На освящение храма

VI.
ПОУЧИТЕЛЬНЫЯ СЛОВА,

которыя
в царствующем граде Москве
и в других местах
СКАЗЫВАНЫ
по напечатании
ПЯТАГО ТОМА.

 

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА.

Хотя по существу своему иное есть церковь, иное храм: но при всем том они суть не раздельны. Церковь есть собор истинных Христиан: храм есть место, где истинные Христиане свое отправляют пред Богом служение. Церковь есть невеста Христова: храм есть чертог, где совершается духовное непорочных душ со Христом обручение. Церковь есть угодное Господеви приношение: храм есть жертвенник, на коем сия приятная возносится жертва. Церковь есть светильник светом Богоугодных дел светящий и горящий: храм есть свещник, на коем сей светильник поставленный освещает всех. Церковь есть благовонное миро: храм есть священный ковчег сие миро в себе содержащий. Церковь сама собою есть невидима; ибо вера и благия дела истинных христиан сокровенны от нас, а открыты токмо очам Божиим: храм открывает оную. Ибо когда видим на месте сем угодное Богу совершающих служение: то некоторым образом видим открываемыя их души и изливающих сердца свои пред Господем.

Почему творя мы освящение храма сего, можем сказать, что творим освящение самыя церкве Божия; не для того, акиб она освящения требовала: церковь, по Апостолу, есть свята и непорочна,1 яко уже освященная кровию Христовою: но тем не меньше мы сего освящения требуем. Ибо хотя благодать Божия удостоивает нас быть членами церкве Христовы; но при всем том членами ежечасным слабостям и поползновениям подверженными. А по тому когда освящаем мы храм: не столь освящаем место сие; ибо оно само по себе ни какого порока и скверны не причастно; но паче освящаем самих себя, или по крайней мере при сем важном случае освятить себя старатися должны.

Когда убо созидаем мы храм; не можем лучше утвердить его основание, как естьли оной укрепим благочестием: когда оной украшаем; не можем лучшее придать ему сияние, как благоговейным нашим в нем служением.

Можем, да и должны мы и видимым украшать его благолепием, яко-то златом, сребром, и прочими драгими утварями. Ибо все сие есть и творение и дар живущаго во храмах Творца всяческих. Куда убо пристойнее сии Его дары употребить можем, как не на украшение того места, где Он сам невидимо присутствует? Таковое украшение приемлется не просто за украшение одно, но за некоторую жертву и приношение, вопиющим нам с церковию ко Господу: Твоя от твоих тебе приносяще.

Какой бы должен объять нас стыд, и сколькоб изобличало сие неблагодарность нашу, естьлиб мы златом и камением убирали свои одежды, строилиб великолепныя для себя здания, позлащали бы колесницы, издерживалиб имение на излишнюю и тленную пищу, на дорогие напитки; а пренебрегалиб оныя посвящать на украшение святаго жилища Его! Давид, когда восхотел создать храм Богу Вышнему; побуждением к тому имел сие благочестивое разсуждение: стыдно мне, сказал он к Пророку, что я живу в дому кедровом; а кивот Господень стоит в скинии.2 Можем и мы сказать с сим благочестивым Царем; стыдноб нам было, естьлиб мы жили в дому великолепном, а храм Божий состоял бы из беднаго здания: мыб носили одежды златыя; а ризы при служении святейшем были бы простыя: стены дома богатыми обоями былиб убраны; а стены храма сажею и пылию очерненны: колесницы были бы позлащенны; а жертвенник приношения прикрыт рубищем: сосуды для роскоши невоздержания златые и сребреные; а сосуды для Божественных таин оловянные. Как! мы будем жить в дому кедровом, а кивот Господень стоять будет в скинии? Сие будет знаком, что мы думаем только о себе, а не о Боге: употребляем дары, но не помышляем о даровавшем нам оные; да прямо и о самих себе не думаем. Ибо естьлиб мы размышляли о самих себе; моглиб видеть, от кого сии дары получили, и изъявлялиб свою благодетелю благодарность: а напротив даем о себе заключать, что как бы все мы от себя имеем, и ни какого в том никому отчета дать не должны. Благодарный раб не может столь забыть верьховнаго всех вещей раздаятеля, или паче забыть самаго себя, что он есть, что имеет, от кого и на что?

Но мы, де, данное от Бога имение можем употребить еще на угоднейшее ему. На что? На благодетельство другим, на снабдение более одушевленных храмов, нежели на одно украшение стен ничего не чувствующих. Подлинно сие разсуждение есть основательное, естьли оно от добраго намерения происходит. Когда раскаявающаяся грешница драгоценным миром помазывала нозе Господа Иисуса; тогда Иуда злочестивый завистию подстрекаемый сказал: Почто гибель сия бысть?3 Могло продано быть сие миро великою ценою, и тем снабдены быть нищие. Но сие сказано, по свидетельству Евангелия, не для того, яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.4 По чему и заслужил он от праведнаго Судии сие кроткое изобличение: нищия всегда имате с собою; мене же не всегда имате.5

Можем и мы таковым сказать: всегда имеете случай благодетельствовать другим; но ищите притом всегда случая, оказать и благочестие свое. Не можете вы другим благодетельствовать, когда не имеете благодарнаго чувствия к давшему вам дары сии. Начните прежде узнавать законодателя, да возможете поступать по закону Его. Не может тот щедр быть к другим, который скуп в самом деле с Богом.

Когда Македонский Александр, быв в младости, приносил жертву, и целою горстию на жертвенник сыпал фимиам; дядька его, будучи скуп, ему сказал: по меньше клади: ты Аравии, где фимиам родится, еще не завоевал. Возрас Александр, и по многих победах Аравию завоевав, прислал дядьке своему несколько сот возов ладону, написав ему: не будь скуп, где дело идет до Богопочтения. Сей пример есть достопамятен. Любить должны мы ближняго для того, что Бог нам то предписал, и для любви Его к нам: но когда сего последняго не будет, то и перваго.

Да и храм когда украшается, украшается какое место? То, где обучают любить ближняго и благодетельствовать. По чему, чем более о сем месте мы печемся, тем более показываем, что нам любезна и преподаваемая в нем наука добродетели; а по тому и сама добродетель.

Однако при всем том да почитаем наилучшим храмов Божиих украшением благочестивое житие. Оно блистает паче злата и сребра и камений драгих. Да и крайнеб было постыдно, естьлиб стены, древо и камень, столь были украшенны пред Господем, а мыб были помраченны и безобразны. Сия красота увещавает тебя, христианин! да тако украшен представиши Господеви Твоему внутренний храм свой: да тако увеселяет он очи Божии, якоже сие благолепие увеселяет очи наши. Тогда будет прямо сей храм украшен, освящен и прославлен.

Ты же Боже! приими Твоя от твоих Тебе приносящих. Ведаем, яко благих наших не требуеши: но мы нужду находим в Твоем благословении. Низпосли оное на место сие. Да уверит оно нас в надежде принятым быти нам во храм Твой вечный нерукотворенный на небесех, аминь.

Говорено в Святотроицкой Сергиевой Лавре в трапезной церкви, при возобновлении оныя, 1780 года, Июля 4 дня.



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.