ГЛАВА III. ХРИСТИАНСКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА

ГЛАВА III
ХРИСТИАНСКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА

Собственно, о первой (и одной из главных для святителя) добродетели - покаянии - уже было сказано. Но прежде чем говорить о других, остановимся на понимании святителем добродетели как таковой. «Добродетель, - пишет он, - есть всякое слово, дело и помышление, закону Божию согласное», есть то «истинное и многоценное добро наше, которое ни тлению не подлежит, ни от нас не отлучается; с нами в мире живет, и на оный век отходит, и нас к Богу, высочайшему добру, приводит»55 (27, 305). Жить добродетельно христианина побуждают любовь ко Христу, обнаруживающая себя в подражании Его добродетелям, в исполнении Его заповедей, и слово Божие, повелевающее как уклониться от зла, так и сотворить благо (Пс. 33, 15) (27, 305-306).

Добродетель в ее христианском понимании познается только душой, возрожденной благодатью Божией в Таинстве Крещения, просвещенной Самим Христом; как дар Божий, она укрепляется, взращивается теми благодатными средствами, о которых будет сказано особо. Отдельные же добродетели есть только проявления, различные стороны единой христианской добродетели. Поэтому все они взаимосвязаны, так что любая попытка выстроить их в ту или иную последовательность весьма условна и предпринимается, как правило, или для обнаружения некоторых закономерностей в духовной жизни, или для удобства описания той единой добродетели, которой в самом общем смысле можно назвать правильную и достойную христианскую жизнь.



Оглавление

Богослужения

27 апреля 2024 г. (14 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.