8. Сребролюбие, лихоимство, хищение

I.8. Сребролюбие, лихоимство, хищение

Искание чести и славы неизбежно влечет за собой сребролюбие, под которым святитель Тихон понимает «не токмо единого сребра любление, но всякого земного имения, стяжания и богатства ненасытное желание» (3, 176).

Кто же, по святителю, есть сребролюбец (а равно и лихоимец, и хищник)? «1) Тот, который всяким образом богатство собирает и хранит у себя, не уделяя требующим. 2) Тот, кто самим делом чужое похищает и кто чужого желает неправедно. 3) Всякий, кто к богатству сердцем прилепляется». С другой стороны, «не всякий богатый есть сребролюбец», тогда как нищий, «хотя бы и ничего у себя не имел, но имея к богатству любовь, истинный есть сребролюбец». Таким образом, «не худая вещь есть богатство, но худая вещь есть сребролюбие, худая вещь есть лихоимство. Лихоимец не есть богат, лихоимцу многое недостает. Лихоимец (как и скупец) есть страж денег, а не господин, раб, а не владетель» (2, 133; 3, 176-177; 6, 281).

Сребролюбие мучительно и ненасытимо, и чем больше удовлетворяется, тем более и более «распаляется» и требует своего. Порабощенные этой страстью, по мысли святого Иоанна Златоуста, которого цитирует святитель Тихон, «худшии суть зверей: понеже звери, насытившись, перестают похищать, а сии никогда насытиться не могут». В земной жизни сребролюбец находится в постоянном беспокойстве, как собрать богатство, умножить собранное, а умноженное сохранить; всегда пребывает в печали и страхе: «в страхе ради того, что имеет, а в печали ради того, чего еще не имеет»; терзается, умирая, поскольку лишается «любимого своего сокровища», предвидит его переход в чужие руки (нередко не в те, в которые ему хотелось бы)36, а также от сознания, «что следует пред судом Божиим истязану быть и за всякую неправедную копейку ответ дать». И это предчувствие сбывается: «мучится лихоимец и по смерти, ибо хищницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10)» (2, 134; 3, 177-178).

Сребролюбец лишь устами исповедует Бога, сердцем же служит своему богатству, «почему и от апостола называется лихоимание идолослужением» (Кол. 3, 5), а святителем - безбожием, сокрытым в сердце сребролюбца (3, 178, 181).

Спасение от этой страсти святитель видит: для тех, кто еще не пленен ей - в напоминании себе, какие бедствия приносит обществу и самому человеку это зло; также и того, что все «в мире сем оставишь, что ни собирается, а едино благочестие с тобой от мира отыдет (1 Тим. 6, 7-8). Блажен и мудр, кто с Иовом говорит: наг изыдох от чрева матери моея, наг и отыду тамо, куда вси идут живущии на земли!» «Сокровище благочестивых, - по святителю Тихону, - вера живая, познание Бога и почитание, благодать Святого Духа и надежда наследия вечного на небесах». Это богатство непреходящее, и заключается оно в самом человеке, тогда как богатство видимое, помимо «неправедности», несет на себе печать временности, и всегда «внешне» в отношении самого человека. «Уверись точно, что ты странник и пришлец еси зде, и тогда познаешь прелесть и доволен будешь тем, что имеешь, хотя и малое оное есть», - увещает святитель, используя при этом часто встречающийся образ путешествия по чужой стране (жизни земной) в горний Иерусалим (жизнь вечную) (6, 279-282). Тем же, кто уже порабощен сребролюбием, святитель советует последовать примеру Закхея, чтобы с ним услышать: ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19,9) (3, 182).

Средством удовлетворения страсти, которая, по слову Священного Писания, есть корень всех зол (1 Тим. 6,10)37, является хищение. Под ним святитель понимает все виды грехов против заповеди «не укради». Это 1) собственно похищение чужого: тайное (когда «окрадывают дома, лавки, скотные дворы»; крадут государственную казну; похищают церковное имущество; уносят с пожара; не об(являют о найденной вещи; когда обманывают мерой или весом, продают плохой товар за хороший за бо0льшую цену), явное (разбой; «когда господин у раба, властелин у подвластного какую вещь или силой отнимает, или домогается»; когда не отдают деньги или вещь, взятые на сохранение или в заклад, отговариваясь, что не брали или отдали; когда не возвращают долг; когда взятое для раздачи милостыни употребляют в своих целях; когда взимается лихва, или процент, особенно с неимущих, пользуясь их бедственным положением), а также «лестное» (путем обмана или мошенничества); 2) мздоимство в суде и вообще те случаи, когда в корыстных целях пользуются своей должностью (таможенники, казначеи, секретари и др.)38; 3) получение имущества (например, наследства) по подложным документам; 4) чрезмерное обременение оброками и работами крестьян помещиками, неуплата должного слугам или наемным рабочим, а также когда последние, получив положенную плату, лениво работают; 5) когда просят милостыню те, которые могли бы сами зарабатывать себе средства к существованию, притворяясь нищими, погорельцами или больными, тем отнимая подаяние у подлинно нуждающихся39; 6) близкие к ним «лицемеры, которые под видом притворной святости или беззаконным вымышлением мощей, аки бы святых, или икон, будто чудотворных, простой народ обольщают к подаянию»; 7) «ласкатели и ябедники», наживающиеся этим; наконец, это и 8) «картежная игра» («картежник, ежели выиграет, похищает чужое добро; ежели проиграет, грешит желанием чужого добра»40 и расточительством41). Грешат похищением чужого и те, кто Богом данное богатство держит взаперти или употребляет на недолжные расходы, а нищим не уделяет (как должно бы быть у христиан, «ибо Бог дает богатство людям не ради их самих только, но и ради бедных и скудных людей»). Множество и других «родов есть хищения», но всегда оно сопровождается обидой ближнего, часто бедствующего и приводимого в еще более бедственное состояние как от(ятием его имущества, так и не оказанием помощи в его нужде.

Но хищение «не токмо другим злая делает, но и своих рачителей в бедственные случаи ввергает», - пишет святитель и приводит примеры Гиезия и Иуды, добавляя, что «и ныне тойжде праведный суд Божий постигает воров, разбойников, клятвопреступников, предателей и губителей Отечества и прочих лихоимцев. А хотя кто и избежит временной казни, но не избежит вечной. Тогда они и за последний кодрант в геенском огне будут платить, но никогда заплатить не возмогут» (3, 180-181).

Избежать вышеперечисленного помогает следование общему правилу: «чего не хощешь себе, того ближнему не твори; и чего хощешь себе, то и ближнему делай». Если же грех совершен или совершается, то должно «престать от того зла», принеся покаяние, исправив причиненную обиду, и «притом за твердое и никогда не нарушимое правило иметь, чтоб чужой вещи неправедно ни явным, ни тайным, ни лестным и никаким образом не присвоять» (2, 77-82; 6, 82, 315-316).



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.