ГЛАВА I. ГРЕХ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА

ГЛАВА I
ГРЕХ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА

Прежде чем приступить к изложению учения святителя Тихона о грехе, необходимо сделать некоторые замечания относительно христианской нравственности как таковой и ее понимания святителем.

Посмотрим на более общее понятие «нравственный» с точки зрения филологической. «Нравственный, - пишет В.И. Даль, - противополагается телесному, плотскому; духовный, душевный.|| Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относятся истина и ложь, к нравственному - добро и зло.|| Добронравный, доброжелательный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина... Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьей совесть и Бога» (22, 558). В творениях святителя Тихона встречаются все указанные значения категории «нравственного», хотя само слово «нравственность» появляется в русской литературе только в ХIХ веке.

Христианская нравственность у святителя, как и все его богословие, всецело основана на Священном Писании9. Почему никакая «автономная этика» для святителя невозможна. Нравственность имеет свое начало и основание в Боге, в Его слове (творение «О истинном христианстве» начинается с главы «Слово Божие»; там же помещены главы «О Евангелии», «О чтении и слушании слова Божия» и др.) и должна быть деятельным выражением, «хранением» слышанного слова Писания (3, 5-6). Сама совесть, «естественный нравственный закон» в человеке, представляется святителю, в согласии со святоотеческой традицией, лишь отражением Божественных заповедей и Божественной воли в человеческой душе, Богом сотворенной и к Нему стремящейся. Таким образом, христианская нравственность для святителя Тихона есть нравственность императивная, и императив этот - божественного происхождения.

Как слово Божие святитель разделяет на закон и Евангелие (3, 2-3), - не только на Ветхий и Новый Завет, но и иначе: на повеления, заповеди Божии (закон) и благодатные обетования10 (Евангелие), - так и христианская этика имеет как бы два «уровня»: 1) «внешне императивная», нормативная: заповеди, повеления или «запрещения» Божии, которым человек должен подчинять свою волю, и 2) «благодатная», как бы «императивная внутренне», когда в душе, чувства которой навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5, 14), это подчинение теряет драматическую напряженность, становится свободным, добровольным и радостным. Это уже не повиновение из страха наказания или обещания награды, но свободное последование в любви.

Другим следствием того, что христианская нравственность в раскрытии святителя основывается на Священном Писании, является ее универсальность (3, 5). Всеобщи и обязательны для исполнения заповеди Божии, всеобщий и обязательный для всех характер имеют и нормы основанной на них христианской морали. Но при этом ее требования различны в отношении отдельных лиц, в частности, в зависимости от их общественного и семейного положения.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.