§ 7.

§. 7.

Третия заповедь запрещает употреблять имя Божие со умалением страшныя славы его (а): а чрез то предписывает нам всякий истинный способ Богопочтения (в).

(а) С великим именем Божиим соединена высочайшая и никому несообщаемая слава его, которую тварь во всяком случае наблюдать должна со всяким благоговением и опасностию. Против сего согрешают.

Хулители.

1) Хулители, которые против самого Бога и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, или против некоторых известных угодников его, какое ни есть несносное слово отрыгают: например, которые говорят, что будто Бог виноват в наших грехах потому, что акибы подает некоторые ко греху случаи, или что попускает нам грешить, или называют его несправедливым и немилосердым, что акиб он иному не дает, что по их разсуждению надобно бы ему иметь, или аки бы он больше наказывает человека, нежели чего тот достоин, или пересуждают его Божественныя дела; сказывая, что то не так зделано, и моглоб оно лучше зделано быть, или и настоящее вещей течение порицают, что акиб в свете суть некие безпорядки, и будто бы Бог на то не внимательным смотрит оком: или которые будучи в несчастии и в болезни не терпеливно сносят, но ропщут на Бога и порицают его некоею несправедливостию. Такие и подобные страшнаго имени Божия презрители вельми согрешают. До сих же надлежат и те, кои своим хульным языком касаются слова Божияго или священнаго писания, и дерзают говорить, что будто бы некоторыя в нем содержатся басни, или не знаю какия в нем находят противоречия, или аки бы были некоторыя в нем места противныя здравому разсуждению, или некоторыя языческия писания одобряют, и предпочитают их книгам богодухновенных писателей. Таких хулителей велено в ветхом завете смерти предавать, Левит. гл. 24. ст. 16. Да и ныне в обществе христианском их терпеть не должно.

Клятвопреступники.

2) Которые кленутся и присягают ложно, или и в истинне присягают, но по своей присяге не поступают, а чрез то некоторым образом ругаются Богу, который в присяге во свидетеля призывается, и потому клятва внидет в дом кленущагося именем Божиим во лжу, и вселится посреде дому его, и скончает его. Захар. гл. 5. ст. 4.

Употребляющии имя Божие без нужды.

3) Которые употребляют имя Божие без нужды в самых маловажных вещах, и самый негодный имеют обычай, чтоб во всех своих и непристойных разговорах примешивать великолепное имя Господне, и говорить: ей Богу! Бог видит так! по Евангельской заповеди! а иногда и в шутках да еще безчестных часто вопиют непристойно: О небо! о судьба! До сих же безчинников надлежат и те, которые в клятвенных выражениях употребляют скверныя имена языческих богов, как то Юпитера, Венеры и прочих, которых слово Божие не велит и воспоминать, разве уничтожая их.

Лжепророки.

4) Которые лжепророчествуют, то есть, нечто ложное, но именем Божиим предсказывают, или проповедают, что аки Бог некия зделал им откровения, и те будто бы приказал расказывать другим.

От Бога непристойнаго просящии.

5) Которые чево нибудь непристойнаго от Бога просят: как например просят иные Бога, чтоб он отмстил соперникам их; или грабитель молит его, чтоб он в воровстве ему помог, а чрез то хотят иметь Бога страстей своих причастным.

Преступники обетов.

6) Которые чем нибудь Богу обещаются, но то не исполняют. Как например делают те, кои за некое благодеяние Божие обещались пред ним, чтоб соорудить в некотором нужном месте храм, и построить для бедных и неимущих богадельню, или нечто дать на содержание училищ, или также обещались от некоторой страсти отстать: а совсем тем своих обетов не исполняют.

В каких случаях употреблять имя Господне?

Можно же, да и должно употреблять имя Божие. 1) Когда бываем при Его служении и воспеваем славу Его. 2) В некоторых важных и нужных обстоятельствах, как-то бывает в судах, в которых по слову Павлову, Евр. 6. 16. Всякому прекословию кончина есть клятва. 3) Когда законная власть требует от нас присяги в деле законом Божиим утвержденном. При сем памятовать надобно, что и справедливая клятва не должна быть ни чрез какую тварь, разве токмо чрез единаго Бога, яко вездесущаго, и единаго сведущаго советы сердечные.

в) Весьма ясно, что запрещая сия заповедь употреблять имя Божие не с подобающим благоговением, предписывает то почтение, каким человек сему высочайшему существу обязан. Богопочтение есть засвидетельствование внутренняго пред Богом духа покорения, и о нем уже несколько сказано в первой части под числом 11. Существенныя, из которых богопочтение состоит, части суть любовь к Богу и страх Божий. Любовь к Богу есть жаркое души нашей стремление соединиться с ним, яко с вещию прелюбезною, или паче с самою любовию. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслию твоею Матф. гл. 22. ст. 37. Сие соединение бывает чрез чистое о Боге размышление и чрез добродетель. Из чего следует, что благочестивая любовию к Богу горящая душа. 1) Поучается в законе Божии непрестанно, и в сем святом упражнении единственное свое находит утешение. 2) Чрез усердныя молитвы восходит к нему мысленно и приближается к престолу благодати. 3) Во всяких случаях прославляет Его имя и проповедует благодеяния. 4) За показанныя к себе милости горячее приносит благодарение, и всякое добро его щедроте восписывает. 5) Всю свою надежду полагает на Бога, и все жизни своея случаи поверяет его святому промыслу. Следовательно 6) с кротостию повинуется всем Господним повелениям, и свое упование терпением растворяет. 7) Наконец любит и ближняго, так, как он сам желает любим быть от Бога. Аще бо кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, лож есть 1. Иоан. гл. 4. ст. 20. Сим помянутым добродетелям противны следующие пороки. 1) Ненависть к Богу, которая состоит в пренебрежении исполнения Его заповедей. 2) Уныние или разслабление душевное, которое есть нерадение о должностях благочестия, то есть, о молитве, о богомыслии, о хождении во храм и проч. 3) Неблагодарствие, которое иногда бывает еще с роптанием на Бога. 4) Сомнение о Божиих обещаниях, или излишнее на Бога упование, или конечное отчаяние.

Что есть страх Божий?

Вторая существенная богопочтения часть есть страх Божий, который состоит в том, чтоб, разсуждая Его всемогущество и правосудие опасно блюстись не делать того, чрез что он прогневляется. От страха Божия раждается. 1) Нищета духовная, которая есть, чтоб смирить себя пред Богом, и пред судом Его признать себя быть повинным. Сему противна Фарисейская гордость, когда кто своими делами превозносится. 2) Покаяние, или признание своих грехов с упованием на милосердие Божие. Сие признание когда произносится устно, называется исповедание. Противно сему нераскаяние, или некий глубокий во грехах сон. 3) Пост, или воздержание своих склонностей, удерживая их стремление и покаряя разуму. Для воздержания страстей полезно есть воздержание от пищи, дабы сим обуздать играние плоти, которая приятностьми и довольством пищей утучняется и свирепствует, а чрез то душу приводит в разслабление. Противно сему невоздержание, то есть, когда воля дается склонностям телесным; а из того произтекают, объядение, обжирство, пиянство, и всякия роскоши. От сего так увещевает Спаситель Лук. гл. 21. ст. 34. Внемлите себе, да не когда отяхчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той. 4) Отвержение самаго себя, то есть, бросить все то, сколькоб оно впрочем ни льстиво было, что может быть препятствием спасению нашему. Например чести, богатство, сродство и проч. должны почтены быть за ничто, ежелиб они препятствовали нашей к Богу должности. Когда Христианин все вышепомянутыя богопочтения части с прилежанием наблюдает, тогда по справедливости называется, благочестивый.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.