§ 25. О втором Христове пришествии

§. 25.

О втором Христове пришествии.

Он же паки приидет судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца.

Было пришествие первое, будет же и второе: первое было смиренное; второе славное: первое милостиво; второе будет страшное: ибо в первом сын человеческий пришел спасти мир; во втором приидет судити мир. Так о сем самая предвечная истинна засвидетельствовала: Матф. гл. 25. ст. 31. Егда приидет сын человеческий в славе своей, и вси святии Ангели с ним, тогда сядет на престоле славы своея, и соберутся пред ним вси языцы. Вина сего пришествия Христова есть исполнение ненарушимыя правды Божия, чтоб воздать комуждо по делом его; а тем самим совершенно докончить дело спасения нашего; ибо блаженство смертию Христовою сысканное и истинными Христианами ожидаемое не на земли, но на небеси хранится. Праведно у Бога воздати скорбь оскорбляющим вас; а вам оскорбляемым отраду с нами, во откровении Господа Иисуса с небесе, со Ангелы силы своея 2. Солун. гл. 1. ст. 6. Следовательно сей суд страшен токмо будет неверным и нераскаянным грешникам; а верным и в благочестии до смерти пребывшим желателен и радостен; те вострепещут чувствуя изливаемую на себя чашу ярости гнева Божия; а сии возвеселятся приемля несказанное награждение за подвиг веры, и соединяяся со Христом, котораго любовию чрез всю свою жизнь горели. Каким же образом будет произшествие сего страшнаго и нелицеприятнаго суда? будет нечаянное, внезапу земля потрясется, солнце и луна померкнет, звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся, затрубит Архангельская труба, и мертвии все в едино мгновение ока выйдут из гробов, и предстанут на облаках с чаянием Божияго о себе определения. При сих столь ужасных естества переменах восплачутся все народы сокрушаеми скорбию, какой от начала мира не было и не будет, и издыхающе от страха и чаяния грядущих на вселенную, ни от чего не имея помощи, разве от единой веры добрыми делами засвидетельствованной. После сих знамений сына человеческаго поставится престол, книги разгнутся, в которых и совесть всякаго откроется, и тогда узрят сына человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою, на подобие молнии, которая осветив восток, вдруг досягает и до запада. Тотчас зделается разделение праведных от неправедных, так как бы пастырь разлучал овец от козлищ, и избранныя поставятся по правую сторону; а грешники по левую. В сем суде не будет доносителей, ни свидетелей, ни дальнаго дел испытания. Судия бо сам сердцеведец есть, пред которым ни что утаено быть не может. Он на избранных сынов своих, сынов Воскресения, милым и любовным воззрит оком, назовет их верными своими рабами, другами, чадами, благословенными, объявит свое удовольствие за постоянное пребывание в вере, возблагодарит за исполнение воли своея и за благодеяния, какия они в лице бедных ему самому показывали; потом в награждение за все сие введет их в состояние радости вечныя, и даст им наслаждаться благими, яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша. Но напротив на грешников яростным воззрит лицем, назовет их неблагодарною тварию, ожесточенными и проклятыми, обличит их в неверствии и злобном окаменении, будет порицать в обидах и в немилосердии, которым они в лице безпомощных людей его самаго оскорбляли; потом в праведное наказание за все злодейства опровержет их от лица своего в мучительнейшее состояние, в место непрестающаго плача, скрежета зубов, в место кромешныя тьмы, в сожитие с демонами: за сим определением немедленное последует исполнение. Ибо небо и земля мимо идут, словеса же Божия не могут прейти. Как о блаженстве праведных, так и о наказании грешных особенно сказано будетЪ после. Когда сие страшное будет пришествие, то с. слово хотя в глубокой содержит сие тайне, и не объявляет нам именно сего времени, чтоб мы всегда готовы были; однако совсем тем открыты нам весьма ясные знаки, из которых узнать можем приближающийся или уже и наступающий день суда. Между многими знамениями, с. писание за главнейшее и не сомнительнейшее почитает быть то, когда видимо будет явное презрение веры и крайнее растление нравов. Оно объявляет, что в близкия к пришествию Христову времена умножится беззаконие, и иссякнет любы многих. Матф. гл. 24. ст. 12. вера будет презираема, да и сам Спаситель мира уничтожаем: ибо, по разсуждению Павлову, не приидет день Христов, аще не приидет отступление прежде, 2. Солун. гл. 2. ст. 3. А отступление сие он же сам полагает в отступлении от веры 2. Тим. гл. 4. Дух явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры: и что притом будет последнее нравов превращение, пренебрежение добродетели, а едино угождение склонностям плотским. Сие веждь, яко в последния дни настанут времена люта; будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, хульницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовны, непримирительны, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предатели, нагли, напыщени, сластолюбцы паче, нежели боголюбцы. Сии суть несомнительныя приметы пришествия Христова. Да и подлинно, когда исполнится мера беззаконий человеческих, что более делать останется, как токмо, чтоб правда Божия вступила в свое действие? чему ясным примером служат бывший потоп, раззорение Содома и Гоморра и истребление Амореев. Бытия гл. 15. ст. 16. Нам разсуждающим важное сие благочестия Христианскаго учение должно, по увещанию Павлову, поощрять себя взаимно к любви и добрым делам; и толико паче, елико видим приближающийся день судный. Евр. гл. 10. ст. 25.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.