§ 15. О преступлении Божия заповеди

§. 15.

О преступлении Божия заповеди.

Данную Богом Спасительную заповедь человек преступил; (а) а чрез то оное Богоподобное блаженство, в котором создан был, опроверг и погубил (в).

(а) Милосердаго Бога спасительная предосторожность желаемаго в человеке успеха не получила. Склонности телесныя преодолели силу разума; приятности ласкающия чувствам, опровергли здравое разсуждение; а красота и услаждение телесное предпочтено услаждению духовному и Божественному. Вот же каким образом смертоносное сие для человеческаго рода поражение случилось, как в том нас уверяет Божественное писание; Бытия гл. 3. Рай изобилующий всеми красотами имел в себе все то, что чувства человеческия поразить может. Но более всего прельщала человека красота и сладость того древа, которое и законом Божиим запрещено было и разумом не дозволяемо; ибо чрез то, как сказано, услаждение чувственное предпочтеноб было услаждению духовному, то есть, блаженному Божия заповеди исполнению. Ева, яко слабейшая, на сие прелестное, но пагубное предприятие покусилася первая; а наипаче когда искуситель (котораго с. слово дает нам знать под именем хитрейшаго змия, Бытия гл. 3. ст. 1.) хитростно протолковал ей, что не только из того не может произойти никаких опасных следствий, но напротив гораздо совершеннейшее получат состояние: будете яко Бози. Бытия гл. 3. ст. 5. Сие жены преступление было вредительным примером и для самаго Адама, которой со всеми своими превосходнейшими душевными дарованиями прелестям чувственным покорился. Сказано, что благополучие человеческое не иначе было бы ненарушимо, разве естьлиб разум всегда владычествовал в человеке; но вот свержен с своего престола сей верьховный правитель человеческих поступок; а вместо того воцарились склонности плотския, и зделали разум своим рабом и пленником. Такова страшнаго превращения следствия не могли быть, разве смертоносныя.

Следствия преступления.

(в) После как человек преслушал разум и преступил заповедь, из благополучнаго в горестное впал состояние. Ибо сила разума стала преодоленна и свет его потемнен; святость воли опорочена, спокойство души нарушено, отворилася страстям дверь всегда разуму противящимся; и человек сам сея внутренния войны плачевным зделался театром: вместе с страстями взошли пороки, а пороки причиною были различных напастей и болезней: болезни приводят тело в слабость, а скорби и напасти и со всем сокрушают. Так вот и последовала телесная смерть, которою Бог за преступление грозил. Но сия телесная смерть привлекала за собою жесточайшую смерть духовную, которая состоит в том, чтоб отверженну быть от Бога. Ибо союз, которым человек связан был с Богом, то есть, ничем не помраченная светлость разума и безпорочная воли святость, чрез оное же преступление разорван был. Такое состояние с. писание на разных местах называет состоянием падения, состоянием греха, плоти, нещастия, тьмы, неведения, рабства и состоянием смерти. При сем случае грехопадения человеческаго от Бога проклята и земля, Бытия гл. 3. ст. 17. то есть, подверженна стала нещастию: а нещастие сие состояло в том, что земля уже с того времени чрез леность и нерадение человеческое не могла украшаться таким изобилием, какое в создании своем получила; и что ея все впрочем добрыя вещи безразсудность или злость человеческая на зло употреблять станет.



Оглавление

Богослужения

23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.