В неделю Ваий

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ВАИЙ.

Воспоминаем мы днесь оное торжественное действие, когда, восходящу Спасителю во Иерусалим, сречен Он был многочисленным народом с отличными знаками почтения. Нет в том сумнения, что торжественник сея достоин был чести; да и когда Он, яко рожденный прежде денницы во светлостех святых, слышит всегда от Ангелов трисвятую песнь, и славы Его полны суть небеса и земля: то для него не велико, что пресмыкающияся по земли твари, называемыя человеки, ветьви с дерев пред Ним предносили, и одежду под ноги Его постилали, или что делали похвальныя возглашения, кои не токмо светлые гласы небес, но и ветров шумы заглушают.

Однако не льзя непохвалить таковаго усердия, естьлиб в прочем было оно совершенно чисто. Ибо срете Его народ, говорит Евангелие, яко видеша его сие сотворша знамение;1 то есть, что Он воскресил из мертвых Лазаря. А сие означает, что происходило то более от внезапнаго чувств их поражения, нежели от прямаго о Его божественной особе понятия; более от удивления чрезвычайному случаю, нежели от чистой и нелицемерной в Него веры. А еще и более сие опорочено тем, что по прошествии некоторых дней, те руки, коими предносили ветьви, простерли на убиение Его, и уста, коими признавали Его благословенным, осквернили злостным и ненавистным предательства воплем.

Но как бы то ни было у Иудеев: судьба их в руце Божией. Мы более имеем долг, помыслить при сем о самих себе. Представим, что некоторый Ангел ныне внезапу благовестил бы нам, что се грядет Спаситель! Изыдите в сретение. При таковом случае как бы мы сретили Его? Сие достойно размышления нашего, и не тщетно потеряем время, естьли теперь в сие углубим размышление наше.

Се Господь грядет! исходите в сретение Его. Нельзя не исходить. Ибо глас Его силен потрясти основания неба и земли. Но не всех равное при сем случае будет сретение.

Благочестивый, коего сердце всегда утешалось упражнением закона, и опочивало во Господе, при сем возрадуется. Ибо как не возрадоватися зрением лица того, коего одним воображением услаждался он? Пролиет радостныя слезы, поспешит веселыми ногами, прострет праведныя свои руки ко объятию Его: воспоет гласом от восторга прерываемым: Вся кости его рекут: Господи, господи, кто подобен Тебе.2 Прииди вожделеннейший предмет веры моея, упования моего. Озари светом твоим, и смущаемый суетами мира дух мой успокой в твоих отеческих объятиях. Я тебе на сретение ничего наружнаго не приношу. Я привык тебе служить духом моим, незлобием сердца моего и неповинностию моею. Сию тебе жертву приношу. Ведаю, что она тебе угоднее всесожжений тучных. Как бы мы ни разсуждали, не льзя, чтоб таковое сретение не было из приятнейших Господеви. Как бы ни разсуждать, не льзя, чтоб в таковой душе не благоволил опочить сей дражайший гость.

Но посмотрим, как Его сретит неверующий или суеверный.

Неверующий вопервых усумнится; можно ли сему статься, чтоб Господь к человеку приходил? какое Он может иметь с ним дело? Он скажет с подобными себе у святаго Петра поминаемыми: Где есть обетование пришествия Его? Отнеле же бо отцы успоша, вся тако пребывают от создания мира.3 То есть: где та правда, о коей некоторые всегда утверждают, что аки бы будет пришествие Его? Никак! Как было прежде от самого создания мира, так и ныне происходит, и никакой ни в чем перемены не усматривается. Все сие суть только вымыслы суеверных или корыстолюбивых людей. Не будет сего никогда. В средине таковых дерзских размышлений, внезапу возгремит Господь, и потрясутся основания земли. Что тогда почувствует таковой? Вострепещет всем составом тела и души, оцепенеет, истает, будет искать мрачнейшаго вертепа, гдеб скрыться мог. Но как скрыться нигде от Вездесущаго не возможет, во отчаянии отрыгнет сии слова: Горы падите на мя, и холми скрыйте мя.4 Одно для меня спасение, никакова не надеяться спасения. Не имею, что делать, как только отвращаться того лица, которое ярым и мстительным на меня взирает оком. Таковый есть жребий неверующаго. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.5

Но каковым образом сретит Его суеверством немоществующий. Он есть подобен той нецеломудренней жене, которая быв безобразна, мнит себя быть благообразною. Почему пришествия Господня ожидает со страхом, или с ложною надеждою. Со страхом: ибо содержа благочестие по одной наружности, внутренность не очистил, и совесть чувствует возмущенну и трепещущую. Или с ложною надеждою, имея упование на свои дела, кои не суть живы, а мертвы. Представит ему молитвы свои, но кои на одном только языке состояли. Представит пост, который состоял только в воздержании от пищи, а не в воздержании от страстей. Представит некоторыя по видимому и добрыя дела, но кои происходили от одного лицемерия, чтоб показаться пред людьми святым; или от корыстолюбия, чтоб под видом святости свою корысть приумножить. Разберет таковыя дела тот, который есть свят, и самыя наши судит правоты. Разберет, и найдет под видом святости лицемерие, под видом смирения гордость, под видом воздержания дух страстьми разслабленный. Нашед таковую смесь наружных добродетелей, и внутренния нечистоты, отвергнет их от очию своею. И так сие сретение обратится во славу правосудия Господня, а сретившему во осуждение.

Но посмотрим, как Его стретят сластолюбец и корыстолюбец. Сии два нежныя чада мира сего не таковы, чтоб не чаяли пришествия Господня: но пристрастившись к роскоше и корысти желают, чтоб как возможно позже сей страшный для них случай открылся. Но доколе? пока роскошь совершенно не насытит себя, а корысть до пресыщения не удовольствует себя. Но как сего никогда ожидать не возможно, то самою вещию желалиб они, дабы к ним никогда не приходил грядый во имя Господне. Но понеже должен Господь приити, и внутренний глас возвестит им о пришествии Его: смутятся; да не о том, как бы им сретить грядущаго со славою правды и благости своея; не о том: но как им разставаться с пристрастием своим; как проститься с зрелищами, как позабыть пирования, как оставить объятия блудницы, кому достанется имение, чрез толь долгое время собираемое и крепко хранимое, кому достанутся драгоценные сосуды, златоиспещренныя одеяния, огромные домы, преузорочные сады, веселые зверинцы, пространныя стяжания. Сие-то их возмутит, и приведет в печаль, рыдание и отчаяние. Таковая восколебленная мысль совсем позабудет, с чем предстать пришедшему с небес. Естьли же бы и захотели, что из тленных благ своих Ему принести, но оныя с негодованием будут отвержены. Будет им сказано: Заключились двери торжища: прошло время, в которое моглиб вы благая сия обратить в пользу свою. Теперь требую отчета во употреблении данных вам от меня даров сих. Но как были они употребляемы в одну суету, в посрамление свое, во оскорбление других, то по тому, яко безответные постыдятся, и явятся недостойными, дабы небесный посетитель взошел под кров опороченныя их души. И будет тогда торжество, не сих нещастливых, но правосудия Божия, которое докажет, как оно добродетель прославить и порок посрамить может!

Но совсем иным образом сретят Его праведные. Они не токмо по чистой вере своей Его с радостию ожидают, но и терпя много от злости мира, тем с большим утешением пришествия Его желают. Ибо они твердо знают оное слово: Се Господь грядет, и мзда Его с Ним.6 Препятствия же в совести своей к тому никакого не находят; роскоши гнушались, корыстолюбия убегали. А естьли и имели достоинства и богатства, оныя употребляли во благое: были бедных и неимущих помощниками, притесняемых покровителями. Удостоившись узреть дражайшее лице праведнаго Мздовоздаятеля, возрадуются всею душею: огласят Его своими благословениями. Естьли что делали мы доброе, скажут они, сие не столь есть плод наш, сколько действие помоществующей твоей благодати. И по тому не столь на оныя упование возлагаем, сколько на милосердие твое. Ежели что при сем радостнейшем случае можем мы тебе принести, то нашу веру, нашу пламенеющую к тебе любовь, нашу за все благодеяния благодарность. Таковыя признания, таковыя приношения не могут отвержены быть от того, который сердце сокрушенно и смиренно не уничижает. Сие торжество разделит Господь с торжеством праведных. Его будет слава благодати: их удовольствие в зрении и наслаждении источником всех благ.

С таковым расположением, благословеннии христиане! должны мы сречать Господа. И как притом слово Его всегда нам напоминает, яко Господь грядый приидет и не укоснит:7 то и должно нам к сему всегда готовым быть: да не како обрящет нас спящих, или разслабленных, или на одре неверия или суеверия лежащих. Блажен раб, егоже обрящет бдяща!8

Всегда Он к нам приходит. Но се и ожидаем уже мы Его, воскреснуть имеющаго. Востанет Он не для чего, как, чтоб в нас вселиться и оживить. По чему сии дни святых страстей препроводим в приуготовлении себя к сретению Его, дабы Он востав из гроба, воскрес и в нас, и во обновлении жизни нам жити устроил. Аминь.

Сказывано в Москве, в Успенском соборе, 1780 года, Апреля 12 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.