В день святыя Пасхи

СЛОВО

В ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ.

Была древняя пасха: возсияла нам и новая. Дети ветхаго завета праздновали оную: Чада новыя благодати сию торжествуют, Богу лучше что о нас предзревшу. Мрак закона имел свои таинства: но при свете Евангелия откровенным лицем мы на оныя взираем. Там была тень: здесь тело. Там было прообразование: здесь самая вещь. Там было пророчество: здесь событие. Там блистала денница: здесь возсияло солнце в полном своем течении. Нощь убо прейде, а день приближися.1 Сие видеть мы можем из сего священныя пасхи празднования, когда оную сравним с пасхою Иудейскою.

Пасха значит прехождение, по причине той, что народ Израильский прешел чермное море из Египта в землю обетованную. И у нас означает она так же прехождение; да не из Египта в обетованную землю, но от смерти к жизни, и от земли к небеси.

Египет для Израильтян был, по словам писания, пещию железною.2 В нем отягощены они были всякими несносными работами: почиталися невольниками осужденными нести тягость и оскорбление. Для нас Египет был рабское состояние греха. В нем стонали мы под тяжким его игом; и гнев Божий, яко гром и молния, поражал человека порочнаго.

В Египет Израильтяне преселиться принуждены были гладом. Нещастлив, кто для пропитания своего принужден терять вольность дражайшую! Мы так же сошли в низкое состояние страстей, что оскудела у нас пища божественная. Животворная жила, коею протекала к нам чистейшая струя благодати, изсохла, и мы принуждены питаться тернием греховным, и горькими волчцами страстей безместных.

Израильтяне, во Египте отягощенные работою, не получали малейшаго времени, чтоб облегчить свой дух приношением жертвы Господеви. Сугубое нещастие, когда при порабощении тела связан и дух. Мы так же мучительством греха были не допускаемы, чтоб когда-либо мысль обратить к небесам, и оттуду получить облегчение бремени своего.

В Египте гордый и безбожный фараон утешался порабощением свободных людей, и не токмо им, но и самому покровителю их, ругался неистовым образом. Кто есть Бог Израилев, да отпущу их?3 В нашем состоянии суетою и гордостию исполненный мир, ниже узнавал нещастия своего: но и бытие Вышняго, нечестием и неверием дерзновенно отвергал.

Во Египте Бог склонившись милосердием своим на вопль и воздыхания страждущих людей, и воспомянув обещания, данныя собою избранному Праотцу их, определил извести их оттуду рукою сильною и мышцею высокою. Наконец и наше отчаянное состояние тронуло безконечное человеколюбие. Вышний в совете своем положил, подать нам руку помощи способом, Его же славе и мудрости удивилися бы небо и земля.

Во Египте умученному народу послан Моисей, муж исполненный мудрости и ревности. К нашему избавлению послан Моисеев Господь, Божия сила и Божия премудрость, довольный к сокрушению адских врат, содержавших нас в заключении. Моисей действовал чудотворным жезлом: поражал оным фараона, преобращал стихии, помрачал солнце разделял воды. Новый Моисей большия нам открыл чудеса силою и действием креста своего. Разрушил ада власть: истребил грех, умертвил смерть, уничтожил клятву, и исходатайствовал благословение вечное.

Израиль из тлетворнаго Египта изшел по открывшемуся морю стопами не мокрыми, в предшествии огненнаго столпа и облака. Мы в пристанище спасения достигли путем крещения, в предводительстве и осенении Духа Святаго.

Избавленный Израиль в восторге не описанныя радости при гласе кимвал и тимпанов, воспел пред Господем: Поим Господеви: славно бо прославися.4

Воспой и ты, новый Израиль! святая христианская церковь! Воспой во гласе радования и веселия, в шуме празднующих. Сие есть настоящее торжество твое: славно бо прославися.

Погасла Египетская железная пещь: яко неси уже раб, но сын.5 Новый Иосиф отвратил глад, и насытил тебя манною небесною. Никто не препятствует тебе праздновать праздник Господеви твоему: а паче вся споспешествуют во благое. Мысленный фараон поглощен водами преисподними, и мучительный его бичь растерзан. Воздыхания твои пременились на радость, и болезненный вопль в веселыя восклицания. Новый Моисей руководствует тебя в землю обетованную, и жезлом креста открывает тебе путь в незаходимая. Волнения и бури утихли, и отвсюду веет дыхание благоприятное. Море виде и побеже. Огненный Божия любви столп тебе предшествует, и облак благодати тебя покровительствует. Воскресе Христос: и вся радости и славы суть преисполненна. Нет на земли радости сея превосходнее: остается только желать, и живою верою искать, да удостоимся праздновать и оную пасху, которая совершается в невечернем дни царствия Христова. Аминь.

Сказывано в Москве, в Успенском соборе, 1780 года Апреля 19 дня.



Оглавление

Богослужения

27 апреля 2024 г. (14 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.