Вниде Иисус в весь некую, жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой.1 Мы днесь не в весь некую взошед, но обходя стогны знаменитаго града сего, и нося в руках чудотворныя и спасительныя знамения, недостойными молитвами своими Вышняго благословение на оный испрашивали.
Так нам благочестиво творящим, се не Марфа некая, но благословенная в женах, благодатная Мариа, прият нас в дом свой: прият, и учреждает различными чудес своих благодеяниями, и многомощным своим к Богу ходатайством. Что учреждения сего славнее, что великолепнее? Марфа угощала Спасителя: и хотя угощение то происходило от добраго сердца: но как оно состояло в одном угощении телесном: то ничего в себе не содержало, кроме тления: Мариа сестра ея таковых услуг не представляла небесному Учителю: а напротив сама от него сладчайшею слова Божия пищею была угощаема: однако сие самое вменил Он за наилучшее угощение свое.
Марфа означает человека о житейских выгодах заботящагося: Мариа есть образом всех о душевном спасении более прилежащих. Одно другаго превосходнее: однако и то и другое в своем роде есть нужно. Не льзя опорочить людей о пропитании своем промышляющих; но не льзя похвалить, когда они о сем единственно думают. Марфа не похвалена, не для того, чтоб ея старание было порочно: но что излишнею и не благовременною занимала себя заботою: Марфо Марфо! печешися и молвиши о мнозе:2 то есть, суетишися, и заботишися со излишеством. А Мариа похвалена не за то, чтоб ей все житейское оставить попечение: но что умела избирать время, то есть, когда небесный Проповедник открыл источник своего учения, она не за приуготовлением пищи побежала: но взяв почерпало веры, оным из источника жизни напоевала свою жаждущую душу. Мариа же благую часть избра.3 Разсуждение Спасителево было и есть, что и то и другое оставлять не надобно: однако одно другому должно предпочитать.
Когда Бог сотворил человека, в тоже самое время насадил и рай во Едеме на востоке, и ввел человека в рай сладости, делати его и хранити,4 то есть, обработывать его, и трудитися в нем. По общему всех священных толкователей мнению рай разумеется быть двоякой: один чувственной, другой мысленной. В чувственном раю была плодоносная земля, произрастали различнаго рода древа, цветы, зелия: протекали обильные источники. Вот материя к труду, к снисканию пропитания, и к занятию сил телесных во упражнении, а чрез то к предохранению от леностнаго разслабления: следовательно и к сохранению здравия. Рай мысленный составляют различныя истинны и ума просвещения. В нем процветают, яко прекраснейшие цветы, различныя науки, знания, изследования, испытания откровения, Богомыслия. Вот материя и к душевному труду, чтоб снискать просвещение, а чрез то устроить благонравие, и сохранить образ Божий в первородной его красоте, и введе Бог человека в рай сладости, делати его:5 обработывать его, и трудитися в нем: да и насадил, приметно говорит писание: и насади Бог рай на востоце,6 где восходит солнце. Ибо по Псаломнику, при самом восходе солнечном, должен исходить человек на дело свое и на делание свое до вечера.7
Человече заботливый, и ищущий выгод телесных! Рай для тебя насажден на земли. Едем Божий везде для тебя открыт. Нет места, гдеб человек усильным трудом своим не мог себе обрести сокровища. Тщание и прилежание человеческое самыя безплодныя места обращает в плодоносныя. Делай в сем богонасажденном раю по заповеди Его: оралом труда твоего умягчай землю: недра ея наполняй семенами: найдеши ее к себе благодарною: воздаст она тебе не токмо посеянное, но и наградит труд твой множайшею лихвою: насаждай виноград, разумножай древа, очищай и напоевай зелия, да насытишися плодами их во благословении: упражняйся в каком либо ремесле, или торговле, и снискивай нужное пропитание дому твоему, и благодатной семье твоей. Праведная и милостивая определила судьба в поте лица твоего снискивать тебе хлеб свой. Сия есть участь детей Адамовых. Иди ко мравию, о лениве! и поревнуй видев пути его, и буди онаго мудрейший:8 или иди ко пчеле, и увеждь, коликая художница есть. Аще ленив будеши, найдет тебе яко злый спутник, убожество: скудость же прибежит, аки проворный течец: аще же не будеши ленив, приидет яко источник жатва твоя: скудость же аки слабосильный течец от тебе отбежит.9 Приобретай корысть правдою и трудом, она есть благословенна: умей только ее употреблять со благоразумием.
Человече, духовныя ищущий пользы! Бог насадил для тебя и мысленный рай: обработывай оный душевных сил твоих напряжением: упражняйся в науках, просвещай мысль знаниями: испытуй тайны естества: измеряй пространство земли, исчисляй течения светил: прилежи к чтению полезных книг: иногда же рука твоя собранныя истинны да начертавает на хартии к наставлению твоему и будущим родам: углубляй разум твой в богомыслии, очищай и укрепляй душу твою молитвами; поспешай в сии храмы священные; возжигай в них жертву благодарности твоея: седи с Мариею при ногу Иисусову, соси премудрость, и будеши великий купец, приобретаяй сокровища, паче злата и топазия. Сей есть долг чад премудрости вышния: сей есть жребий сосудов избранных.
Но при таковом упражнении телесных и душевных сил надобно примечать следующее первое: что не надлежит презирать одному другаго, и в своем упражнении одному пред другим возноситися. Углубленный в высоких размышлениях, не пренебрегай работающаго руками землю: и вперивый разум свой в богомыслии, не уничижи склонившаго свою выю и мышцы на ремесло. Так же и телесными трудами снискивающий себе пропитание, почти просвещающаго разум свой науками, и с радостию похвали, молитвами углубленнаго в Бозе. Всяк делает Господеви своему! и телесный пот, трудом излиянный, есть достохвален, и душевное истощание есть спасительно. Всяк отправляет урок от верховнаго Владыки по его силе и склонности назначенный. Нет ничего в сем случае безчестнаго, кроме лености. Она разслабляет и телесныя и душевныя силы, и органы от Бога настроенные разрушает.
Второе, надобно, сколько состояние и дарование всякаго дозволит, стараться, чтоб одно с другим соединять. В мысленном просвещении упражняющемуся не должно совсем пренебрегать и телесные труды: а руками работающий должен по возможности пещися о просвещении и о благонравии. Молитву поддерживай трудом, и при мысленном размышлении не попусти и телесному составу остаться в недействии и разслаблении. Мысль наша скоролетна, и удобно разсевается: а по тому легко в разныя может впасть заблуждения. Не сильна она снести долговременнаго напряжения. Тотчас отсюду родятся задумчивость, суетныя мудрования, о вещах безсумнительных сумнения, разныя привидения и суеверства, в принятом единожды, и долговременно питаемом мнении упрямство, а противу тех, кои бы оному воспротивились, жестокость и гонение.
По нещастию слабости нашей нет и добра, из которагоб не вышло злоупотребления, естьли оно не с благоразумием, и не в настоящей умеренности будет употребляемо. И для того в предосторожность таковых следствий подвиг разума растворяй иногда и телесным трудом. Изливая душу свою в молитвах пред Богом, приноси Ему в жертву и телесных сил упражнение. Сим средством предостерегай мысль твою от искушения, дабы она летая неограниченно не отяготила себя унынием, и не преткнулася бы о камень заблуждения. Мысль единственно в размышлении упражняющаяся очень близка к праздности, и нет столь сильной для искушений преграды, как естьли очи и руки и мышцы, и все тело трудом к единой вещи пригвождены.
Но кольми паче работающему телесно не надлежит пренебрегать упражнения духовнаго. Сам верховный вещей Распорядитель и особливый к тому день назначил: Шесть дней делай: а седьмый день Господу Богу твоему.10 Пещися о плоти, а пренебрегать пользу души, есть не разуметь превосходства души своея. Без сего труд твой не будет достохвальной труд, но излишняя забота, истощающая плоть, оскорбляющая дух: без сего не можеши прямо почтен быти человек: но животное безсловесное единому чреву работающее. Желания наши безпредельны: но они разсуждением должны быть управляемы, дабы были сразмерны с нуждами нашими. Когда же и то и другое соединится: богомыслие и просвещение будет подкрепляемо трудом, а труд богомыслием и просвещением: в сем-то будет средина совершенства, и несумнительный путь к блаженству.
Третие, работающий и телесно и духовно, должен знать конец, к чему свое дело управлять. Телесно работающий, сей должен предлагать себе конец, чтоб помочь нуждам своим и ближнему: а не для роскоши, не для мотовства, не для насыщения одного ненасытнаго сребролюбия и скупости. Нет беднее человека, который снисканным добром пользоватися не может, и мучит себя только тщетным онаго збережением. Духовно же трудящийся к сей единственно да стремится мете, чтоб себя просветить и других, чтоб устроить нравы, и доставить себе спокойствие и другим, чтоб должность благопоспешно проходить с своею и общею пользою.
Естьли так все дела свои управлять будем, докажем, что мы не только понимаем человека, но и к чему создан он: докажем, что мы не только понимаем, что есть христианин, но и к чему стремиться должен он. К благопоспешному же в сем течении прохождению призовем в помощь преблагословенную Деву Марию, да ходатайством ея, руководством же Божиим, достигнем блаженныя кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны и мирны. Аминь.
Сказывано в Стретенском монастыре, Июниа 23 дня 1779 года.
20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра