ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ, БЛАГОВЕРНОМУ ГОСУДАРЮ, ЦЕСАРЕВИЧУ и ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ,
БЛАГОВЕРНОМУ ГОСУДАРЮ,

ЦЕСАРЕВИЧУ
и
ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ

ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ,

ПРЕСВЕТЛЕЙШЕМУ
НАСЛЕДНИКУ
и прочая, и прочая.

МИЛОСТИВЕЙШЕМУ ГОСУДАРЮ


ПРЕСВЕТЛЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ НАСЛЕДНИК,
БЛАГОВЕРНЫЙ ЦЕСАРЕВИЧ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ.

За благочестие и мудрость словом Божиим прославленный Израильский Царь в богодухновенной книге своей следующий предлагает вопрос: в чесом исправит юнейший путь свой?1 то есть, какое бы известное было средство, чтоб в самых младых летах твердое к достижению истиннаго блаженства положить основание, и тем предварить могущее и пагубное развращение нравов? На что устами его Дух святый сей дает ответ: внегда сохранити словеса твоя, Господи. Чем истинное Бога познание и управление своея жизни по правилу Его святых заповедей поставляется прямым к тому ведущим путем.

Сей спасительный вопрос ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО самым решили делом. Ибо Матерним попечением ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Всепресветлейшия и Благочестивейшия Самодержицы нашея, дражайшия ВАШЕГО ВЫСОЧЕСТВА РОДИТЕЛЬНИЦЫ, о истинной Вашей и общей пользе пекущияся, некоторое уже довольное ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО имели упражнение во всем том, что принадлежит до благочестия и таин Божиих, верою нам открываемых, с яснейшими знаками ВАШЕГО к дальнейшему познанию Божественныя истинны усердия. И как должно споспешествовать свободным, от благородной природы текущим, стремлениям, и горящий не угашать дух: то сие самое и есть причиною сего сочинения, которое я приношу ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ, яко малое благорастущему возрасту Вашему напоение.

Сочинение сие содержит в себе не иное, разве что уже ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО в мысли своей довольно изображенное имеете, а именно: ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО увидите в нем высокия оныя истинны о бытии Божии и безконечных Его совершенствах, и как то сие преблагое и премудрое Существо прекрасный мира сего состав произвело, украсило, связало, и сей союз неусыпным своим промыслом не токмо сохраняет ненарушимым, но и все в нем содержимыя вещи к своим надлежащим управляет концам. ВАШУ мысль осияют удивительнейшия Евангельския таинства, в которых открывается Божественное веры начало и основание, славное ея прохождение, чудный способ, которым все народы ею уловлены, и что онаж чрез наижесточайшия ко истреблению ея бывшия гонения более возрастала и возносила свою главу. Вы оком ума своего усмотрите, как то естественныя в познании Бога и спасения нашего недостатки и скудости Божественным дополнены откровением; как мыслей наших погрешительныя мнения словом Духа Святаго обличены и исправлены; также, каким образом падший человеческий род возставлен и увидел себя в первое возводима блаженство, увидел себя избавляема небесным посольством Божественнаго Ходатая таинствами преисполненным. При всем том Ваш разум просветится чистейшими Евангельскими нравоучениями с самым подробным испытанием добра и зла, добродетели и порока, и того, что от них происходит, с показанием притом и тех средств, с которыми можем мы получить победу над страстями и быть под владычеством добродетели. И как такое учение по основаниям разума и веры разсуждает о Боге и о надлежащем до благочестия: то по справедливости оно присвояет себе великолепное имя, Священныя Христианския Богословии.

Сколь же Божественныя сея науки знание есть полезно и нужно, как для всех обще людей, так наипаче для такой особы, какая есть Ваша, которую Бог от утробы матерни избрал, чтоб во время свое принять на себя бремя пространнейшия в свете Империи, и носить на земли Божий образ, то сие само чрез себя есть светлее сияния полуденнаго. Однако для большаго о истинне сей уверения сказать надобно, что Государю иметь свой разум просвещенный ведением закона и сердце утвержденно страхом Божиим необходимо есть нужно, во первых для самаго себя; второе для государства.

Для самаго себя. Как человек естественно клонится к блаженству, пристойному безсмертию души его; (ибо он есть достойнейший и вышший, нежели чтоб его видимыя сии текущия вещи удовольствовать могли) то не может он найти его в ином чем, как токмо в едином Боге, яко верьховном и совершеннейшем добре, доходя до Него истинным познанием, услаждаяся размышлением о Его совершенствах, уязвляяся любовию красоты Его и приближаяся чрез добродетель к подобию Его. Сия есть всякаго человека последняя мета и блаженный конец, для котораго создан он: сим же единственно услаждается оная горесть печалей, искушений, бед и скук, которыя опровождают жизнь сию.

Но кроме сего, как Государева особа обремененна есть неисчислимыми попечениями и затруднениями: то едина благочестием успокоенная совесть может ободрить его, проходить великую царствования должность, не разслабевать во многих трудах, не скучать в делах, не смущаться трудностями. Ободрение сие состоит в несомнительной надежде небеснаго за все то воздаяния. Ибо как Государь не имеет на земли вышшаго себя, следовательно ни от кого за великие подвиги свои награжден быть не может. В таком случае едина вера сильна ободрить его сердце известным упованием, что не останется он без достойнаго награждения. И потому содержай в руке своей царства земныя и оныя по воли своей управляяй Бог, Государям, которые были истинными благодетельныя десницы Его орудиями, некогда скажет: приидите подвижники Мои, приимите достойное воздаяние, и царство временное премените на вечное, венец на безсмертную славу, труды на покой, и всех тех благодеяний, которыя вы в лице Моем оказывали человеческому роду, насыщайтеся плодами. И сия есть от закона польза Государю для себя самаго.

Второе для государства. Государей воля есть непрекословный подданным закон. Но чтоб сия между человеками неограниченная воля не была употреблена во зло, вера ей свои священныя предписывает правила, и Государя, неподверженнаго законам человеческим, подвергает закону Божиему, который содержит его внутрь праведных пределов, и стремление неполезных прихотей удерживает. В разсуждении сего все государевы законы почитаются за святыя и Божественныя не иначе, разве, поелику они с Божиею сходны волею, и суть некоторым вечныя истинны изображением. И для того верьховный твари Правитель повелевает Государю, егда садится на престоле власти своея, принимать в руки свои священную закона Его книгу, да чтет ю во вся дни жития своего, да научится боятися Господа своего и хранити вся заповеди Его.

При сем и то известно, что общество, какоеб оно ни было, (а особенно разумею здесь православное) не имеет твердейшаго и дражайшаго союза, паче закона и Богопочтения, и не можно иным чем обязать человеческую совесть ко исполнению добра и ко убежанию зла, разве токмо законом того, котораго признает она за испытующаго сердца и утробы. Почему Государю, промышляющему о своем и государства своего благополучии, всевозможное прилагать надобно старание, чтоб подданные его обучаемы были закону Божиему, вдыхать им любовь к благочестию, обуздовать их стремления Божиим страхом, и ко всякому добру руководствовать, употребив силу закона в предводителя. Я говорю здесь о законе Христианском Евангельском, котораго нравоучения столь чисты, заповеди столь сильны, что нет такого сердца, котороеб ими не подвижено было ко всякой честности.

Но чтоб все сие в сердцах было действительно; потребно, дабы Государь сам служил живым тому примером и светлым зерцалом, в котором бы они всегда усмотреть могли оный дух благочестия к подражанию своему. Пример доброй или худой верьховнаго Начальника, есть самое сильное к добру или злу руководство. Почему нет приятнее, нет радостнее для подданных, как видеть своего Государя благочестивым, видеть того, который есть вышший смертных всех, унижающа себя пред Богом и подвергающагося Божественным Его законам. Они Его почитают данным в благодетельство от щедроты небес, благоговеют к священному Его лицу, и чувствительною питают себя надеждою, чтоб не разлучиться с Ним и в самой вечности.

Весьма бы увеличилось сие наше разсуждение, ежелиб приводить примеры Государей как тех, которые жительствуя с благочестием, прославили себя истинною славою, и государства свои зделали цветущими: так и тех, которые истребив из души своей страх Божий, и ослабив узду непристойных склонностей, оставили и свое имя всем векам в омерзении, и цветущих государств страшнаго падения печальною были причиною. Я сие оставляю. Ибо ВАШЕМУ ВЫСОЧЕСТВУ, яко в Истории с прилежанием упражняющемуся, все то не может быть не известно. Одно токмо к показанию, сколь нужно есть знание закона, прибавить надобно, что самая Христова церковь, преславное оное кровию Сына Божия искупленное общество на которое всегда бдит недремлющее Божественное око, самая, говорю, церковь некоторым образом вручает себя великих Государей покровительству; чего как ничто не может быть славнее, так нет беднее, драгоценнаго сего залога не сохранить непорочно.

Сии и подобныя разсуждения знаю, сколь в Вашем сердце действительны. ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО имеете к тому великие примеры в лице пресветлейших Ваших Предков, Государей Всероссийских; а особливо в лице Великаго ПЕТРА, дражайшаго Прадеда ВАШЕГО, которые по себе сумнение оставили, благочестием ли более, или мужеством, мужеством ли более вне отечества, или мудрым внутрь отечества правлением безсмертную себе приобрели память. Вы Сын Премудрыя Государыни, в лице которыя, яко в чистом зерцале, сияет весь лик добродетелей к благополучию России и к подражанию ВАШЕМУ Вы воспитаны на благочестивых руках блаженныя ЕЛИСАВЕТЫ, которая будущими о ВАС надеждами наичувствительнейше увеселялась. Они все приветствуя ВАС, говорят: Ты Отрасль наша златая! Ты надежда России сладчайшая! когда десница Вышняго венцем увенчает главу ТВОЮ: желания наши исполни, славу умножь, благополучие продолжи, и докажи благородство крове пресветлейшаго Всероссийскаго Дома.

Мы не сумнимся, что всего сего радостное на ВАШЕМ ВЫСОЧЕСТВЕ увидим событие. ВАШИ высокия дарования то нам обещают. Памятно мне и всякаго приятия достойно оное ВАШЕГО ВЫСОЧЕСТВА слово, которое при чтении Евангельских слов: не начинайте глаголати в себе, отца имамы Авраама, и при разсуждении, что напрасно Иудеи величались именем великаго онаго своего Праотца, не подражая вере и делам его, изволили сказать: Так, как, де, я напрасно бы хвалился, что от Великаго ПЕТРА произошел, ежели бы не хотел подражать делам его. Чтоб такия и подобныя ВАШЕГО ВЫСОЧЕСТВА добрыя склонности с возрастом ВАШИМ возрастали, церковь Божия приклонив колена сердца своего, пред олтарем благоутробия Его молит и молить не престанет.

Я за особенное благаго о себе промысла Божия действие почитаю, что имею счастие ко услугам ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА посвятить сочинение сие, которое по возможности моей старался ясным написать порядком, утверждаяся на несомнительном Божием слове, и приводя к вспомоществованию тогож изъяснения здраваго разума. И хотя подлинно в сокращенной сей Богословии не есть разсуждение столь пространное, сколькоб требовала так высокая материя, но то может изъустно умножено быть; а притом благодать Божия, недостатки наши исполняющая, будет содействовать ВАШЕМУ любомудрому духу. Почему молитвы мои проливаю к источнику всех благ Богу, да почиет на Вас Дух Его, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, да исполнит ВАС Дух страха Божия.

ПРЕСВЕТЛЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ НАСЛЕДНИК.

ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА.

Всенижайший и всеусерднейший богомолец
ИЕРОМОНАХ ПЛАТОН.


1 Псал. гл. 118. ст. 9.



Оглавление

Богослужения

24 апреля 2024 г. (11 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.