§ 5. Различныя церкви состояния

§. 5.

Различныя церкви состояния.

Церковь Иисуса Христа от начала мира свое получив основание прежде управляема была изустными откровений Божиих преданиями (а), потом законом письменным и пророческими учениями (в); а напоследок Евангелием (г).

Три церкви состояния.

(а) Выше в §. 3. под 3. примечанием показано, что церкви Иисуса Христа начало до самых мира начатков относить надобно. Почему ничего нет в свете древнее, как вера нами исповедуемая, и церковь сокровище веры в себе содержащая. Сия церковь от начала мира есть одна, и таже, и таковаже будет до скончания мира; так, как и вера в ней содержимая всегда есть не пременяема; Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки. Евр. гл. 13. ст. 7. Но состояния церкви были различныя. Их считается три. Первое состояние церкве от Адама до Моисея. Второе от Моисея до Христа. Третие от Христа до скончания века. В первом из сих состояний управлял Бог церковь свою изустными своими откровениями, которыя получив Адам сообщил своему потомству даже до Ноя; что ему легко было зделать по его долговременной жизни; Ной своим детям и потомству. Вси бо древнии свидетельствовани были в вере, по Апостолову слову, Евр. гл. 11. ст. 2. Но как по нескольком времени после Ноева потопа, по причине беззаконий человеческих, откровения Божия стали забыты быть или пренебрежены, а притом уже и богомерзское идолопоклонство начало вводимо быть; Иисус. Нав. гл. 24. ст. 2. то благоволил Бог оныя откровения, яко единое средство спасения человеческаго, паки возобновить Аврааму, Исааку, Иакову, и их потомкам даже до Моисея. Всех оных откровениев сила была Евангельская, то есть, вера во Иисуса Христа, яко ходатая и примирителя Бога и человеков. И потому богомудрый Павел исчитая всех древних от начала мира, и свидетельствуя о их вере, напоследок заключает ко Евр. гл. 12. ст. 2. что всех их веры был начальник и совершитель Иисус.

Для чего дан закон письменный?

(в) Великие непорядки человеческие и крайнее забвение честности и добродетели, коих чувствие всякому на сердце напечатано, Бога премилосердаго побудили, чтоб Он подал падающему человеческому роду подкрепление; а оное подкрепление было закон письменный. Сей закон содержал в себе истиннейшия правила действий человеческих, и был он явственнейшим представлением внутренняго сердечнаго закона человеческими делами потемненнаго. Для вручения сего закона избрал он ревностнейшаго мужа Моисея, чрез котораго закон тот сообщил непосредственно Иудейскому народу, а посредственно всему роду человеческому. Но как и сего закона сила не могла преодолеть склонности человеческия, посылал Бог Пророков, которые как страхом гнева Божия, так и великими исполнителям закона обещаниями старались исправить человечество. Так вот и началось второе состояние церкве от Моисея до Христа, управляемое законом письменным и пророческими учениями. Притом памятовать надобно, что как закона Моисеева и пророков всех, так и всех живших в том законе основанием был Иисус Христос, яко единственная надежда человеческая ко спасению. Так пишет Павел в 1. к Корин. гл. 10. ст. 4. яко отцы наши вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пия ху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос.

(г) Третие состояние церкве великолепнейшее и совершенное наступило с самым пришествием Спасителя нашего, когда истинна Евангельская, начав от него самаго, чрез Апостолов по всему проповедана свету; которую неисчислимое множество мучеников кровию своею запечатали. В сем состоянии церковь утверждается на светлейшем Евангельском слове, и укрепляется тайнами: несте под законом, но под благодатию, восклицает Павел к Рим. гл. 6. ст. 14. и ныне мы не чрез скрытыя предречения и темныя прообразования, но откровенным лицем славу Господню взираем 2. Корин. гл. 6. Сие состояние будет продолжаться до скончания веков, егда Иисус Христос предаст Царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальство и всяку власть и силу. 1. Корин. гл. 15. ст. 24.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.