4. Покаяние

II.4. Покаяние

Пробудившийся от греховного сна действием благодати Божией, укоряемый совестью и направляемый словом Божиим грешник устремляется к покаянию как началу новой благодатной жизни во Христе.

К покаянию призван каждый: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим. 3, 23), и без покаяния нет спасения. Сам Христос призывает к покаянию, и «грешнику, совратившемуся по крещении с пути истинного, едина остается надежда - истинное покаяние» (5, 130; 27, 703). Святитель указывает и некоторые причины такой важности покаяния. Первая из них - «великое Божие желание и как бы алчба и жажда некая спасения нашего», начало которого полагается покаянием. Вторая - «чудное Сына Божия о нас смотрение, воплощение, смиренное на земли пожитие, страдание и смерть, которое все нашего ради спасения совершил». Третья - те «прещения Божии», «Страшный Суд Христов», «вечная смерть и адское мучение» грешникам и «вечное блаженство, избранным Божиим уготованное», которые изображаются в Священном Писании. Наконец, «поощряет нас к покаянию неизвестная кончина жития нашего», ибо «ныне Бог на покаяние зовет, а тогда к ответу позовет». Не можем не привести здесь вдохновенные слова великого святителя о покаянии. «Зде его должно искать, и искать более, нежели пищи, пития и одежды, и живота временного: а по смерти не сыщешь, хотя с воздыханием и слезами поищешь. Тело алчет, жаждет, и питаешь и напояешь его: душа алчет, жаждет, - и небрежеши! Тело нагое одеваешь, грязное омываешь, немощное врачуешь: душа нага, пороками замарана, немощна и уже мертва, - и нерадиши! Дом горит, и тщишься угасить: дом душевный горит, и уже сгорел, - и нерадиши! Богатство похищенное искать стараешься: сатана все богатство душевное похитил, - и нерадиши! О бедные и окаянные грешники, что мы спим? Что не пробудимся, пока время не ушло, пока Бог зовет и приемлет кающихся?!» (3, 198-205).

В чем же состоит покаяние? Не в том только, чтобы, по слову святителя, «от внешних великих грехов отстать, но в пременении ума и обновлении внутреннего состояния. Бог бо нового сердца и нового духа от нас требует». А их «не имеет тот, который не токмо грешит, но и хощет грешить»: не желая расстаться с таящейся в сердце страстью, он рано или поздно обнаружит ее (3, 206-207; 5, 131).

Хорошо зная хитрость врага нашего спасения, который «прежде греха милостивого Бога представляет нам, чтобы так удобнее мог нас в грех привести, а по согрешении правосудие Божие предлагает, чтобы в отчаяние согрешившего низринуть» (27, 638), святитель приводит «причины некие, которые подают надежду и утешение хотящим каяться к получению Божия милосердия». Сам Бог не только многообразно призывает нас к покаянию, но и милосердно долготерпит, ожидая нашего обращения (Иез. 33, 11). Господь пришел на землю, чтобы призвать грешников к покаянию, обещая не помянуть грехов кающихся, и Своей Крестной Жертвой не только явил любовь Бога к миру и падшему человеку, но и сделал покаяние возможным, действенным, взяв на себя грехи мира. «Примечай, о бедный и окаянный грешниче, - взывает святитель, - как милостив Бог к грешникам кающимся: во всем Святом Писании не сыщешь почти ни единой главы, ни единой страницы, которая бы милосердия Божия не представляла нам». Однако этим «не подается случай или повод к бесстрашию и лености, но пресекается путь к отчаянию. Есть Бог милостив, но кающимся; а бесстрашных и нераскаянных суд Божий постигает» (3, 207-211).

Не кающимся «Бог грозит казнью» для пресечения распространения зла и вразумления того, кто грешит. «Смотри, с каким плачем смотрит Христос на погибель, имеющую быть Иерусалиму, - пишет святитель. - Чуждое бо Тому дело есть казнить, Которого само естество есть, чтобы благотворить, Которому свойственно есть спасать»50. И само наказание бывает, по милосердию Божию, несоизмеримо с тяжестью грехов, его навлекших. «Так посылаются от Бога глады, пожары, болезни и прочее, дабы сами мы понудились искать вечных и небесных благ». Ибо Бог «наказует не ради погибели, но ради спасения» (3, 207-209).

Для стяжания покаяния как состояния души святитель советует «рассматривать в себе различную душевную немощь, то есть гордость, гнев, зависть, нечистоту, сребролюбие и проч., и жалеть, и сокрушаться, что такое зло вошло в душу нашу через яд змеин, которая чиста и непорочна была создана, и с таким желанием и сокрушением молиться ко Христу, чтобы силой Своей нас исправил и исцелил. А когда сердце, или внутреннее состояние переменится и исправится, тогда и внешнее житие и внешние дела добрые будут. Тогда уже впредь пожелаем лучше умереть, нежели согрешить» (5, 131, 355).

Непременным условием истинного покаяния и прощения наших грехов святитель полагает, ссылаясь на молитву Господню и пояснение к ней Спасителя (Мф. 6, 12, 14-15), искреннее прощение нами согрешений наших ближних. Более того, в евангельской притче о двух должниках святитель видит, как «содержащему гнев на ближнего своего и согрешений его не оставляющему не токмо не оставятся грехи от Бога, но и прежние его грехи оставленные возвращаются и поминаются» (4, 204).

В одном из писем святитель приводит «знаки (признаки - и. Н.) истинного покаяния», замечая, что «без истинного покаяния Евангелие и Христос, в Евангелии проповедуемый, ничего нам не пользует». Признаки эти следующие. «Переменение сердца к лучшему и исправление жития греховного». «Плоти распятие со страстьми и похотьми» противоборством им. Усердная молитва Богу о прощении прежних грехов51. Рассуждение о величии Божии и любви Бога к людям до крестной жертвы Христовой, и о своем греховном недостоинстве. Смирение себя как перед Богом, так и перед людьми памятованием о своей духовной нищете, недостоинстве и окаянстве. Плач о своей прежней жизни, «во грехах и беззакониях прожитой»52, откуда рождается благодушное перенесение всех приключающихся невзгод и обращение ума и сердца «от временных и мирских вещей к вечности», с молитвой, «дабы оную блаженную получить, а от неблагополучной избавиться» (6, 20-21).

Наконец, говорит святитель и о плодах покаяния, которые есть: «отпущение грехов, когда вместо клятвы благословение Божие, вместо гнева благодать и милость Божия подается»; «новое сердце и дух новый, которого Бог от нас требует» (Иез. 36, 26-27); для истинно покаявшегося «слово Божие уже действительно бывает», а сам обратившийся грешник «особенную некую охоту чувствует к его слушанию»53; он «страсти Христовы весьма дорого и высоко почитает; к причастию святейшей Евхаристии со страхом и великим благоговением приступает; быть истинным христианином высоко почитает, так что всю славу мира сего, как гной и сметие противу того вменяет; во всех замыслах и делах к единому вечному и небесному блаженству стремится; как прежде плоти своей угодие творил в похотях ее, так потом воле Божией всяким образом угождать тщится; как прежде покаяния легко было ему грешить, так уже покаявшемуся тяжко, так что лучше изволяет бедствовать и умереть, нежели согрешить; когда в чем от немощи поткнется или падет, окаевает себя, болезнует, сокрушается, сетует, как бы что великое потерял, и с глубоким смирением просит прощения, так утешаясь надеждой милости Божией; когда приходят ему на ум прежние грехи, весьма стыдится их и жалеет, что их творил, и Бога благодарит, что его потерпел благодатью Своей, ожидая на покаяние; дела любви к ближнему являет без всякого лицемерия; от случаев, которые ко греху его приводили, убегает; когда видит ближнего неисправным, не осуждает его, но соболезнует ему, желает и молится Богу, чтобы его в чувство привел; в церковь ходит не ради церемоний, но чтобы обще с верными Богу молитвы принести; пищи, пития и прочего употребляет не ради сладострастия, но ради нужды, чтобы мог Богу работать и звания своего дела проходить»54 (3, 213-215). «Словом сказать, - заключает святитель, - у такого человека все иное, как внутреннее, так и внешнее действие и тщание», которое теперь уже совершается «добровольно, без всякого принуждения», и которое есть та добродетельная жизнь, к описанию которой на основании творений святителя мы и приступаем.



Оглавление

Богослужения

25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.