§ 26. О сошествии Святаго Духа

§. 26.

О сошествии Святаго Духа.

Господь Иисус Христос по вознесении своем послал Апостолам и всем верующим Духа Святаго (а), котораго благодатным действием спасается человек (в).

(а) Сказано выше, что Спаситель при вознесении своем на небо обещал послать Апостолам Духа Святаго, которой имел их наставить на всякую истинну; что и исполнил в пятьдесятый от воскресения своего день, как повествует богоглаголивый Лука. Деян. 2. Сие Духа Святаго послание было боголепное; ибо Дух Святый не есть един из служебных духов, какия суть Ангели, но есть Господь и Бог, третие единосущныя Троицы лице, равное и единое поклонение и прославление с Отцем и Сыном имеющий, но от единаго Отца исходящий. Паписты или Римския церкве держащиися прибавили без всякаго основания и в противность всей древности, и от Сына. Мы об этом много испытовать не хощем; ибо сия тайна есть неиспытанная: да опять же много и спорить не должны. Ибо с. писание ясными словами происхождение С. Духа от единаго Отца, а не и от Сына, утвердило. Егдаже приидет утешитель, его же послю вам от Отца, Дух истинный, иже от Отца исходит. Иоан. гл. 15. ст. 26. Сходно с сим все древние Божественные Отцы не Восточные токмо, но и Западные писали, не дерзая ничего прибавлять в противность явственному свидетельству слова Божияго.

(в) Иисус Христос в лице своих Апостолов Духа Святаго послал всей церкви своей, или всем верующим, в силу онаго пророчества Иоилева. гл. 2. ст. 28. и будет в последняя дни, глаголет Господь, излию от Духа моего на всяку плоть. Разныя суть действия с. Духа, которыми совершается спасение человеческое. Он человека заблуждающаго и грехами ожесточеннаго или паче мертваго призывает к вере чрез слово свое, разные подает ко обращению случаи; внутренно движет и умягчает сердце, возжигает в мысли свет богопознания, отраждает и очищает грехи в крещении, возобновляет в покаянии, соединяет со Христом таинственно в причащении; а духовно чрез постоянное пребывание в вере; управляет во всяком подвиге благочестия, утешает и ободряет в искушениях и напастях и уверяет нас внутренно о той великой любви, которою нас объемлет Небесный Отец. Действие Святаго Духа называется благодать; и как оное действие бывает различное, то и благодать разныя имеет наименования. Называется бо благодать предваряющая, возбуждающая, оправдающая, содействующая и проч. Понеже сими благодатными Духа Святаго действиями человеку, которой впротчем сам чрез себя по душе есть мертв, возвращается духовный живот; то для сего Дух С. благодати Податель в Символе называется животворящий. А у Исаии, 11. Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия. Отсюду нет трудности узнать, для чего он же именуется глаголавший Пророками. Ибо что они проповедали и писали в книгах, не по своей воли или изобретению писали, но от святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы. 2. Петр. гл. 1. ст. 21. Того ради ветхаго и новаго завета книги, яко слово Божие и богодухновенное писание, яко правило веры и богоугоднаго жития совершенное и непогрешительное, всяк христианин содержать должен. Знаки и плоды живущаго в человеке Святаго Духа, по Павлову разсуждению, Галат. гл. 5. ст. 22. суть следующия: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.