Была древняя пасха: возсияла нам и новая. Дети ветхаго завета праздновали оную: Чада новыя благодати сию торжествуют, Богу лучше что о нас предзревшу. Мрак закона имел свои таинства: но при свете Евангелия откровенным лицем мы на оныя взираем. Там была тень: здесь тело. Там было прообразование: здесь самая вещь. Там было пророчество: здесь событие. Там блистала денница: здесь возсияло солнце в полном своем течении. Нощь убо прейде, а день приближися.1 Сие видеть мы можем из сего священныя пасхи празднования, когда оную сравним с пасхою Иудейскою.
Пасха значит прехождение, по причине той, что народ Израильский прешел чермное море из Египта в землю обетованную. И у нас означает она так же прехождение; да не из Египта в обетованную землю, но от смерти к жизни, и от земли к небеси.
Египет для Израильтян был, по словам писания, пещию железною.2 В нем отягощены они были всякими несносными работами: почиталися невольниками осужденными нести тягость и оскорбление. Для нас Египет был рабское состояние греха. В нем стонали мы под тяжким его игом; и гнев Божий, яко гром и молния, поражал человека порочнаго.
В Египет Израильтяне преселиться принуждены были гладом. Нещастлив, кто для пропитания своего принужден терять вольность дражайшую! Мы так же сошли в низкое состояние страстей, что оскудела у нас пища божественная. Животворная жила, коею протекала к нам чистейшая струя благодати, изсохла, и мы принуждены питаться тернием греховным, и горькими волчцами страстей безместных.
Израильтяне, во Египте отягощенные работою, не получали малейшаго времени, чтоб облегчить свой дух приношением жертвы Господеви. Сугубое нещастие, когда при порабощении тела связан и дух. Мы так же мучительством греха были не допускаемы, чтоб когда-либо мысль обратить к небесам, и оттуду получить облегчение бремени своего.
В Египте гордый и безбожный фараон утешался порабощением свободных людей, и не токмо им, но и самому покровителю их, ругался неистовым образом. Кто есть Бог Израилев, да отпущу их?3 В нашем состоянии суетою и гордостию исполненный мир, ниже узнавал нещастия своего: но и бытие Вышняго, нечестием и неверием дерзновенно отвергал.
Во Египте Бог склонившись милосердием своим на вопль и воздыхания страждущих людей, и воспомянув обещания, данныя собою избранному Праотцу их, определил извести их оттуду рукою сильною и мышцею высокою. Наконец и наше отчаянное состояние тронуло безконечное человеколюбие. Вышний в совете своем положил, подать нам руку помощи способом, Его же славе и мудрости удивилися бы небо и земля.
Во Египте умученному народу послан Моисей, муж исполненный мудрости и ревности. К нашему избавлению послан Моисеев Господь, Божия сила и Божия премудрость, довольный к сокрушению адских врат, содержавших нас в заключении. Моисей действовал чудотворным жезлом: поражал оным фараона, преобращал стихии, помрачал солнце разделял воды. Новый Моисей большия нам открыл чудеса силою и действием креста своего. Разрушил ада власть: истребил грех, умертвил смерть, уничтожил клятву, и исходатайствовал благословение вечное.
Израиль из тлетворнаго Египта изшел по открывшемуся морю стопами не мокрыми, в предшествии огненнаго столпа и облака. Мы в пристанище спасения достигли путем крещения, в предводительстве и осенении Духа Святаго.
Избавленный Израиль в восторге не описанныя радости при гласе кимвал и тимпанов, воспел пред Господем: Поим Господеви: славно бо прославися.4
Воспой и ты, новый Израиль! святая христианская церковь! Воспой во гласе радования и веселия, в шуме празднующих. Сие есть настоящее торжество твое: славно бо прославися.
Погасла Египетская железная пещь: яко неси уже раб, но сын.5 Новый Иосиф отвратил глад, и насытил тебя манною небесною. Никто не препятствует тебе праздновать праздник Господеви твоему: а паче вся споспешествуют во благое. Мысленный фараон поглощен водами преисподними, и мучительный его бичь растерзан. Воздыхания твои пременились на радость, и болезненный вопль в веселыя восклицания. Новый Моисей руководствует тебя в землю обетованную, и жезлом креста открывает тебе путь в незаходимая. Волнения и бури утихли, и отвсюду веет дыхание благоприятное. Море виде и побеже. Огненный Божия любви столп тебе предшествует, и облак благодати тебя покровительствует. Воскресе Христос: и вся радости и славы суть преисполненна. Нет на земли радости сея превосходнее: остается только желать, и живою верою искать, да удостоимся праздновать и оную пасху, которая совершается в невечернем дни царствия Христова. Аминь.
Сказывано в Москве, в Успенском соборе, 1780 года Апреля 19 дня.
27 апреля 2024 г. (14 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра