1. Действие благодати Божией

II.1. Действие благодати Божией

Спасение есть дело богочеловеческое, и «Бог не спасает человека без человека». Но начало обращения, призыв к покаянию принадлежит всецело благодати Божией, которая, по слову святителя, «как тихий дождь нисходит, орошая сердце к плодоношению». Напротив, «всякое тщание наше без благодати и помощи Божией не сильно» (27, 36). Зная глубину падения человека и степень «растления естества нашего», святитель так пишет о словах Спасителя без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15, 5; понимая их как указание, в частности, на необходимость в деле спасения укрепления благодатью Божией): падший человек «может удобно жить во плоти, как лодка вниз реки плыть, но против плоти стоять и духовно жить не может сам собой, как судно против быстрины речной плыть само собой не может: надобно то или гребцам, или ветру с парусом подвигать; так и человеку в духовном житии и деле спасения нужно есть вышеестественной и всемогущей силе помогать. Надобно бо и самого себя побеждать. Но как сие может быть без присутствующей силы Божией, которая все может?» Тем более, что препятствует совершению дела спасения не только поврежденное грехом естество человеческое, но и мир с его соблазнами, и дурные привычки, и непрестанно ищущий погибели человеческой души диавол. Почему «и начать доброе христианское житие, и жить по-христиански, и кончать так без всесильной помощи Божией не может» грешный человек. «Искусивыйся все сие знает», - добавляет святитель (27, 36).

Но что же есть благодать Божия, где ее источник, каковы средства ее стяжания и действие на человека? Определениям столь высокого понятия святитель предпочитает примеры. «Благодать Божия, - пишет он, - есть жизнь душ наших: якоже бо тело наше душой, так душа наша Божией благодатью живет и ее на всякую минуту требует. Душа дотоле живет, доколе Бог благодатью Своей в ней пребывает» (27, 34). Благодать есть свет души. «Когда свет сияет, человек все добре видит: видит путь, ров, вредное, и бережется того. Так, когда Божия благодать просвещает душу, душа все добре познает и видит: видит чудные Божии дела, промысл и судьбы Его, распознает добро от зла, добродетель от порока, и пользу душевную видит и ищет ее, видит вред и уклоняется от него». Наконец, благодать есть «сокровище небесное, духовное, в сердцах христиан пребывающее» (27, 35).

Спасительный источник, «от которого проистекает нам Божественная благодать, - говорит святитель, - есть любовь Божия к нам, недостойным (Ин. 3, 16), и вольное Христа, Сына Божия к роду нашему снисхождение и умиление» (27, 34).

Милосердный Бог всем готов подать Свою благодать и смотрит только на веру человека. Главным условием стяжания благодати святитель называет смирение. «Все в тебе благодать Божия будет исправлять, - обращается он к читателю, - когда будешь смирен. Всяк возносяйся, смирится, смиряяй же себе, вознесется (Лк. 18, 14), зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Петр. 5,5). Смиренное сердце, и от любви мира и прихотей плотских испраздненное, удобно есть к восприятию Божией благодати, якоже праздный сосуд удобен есть прияти в себя воду или иное вещество». Использует святитель и другое подобие: «Вода с гор на места низшие стекает; так благодать Божия от Небесного Отца на смиренные сердца изливается»42. Помимо смирения, святитель указывает и иные средства к стяжанию благодати. Вселяется она в сердце верой, по евангельскому обетованию; умножается по мере богопознания; укрепляется действием церковных таинств; возвращается потерявшим ее через покаяние (27, 40-41).

Многообразны действия благодати Божией в человеке. Она приводит грешника к покаянию, просвещая его сердце; «зажигает в нем огонь любви Божией», и тогда человеку «с Богом быть и во аде рай»; «научает радоваться о Бозе Спасе своем, соделовая в сердце радость истинную, духовную, небесную, и покой, и мир совести, что все есть предвкушение вечной жизни, и аки крупицы от небесной трапезы, на сердце человеческое падающие» (27, 783).

В отношении ближних благодать Божия делает человека «любительным, милосердным, сострадательным, кротким, так что таковой и над врагами своими умилостивляется и соболезнует им, и так бывает терпелив к ним. Иногда Божия благодать так запаляет любовью сердце человеческое, - пишет святитель, - что хотел бы всех без изъятия любви своей объятиями обнять и всех спасенными видеть. Таковой человек обидеть никого не хощет ни делом, ни словом, и как себе, так и всякому всякого добра желает, и хощет всем, как и себе, спастись, о чем и молится»43 (27, 38).

Благодать Божия поддерживает огонь веры. «Как светильник требует елея, так вера, душ наших светильник, всегда требует слышания слова Божия и благодати, дабы не угасла» (27, 158). Благодать подает и истинную молитву. «Не имеет человек от себя истинной и сердечной молитвы: Божия благодать научает его, о чем молиться и возбуждает в нем истинную и сердечную молитву» (27, 542). Научает благодать Божия человека и страху Божию, «представляя ему пред сердечные очи Божие величество, всемогущество, вездесущие и всеведение, и так увещевает его опасно и со страхом жительствовать, в словах, делах и мыслях всякого греха беречься, яко тем Бог прогневляется и человек согрешающий милости Божией лишается. Откуда такая богобоящаяся душа везде и всегда, тайно и явно, перед людьми и без людей опасно поступает и бережется всякого зла» (27, 1001).

Призывая грешника к покаянию, благодать Божия действует «как через внешнее слово Божие, так и внутрь, в совести вопия: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14). Этих двух предметов богословия святителя, посредствующих благодати в деле спасения человека, мы кратко и коснемся.



Оглавление

Богослужения

24 апреля 2024 г. (11 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.