На день святаго Алексея Митрополита

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТАГО АЛЕКСЕЯ МИТРОПОЛИТА.

И весь народ искаше прикасатися
Ему, яко сила от Него исхождаше
и исцеляше вся.

Лук. гл. 6. ст. 19.

Когда взираю я на сие стекшееся благочестивых христиан собрание, дабы почтить память празднуемаго нами Святителя, и духовную от священныя его раки почерпнуть себе пользу: тогда могу те же самыя слова, которыя Евангелие приписало Господу Иисусу, возгласить и о вас: и весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше и исцеляше вся. Подлинно Посланник небесный был Сын Божий: но что празднуемый нами толико превознесен, хотя сын человечь есть; не дивитеся сему. Ибо самого Сына Божия есть сие слово: аминь,аминь, глаголю вам: веруяй в мя, дела, яже аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит.1 Да и самым делом многих таковою чудотворною силою Бог прославить благоволил. Одна тень Петрова творила цельбы, и все искали, да преходящу Петру хотя бы токмо его тень прикоснулася.2 Одни убрусцы главы Павловой другим избавление приносили.3 Почему не тщетна и ваша вера, возбудившая вас прибегнуть ко гробу сему. Воззрение на гробы других причиняет только одну печаль и скорбь: а взирая на сей гроб, мы утешение и святыню получаем. А какая есть та сила, которая прикосновением к праведнику исходит из него, и исцеляет всех, сие разсмотрим настоящею беседою.

Исцеления от болезней телесных, кои мы получаем от Бога и угодников Его, хотя должны почитаемы быть великим Божеским благодеянием; и мы быв различным болезням подвержены, и никакова от оных не находя средства ко избавлению, всею верою того ищем, и дальния иногда к прославленным от Бога чудесами местам предприемлем путешествия: но когда столь тщательны мы о исцелении телесных недугов, а в то же время, быв здравы, мало помышляем о уврачевании болезней душевных; то едва ли похвалены быть заслуживаем; едва ли вера наша некоторому сумнению не подвергает себя. Ибо в таком случае, где мы и к Богу прибегаем, сие видно пристрастие, что мы более о благосостоянии тела, нежели души печемся. А чрез то иногда прошения наши и о исцелении телесных болезней не бывают приемлемы: поелику приходим с душею, ранами греховными исполненною, и сего состояния своего не только не исправляем, но иногда и не усматриваем.

Притом болезни телесныя служат иногда и к пользе нашей, и к приведению нас в чувство, ко оставлению любострастнаго жития и ко усмирению вознесеннаго духа; а иногда к большему и самаго телеснаго состава укреплению: но душевныя болезни ничего, кроме вреднаго, в себе не заключают. Почему гласа нашего, о исцелении болезней тела вопиющаго, иногда праведный Бог не слушает: (а моления о исцелении душевных болезней всегда Ему приятны:) поелику ведает Он, что они составляют прямое нещастие наше. И для того Спаситель исцеляя больных, всегда почти прилагал: отпущаются тебе греси твои.4 Ибо ведал Он, что естьли внутренняя болезнь прежде не излечится: и телесная болезнь совершенно не будет исцелена; поелику корень болезни всегда останется не исторгнут.

Почему, ища мы болезней телесных исцеления, паче душевных искать должны, и не погрешаем ли в сем, прилежно разсматривать самих себя обязаны. Когда, например, многое излияние дожжа, или засуха грозит нам скудостию собрания хлеба, и опасностию для пропитания нашего; обыкли мы требовать, дабы принести Богу мольбы, и церковное совершить с крестохождением последование: сие дело есть благочестивое; ибо к кому же в нуждах наших прибегать, как не ко Отцу всех тварей, который отверзает щедрую руку свою, и исполняет всяко животно благоволения?5 Но в то же самое время, когда оскудевает у нас пища слова Божия; когда нравы развращаются, и души гладом истаевают: о том мы не столь радетельны, чтоб прибегать к Богу, и всенародными молебствиями умолять Его благоутробие, дабы отвратил праведный гнев свой.

Бог во всякое время и на всяком месте открывая праведных и святых мужей, одаряет их не токмо силою исцелять болезни телесныя, но паче оною великою силою чтоб исцелять болезни душевныя.

Праведник вопервых силен есть словом. Мысль его, будучи просвещенна свыше, ясно понимает, что есть истинна? а по сему правилу и сам жительствует, и других по тому же руководствует. Наставлениями своими отводит от зла и приводит к добру. Одного, например, Павла проповедь колико не людей, но народов отвела от заблуждения и развратности, и привела на путь правый! Следовательно, сколькоб тем людей осталось в нещастии, естьлиб сего одного праведника на земле не было! Да мы и сами не редко одним словом честнаго и благоразумнаго человека столь пользуемся; что оное во всю жизнь памятуем, и содержим себе за правило.

Праведник силен есть советом. Многие стречаются не удобь-решимые в совести случаи; которые нас не только безпокоят, но приводят и в недоумение. В таком положении праведнаго совет выводит нас из затруднения. Мария Египетская может быть до конца пребыла бы в прежнем своем распустном житии; естьлиб не пал на сердце ея благоразумный праведнаго старца Зосимы совет. Давид, по содеянии сугубаго греха, прелюбодеяния и убийства, едвали бы так скоро пришел в чувство раскаяния; естьлиб мудрым Пророка Нафана, яко о ином лице, предложением, изобличен и тронут не был.

Праведник силен есть утешением: ибо он сострадателен. Лучше почитает итти в дом плачущих, нежели веселящихся: а в не щастии и в болезни к стати сказанное слово есть действительнее всякаго пластыря. Моника, блаженнаго Августина мать, неутешно плакала о заблуждении, в коем тогда находился ея сын. Прибегла она к благочестивому Епископу Симплициану, прося помощи. Он, видя ее горько плачущую, сказал: не льзя, чтоб Бог презрел толикия слезы; не льзя, чтоб сын толиких слез погиб. Болезненная мать столь сим словом утешилась, что благую о сыне получила надежду; что скоро Бог и самым делом утвердить благоволил. Не в злоключениях же токмо душевных, но и в телесных недугах благоразумное слово великую приносит отраду. И по тому всякое наставление в деяниях Апостольских называется словом утешения.6

Праведник силен есть делом. Слово его действительно к научению; а дело и паче того. Добрый честнаго поведения пример есть одушевленное и всегда поучающее слово. Он, молча, учит всех во всякое время и на всяком месте. Он есть благоуханное миро, которое везде свое изливает благовоние. Как не льзя между худыми не повредиться: так не льзя между добрыми не исправиться. Со избранным избран будеши; а со строптивым развратишися.7

Праведник есть силен благодетельством. Он почитает за долг свой, помогать ближнему в нуждах его. В бедности по возможности снабжает, слепому покажет путь, падшаго возставит, ссорящихся примирит, дерущихся разведет, сироту призрит, беззаступнаго заступит, неповиннаго защитит столько, сколько от Бога имеет дарования и возможности. Праведник весь день милует, и взаим дает.8

Праведник силен есть молитвами. Огнь веры на жертвеннике сердца его никогда не угасает. За всех пред Богом ходатайствует. Много же может молитва праведнаго споспешествуема.9 Некогда гнев Божий поражал Израиля, и Ангел изсекал полки их. Простерл руки к Богу Моисей, и преста сечь.10 Мы из слова Божия слышим, что Бог иногда целому граду, в развращение пришедшему, не попускает погибнути, для некотораго числа в нем праведников.11

Сии-то суть чудеса, которыя праведник Божиим благоволением всегда производит: и сии чудеса нужнее и славнее самого исцеления хромых, слепых, сухих и прочих недужных. Сия-то есть оная сила, которая исходит из праведника и исцеляет всех, когда верою прикасаемся ему. Веруяй в мя, дела, яже аз творю, сотворит, и больша сих сотворит.12 Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев.13 И потому всегда к ним прибегать надлежит, и молитвами прикасатися им, яко да исходящая из них сила уврачует нас.

Таков был празднуемый нами праведник, Святитель Божий Алексей. Сугубою благодатию одарил его Бог, исцелять болезни телесныя и душевныя. Сия сила и смертию его не истощилась. Благия его жизни пример остался безсмертен. Он есть всегда для нас не оскудевающим источником благодати. Священный же его гроб есть духовная врачебница, содержащая всякия врачевства благопотребныя.

Тако почитая праведника, и притекая к нему верою, и сами сея великия славы достигать да потщимся: дабы не токмо получать благодать, но и самим довольным быть, преподавать оную и другим. Ибо все праведники были люди нам подобострастные: однако усилием своим превозмогли все пристрастия, и стали во плоти Ангелами.

Ты же, Святителю Божий! непрестани помогати нам ходатайством своим. Мы и доселе почитаем тя пастырем своим. Не забуди убо овец своих, и жезлом добродетели твоея направляй на всякое дело благое, да возможем вкупе с тобою предстати и верьховному Пастыреначальнику. Аминь.

Сказывано в Москве, в Чудове монастыре, 1780 года, Маия 20 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.