Катихизис дватцать осьмой

КАТИХИЗИС
ДВАТЦАТЬ ОСЬМОЙ

Сливаюся душею весь, и мню быть чудо, никогда же довольно удивляемое, когда представляется в мысли мне оное зрелище, на котором небесный Учитель Христос от тесноты народа всюды за ним идущаго принужден бывал переменять места. В Евангелии негде пишется, что Он взошедши на гору, стал оттуду как с высочайшаго трона Свою народу предлагать проповедь; а ученики кроме той горы на долинах благочинно разлившися, зрением Его наслаждались, учением же двигались внутренно. Сходит оттуду Христос, довольно их поучив: но благодать в ученических сердцах чрез учение Его вселившаяся влечет их за Ним. Христос приказывает им итти на другой берег моря, обещаясь и Сам тамо быть: но они единогласно к Нему вопиют: Учителю! идем по тебе, аможе аще идеши1. Нейдем прежде Тебя, но пойдем по Тебе. Ещеж некогда, священное сказывает Евангелие, Христос учил сидя при мори: тут народа множество много зело окружило Его; а всякой из них вопервых желает, чтоб на те Божественнаго Проповедника уста прямо свои простерты иметь уста, чтоб того спасительнаго учения и единое слово их не миновало ушес: от чего, как несносная зделалась теснота: то согнетается тою Христос, но нескорбит, видя, что то было ясным доводом их горячести к Нему. Ищет таковую народа удовольствовать ревность, и от алчущих сердец духовную не отнять пищу. Входит в стоящий при береге корабль, чтоб оттуду удобнее к ним Свою проповедь иметь. О дивная вещь! Учитель на корабле. Корабль тот стал быть священною Его кафедрою, слово изходящее из уст Иисусовых, спасительная сеть; а море, тот на брегу стоящий народ, как воды, благообразно волнующийся; рыбы же, самыя ученическия души охотно в ту сеть спешащия: что то было за чудесное зрение? И сколько нас оно удивляет теперь; а наипаче, ежели мы, кроме того, что в Евангелии сказуется, еще верою достигнем и то, что над тем собором невидимо Небеснаго Отца благословляющая простиралась рука, Дух Святый находил на них, и сила Вышняго осеняла их. Сие, Слушатели, довольный есть пример и тем, которые на катедре Христовой сидят, и церковный правят корабль, и тем, которые Христовым гласом к Его призываются учению, и хотят быть Христианами не неведущими Христа. Учители! смотрите Христа: Слушатели! вот вам народ: те да подражают Христу: вы! уподобляйтеся народу тому. И сие учение вам предлагается от Христа. Един бо Учитель и их и наш Христос. Так вы сетию предлагаемаго от нас учения уловитеся, лучше бо в сетях Христовых вязаться; нежели в мирской погибать свободности. Знаете вы, что мне говорить надобно о церкви; а в ней только тот считается, кто слушает словеса Христова и творит я. Вы докажите сие теперешним учения вниманием. А я свой талант отдам вам моим торжником на большее и большее того умножение.

Сказали мы в прошедшую неделю, что было надобно говорить, как о лице Духа Святаго, так и о его дарах вообще: теперь, понеже следующия члены также ничто другое содержат, как дела непосредственно от Духа Святаго совершаемыя, а имянно: девятой член говорит о церкви, которая чрез Духа Святаго собирается и хранится, десятой о отпущении грехов в крещении нам подаемом, одиннатцатой о воскресении нашем, двенатцатой о животе вечном: то следует нам говорить о церкви, как начальнейшем и знатнейшем деле. Так

Вопросишь: Как читается девятой член веры?

Отвечаю: Во едину святую соборную и Апостольскую церковь.

Вопросишь: Чему учит сей святый член веры?

Отвечаю. Тому, что в сем мире как было от начала мира некоторое во единаго Бога и Искупителя Христа истинно верующих и по закону Его живущих людей благочестивое собрание в живот вечный хранимое; так и ныне такое же есть, и будет до скончания мира, как уже совершенно на небе прославится: которое собрание ради точнаго и истиннаго согласия в вере есть единое, ради благочестиваго жития есть святое; ради того, что изо всего рода человеческаго в него собираются, называется соборное; а что того учения держится, которое Апостоли от Cамого Спасителя Господа принявши, церкви предали, есть и глаголется Апостольское; и кто в сем собрании считается, тот спасется; ктож сие святое собрание презирает, не спасется: вне церкве несть спасения: так твердо и несумненно содержу, и исповедую, что церковь ниже врата адова одолеют.

Вопросишь: Как сие должно разуметь, что мы по силе Символа должны веровать и в церковь? Должно бо веровать в единаго Бога: а церковь есть создание из человек составляемое.

Отвечаю: Некоторые по силе Символа Апостольскаго не принимают сего предлога, во: и читают так: верую единую святую, и пр. церковь, то есть, быть: что не совсем безосновательно: но понеже в нашем Символе пишется, во едину и пр. то можно разуметь так: что хотя церковь из людей составлена, но понеже имеет главу Христа истиннаго Бога; то можем сказать, что веруем в церковь, то есть, веруем во главу церкви Христа, котораго действием церковь есть и спасается. Еще веровать в церковь есть крепко уповать, что Бог Cвоею благодатию меня в сие собрание призвав, до конца спасет.

Вопросишь: Что есть церковь?

Отвечаю: Когда вопрошаем, что есть церковь: то уже несумненно предполагаем, что церковь была и есть. [об этом мы с самаго начала Катихизиса говорили] Понеже Христос вчера и днесь, той же и во веки. Что касается до имени церкви: то она по Гречески, так как и по Латыне называется Екклисиа. А сим именем у Афинян называлось некоторое граждан собрание, имянно чрез некотораго проповедника из прочаго народа вызванное, для слушания Сенатскаго определения. Почему сие имя может на нашем языке переведено быть вызванное собрание, или созвание, или собор. Имя сие Апостоли употребили к тому, чтоб им назвать собрание христианское не по случаю стекающееся, но проповедию слова из царства диавольскаго к слушанию слова Божия вызванное.

А наше сие имя, церковь, кажется будто зделано из сего имени Царь; почему значит церковь, как бы царской дом, или царскую палату, которое имени толкование может быть пристойно, понеже благочестивое тое людей собрание истинно Царя Христа есть дом и Духа Святаго палата; так бо оно и называется от Петра, царское священие2.

Имя церковь в Священном Писании различно употребляется. (1) За всякое собрание, иногда и худое (Деян. гл. 19, ст. 32 и Псал. 25, ст. 5) возненавидех церковь лукавнующих. (2) Некогда называются раздельныя собрания верных, какия напр. при Павле были, церковь Ефеская, церковь Ахайская и пр. (Рим. 16, 5. 1 Кор. 16, 19) (3) некогда означает самых правителей и служителей церковных (Матф. гл. 18, ст. 11) повеждь церкви: где церковь не что другое значит, как старейшинство церковное, при котором есть власть ключей (1 Тим. 4, 14) (4) наичастее же и собственнее именем церкви означается повсюдное оное собрание и множество благочестивое людей, исповедающих истинную веру во Христа, благодатию Христовою изо всего рода человеческаго собранное, и в истинном богопочитании с надеждою живота вечнаго пребывающее (1 Тим. 3, 15. 2 Тим. 2, 20. Матф. 16, 18. Ефес. 5, 25. Евр. 12, 23. 2 Тим. 2, 19). И о сей-то церкви в Символе речь есть. Отсюду видно уже, что есть церковь? Церковь есть повсюдное благочестивое собрание православных Христиан, во Христа истинно верующих, словом и духом Его управляемых, и по учению Его живущих, с надеждою живота вечнаго.

Церковь сия разными чествуется именами: нарицается церковь Божия (Деян. 20, 28), церковь Христова (Рим. 16, 16), невеста Христова (Ефес. 5, 23), люди Божия (1 Петр. 2, 10). Сион, Иерусалим, дом Иаковль, дом Божий, град Давидов, гора святая, гора Господня, дщерь Сионова, новый Израиль, Язык святой, люди обновления, святительство святое, град Божий, град Царя великаго, мать, пристанище, новая тварь, семя благое, невод вверженной в море, Цари и Иереи Господни и пр. и сия церковь есть одна.

Вопросишь: Почему церковь называется одна?

Отвечаю:Вопервых потому, что един есть Бог Отец, Сын, и Дух Святый, от котораго призвана, и в котораго единаго верует и прославляет: (Ефес. 4, 6) вовторых потому, что едино ея основание есть Христос; на сем бо камне церковь создана (1 Кор. 3, 11) в третьих потому, что едино и тоежде есть верных общество 1.) по единству веры и учения. 2.) По единству таин как напр. крещения, и вечери Господни, 3.) по единству таинственнаго тела, котораго глава Христос (Ефес. 5, 23). 4.) По единству духа, 5.) по единству надежды вечныя (Ефес. 4, 3, 4, 5, 6).

А когда церковь одна, то сии наречия будут истинны: вне церкве несть спасения, и не может иметь Бога за Отца, которой не имеет церковь за мать. Церковь хотя сама по себе, как сказано, одна; но по различным разсуждаема околичностям есть или истинная, или лживая. Лживая напрасно называется церковь; так как негодной мастер напрасно называется мастер; а она есть всякое еретическое зборище, нагло себе приписующее церкви титул. Истинная церковь есть или торжествующая, которая верою уже победивши мир, ныне у Бога со Христом и с Святыми Ангелами торжествует: или воинствующая, которая есть верных на земли еще против диавола, мира, греха и плоти подвизающихся. Еще онаж есть или повсемственная, или частная. Повсемственная есть всех верных, во всякое время, и всюды в местах и народах. А частная есть Христиан в известное время, и на известном месте собранных. Так называется церковь Иерусалимская, Константинопольская, Российская.

Вопросишь: Ежели церковь одна, и основание ея и глава есть Христос; то будет ли уже Папа Римский главою церкве?

Отвечаю: Никаким образом и никогда: понеже (1) Христос единыя своея церкве един есть и глава, якоже есть муж жены (Ефес. 5, 22). (2) Понеже церковь единаго Христа тело есть, не Папы (Ефес. 1, 22. Колос. 1, 18). (3) Понеже един Христос церковь, тело свое, спасает, а не Папа: (Ефес. 3, 23), (4) понеже един Христос церковь свою питает и греет (Ефес. 5, 29), а не Папа.

В сем несносно погрешают Паписты, когда первенство Папы всеми образы тщатся защитить, называя его Викарием Христовым, высочайшим Монархом над церковию всего мира, имеющим власть и над небом и над землею: и пр. а мы его не только не почитаем за главу церкви, но едва удостоиваем и последним быть в церкви членом; премного бо заблуждает. Защищения же Папская совсем негодятся. Говорят они, что будто такая власть Святому Петру дана от Христа, какую теперь хочет иметь Папа над всею церковию, будучи, по своему мнению, наместник и Христов и Петров и Павлов, чего во веки не возмогут доказать. Понеже Cам Христос не однократно Апостолов от такой мысли отводил (Лук. 22, 25) и хотел им всем братиями быть, а не господами. Правда, был Петр Святый первой порядком или местом, или был председательствующим; но не был властелином над протчими Апостолами, а и того меньше главою церкви, но братом, сослужителем, сотрудником. А что Христос сказал; ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою3: то не должно разуметь о Петре; но о его исповедании, которое он в лице всех сказал, исповедавши Христа быть Сына Божия: на котором Сыне Божии Господе Иисусе Христе церковь создана: на Петре бо, (что значит камень) а не на Петре, церковь основана. Опять: власть ключей не до одного Петра надлежит, хотя и одному Петру Христос говорил; понеже Петр в лице протчих всех то Христу исповедал: еще Христос тем назначал, что в церкви власть ключей должна быть одинакая, а не разная; какая у Петра, такая должна быть и у протчих: а что надлежит до всех, то сам Христос на других местах изъясняет (Матф. 18, 18. Иоан. 20, 21, 22). Ежели кто скажет, что Павел (Ефес. 2, 20) говорит, что верныя созданы на основании Апостол и Пророк; так тем видится не одно быть основание церкве. Отвечаю: Никак: созданы мы не на Апостолах и на Пророках, но на основании Апостол и Пророк: а основание их самых кое есть? Камень краеугольный Христос: так мы на нем-то созданы. А можно и так разуметь, что основание Апостольское и Пророческое есть писания Апостольския и Пророческия, на которых церковь своим образом утверждается; а что мы иногда и своих пастырей называем главами, то не собственно: понеже, когда мы их называем так, то ничто иное разумеем, как правительствующих в такой-то церкви членов.

Вопросишь: Почему церковь называется свята? Отвечаю. Потому, что Христос избрав ее из не чистаго и во зле лежащаго мира, кровию Своею освятил, и освящает (Ефес. 5, 26. 1 Кор. 6, 11) вовторых потому, что ради Егож заслуг, чрез слово, тайны и веру доселе очищается (Иоан. 17, 17. Деян. 15, 9) в третьих, понеже делами святыми и правдою Богу служит (Лук. 1, 75) избавились мы чрез Него от враг, воеже служити Ему преподобием и правдою, вся дни живота нашего. В четвертых, понеже в должностях святых упражняется, в богопочитании, то есть, и любви Христианской. Для сего всего Христиане вси вообще называются святыми, братия святая, называет Павел4. А наипаче, ежели сравнить с церковию мир сей, которой весь во грехах, да и не может очиститься, понеже не знает Христа: изыдитеиз среды их, и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся5.

Вопросишь: Ежели церковь таким образом свята, то может ли погрешить?

Отвечаю: Погрешаем мы или делами, или в вере. О сем несумнительно, что нет человека и самаго праведнаго, которой бы не согрешил делом: аще речем, яко греха неимамы, лжем (1 Иоан. гл. 1, ст. 8). Но сии грехи тую святость церкве не разоряют; понеже они верным чрез покаяние скоро оставляются. А что касается до погрешности в вере: то вообще церковь вся соборная и Апостольская не может погрешить, то есть, отступить от веры, так, чтобы уже ни в едином человеке истинныя веры не осталося. Понеже в таком наипаче случаи правдиво то Христово слово, что церковь ниже врата адова когда одолеть возмогут6. Сиеж доказывает самое збытие. Сколько бо ни была гонима истинна Христианская, но никогда искоренена быть не могла. Так напр. и в нынешния времена многия возникнули ереси; но истинна в некоторых хранится еще, как и в нашей церкви, да и будет храниться: понеже и в последний самый день некия избранныя будут. А что касается до некоторых тоя церкви членов, то могут и в вере погрешить. Из вас самих, [то есть Епископов] востанут нецыи глаголющии развращенная (Деян. гл. 20, ст. 30) да сие подтверждают и Истории, что многие из Патриархов еретики были. Здесь безсовестно защищают Паписты своего Папу, что будто никаким образом он один в свете погрешить не может, когда, что уступают и они, многие из Пап за ересь прокляты были.

Вопросишь: Что думаешь о соборах? могут ли погрешить? Отвечаю: Соборы, ежели во имя Христово собираются, чтоб поступая по единому слова Божия правилу, благочестиво, безпристрастно и свободно разсуждать, и что надобно определять, то подтверждаю, что не могут погрешить. Ежели же не по Христе, но на Христа собираются, и отложивши Священное Писание последуют своему духу, и по своим пристрастиям толкуют и определяют; то не только могут погрешить, но и погрешают.

Соборы во имя Христово благочестиво собравшиеся были напр. тот первой во Иерусалиме, Апостольской; потом Никейской, Константинопольской, Ефеской и пр. вселенския: а на Христа собравшийся был напр. тот, о котором Давид говорит: собрашася князи на Господа и на Христа Его; и другия еретическия премногия, как и новейшния Папския, на которых определено отнять у простаго народу чашу причащения, чтение священных книг, что Папа глава церкви, и обмануться не может. Такия все соборы погрешают.

Вопросишь: Для чего церковь называется соборная? Отвечаю: Соборная называется не для того, что будто все люди во всем мире в той церкви считаются; но вопервых по разсуждению мест: понеже ни к какому государству, ни к городу, ни к месту не привязана, как напр. Иудейская: (Иоан. 4, 21) вовторых по разсуждению лиц, что ни от какого возраста или народа не зависит. Во всяком языце делаяй правду приятен Ему есть (Деян. гл. 10, ст. 35). В третьих в разсуждении времени: Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки, в четвертых в разсуждении удельных церквей: все бо до нея надлежат. Кратко: соборная называется 1.) понеже во всем мире изо всякаго рода людей собирается. 2.) Понеже соборное учение Пророков и Апостолов единодушно исповедует и держит. Кто убо соборныя сея или Кафолическия церкве есть член, тот не есть вне, но внутрь церкви. Веровать же, что Кафолическая церковь содержит, есть принимать то, что истинныя Христиане от Апостолов везде просвещенные содержат.

Здесь ложно Паписты свою церковь одну Папскую называют Кафолическою, а себя Кафоликами, когда та церковь не может назваться Кафолическою, которая заблуждает.

Вопросишь: Для чего еще называется Апостольская? Отвечаю: Для того 1.) что в Новом Завете от Апостолов чрез проповедь насаждена и укоренена. Они же шедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу (Марк. гл. 16, ст. 20. Гал. гл. 2, ст. 9). 2.) Для того, что на основании Апостол и Пророк, то есть, на учении их, которое есть о камени краеугольном Иисусе Христе (Ефес. 2. 20) созидается, разширяется, и до конца века сохраняется.

Вопросишь: Откуду познается истинная церковь? Отвечаю: (1) Из истиннаго исповедания веры, на слове Божием право познанном утверждающияся. Там церковь, где истинная вера: тот не соединяется с церковию, кто от Евангелия разделяется. (2) Из правильнаго употребления таин. (3) Из жития Евангельскаго: (Матф. 28). Учаще их блюсти вся, елика заповедал вам. О сем познают вы, яко мои ученицы есте, аще любите друг друга7.

Вопросишь: Так по сим признакам церковь, которую мы содержим, будет ли истинная? Отвечаю: Неотменно. Понеже мы все то истинно содержим, что в писаниях Пророческих и Апостольских нам открыто. У нас есть и употребление правое таин. Чтож касается до жития, то ежели разсуждать по некоторым в церкве числящимся членам; то едва можно сего найти: однако понеже мы говорим о нашей церкви вообще; то не можно сказать, что и сего она лишена. Понеже невредит церкви, что некоторыя в ней суть члены гнилыя, сосуды глиняныя, плевелы, рыбы непотребныя. Такия бо, как изрядно некто сказал, считаются в церкви, но не надлежат до церкви, пока такими суть.

Вопросишь: Что убо есть веровать во едину святую соборную и Апостольскую церковь? Отвечаю: Веровать несомненно, что было, есть, и будет собрание благочестивое право верующих в Бога и в Христа, единое только, от Христа освященное и освящаемое, ни к какому месту, ни к лицу не привязанное, учения Пророческаго и Апостольскаго право держащееся: еще верую, что и я из сего числа, и хощу, за благодатию Божиею, и надеюся всегда быть тоя членом. И сего довольно: А что еще при разсуждении о церкви должно упомянуто быть, то в будущую неделю.



Оглавление

Богослужения

25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.