствует об отсутствии целомудрия (27, 1152).
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра