На Сретение Господне

СЛОВО

НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Приходит днесь во храм блаженная Дева и Матерь, держа во объятиях своих младенца превечнаго. Приносится ко очищению, который есть очищением грехов мира. Приносится, предстать пред Господа, который есть Господь всех. Приносит жертву, который имел себя за нас принести в жертву на жертвеннике крестном. Таковому славному Господню во храм вшествию пристойное должны мы учинить сретение. Для того бо и праздник сей сретением именуется. Не требует он от нас каковых либо блистательных обрядов: ибо и сам Он приносит не так, как богатые, жертву тучную и драгоценную, но так, как убогие, бедную и малоценную, два горличища, или два птенца голубина. Но требует, чтоб мы Его сретили с верою чистою и душею непорочною. Ибо не для того Он помянутый по закону обряд совершил, акиб имел нужду исполнить его. Сего закон требовал для очищения и родителей и младенца. Но и Пресвятая Мать была дева непорочная, и младенец был зачатый от Духа Свята. А чрез сие токмо подал нам к подражанию пример; нам, говорю, кои необходимую в том имеем нужду. Родители да очистятся, естьли в чем погрешили противу установленнаго для супружества закона, и да возблагодарят даровавшему им драгоценный плод чрева. Дети да получат благословение от хранящаго младенцы Господа. Почему святое было и достопочтенное ветхаго закона о сем положение. Но как действие сие в существе самом и новый Евангельский завет всемерно утверждает, то какое в сем случае обрядов ветхаго завета с действиями завета новаго есть сходство, разсмотрим мы настоящею беседою.

В ветхом завете было определено, чтоб всяк перворожденный мужескаго полу младенец был свят Богу;1 то есть, Ему единому посвящен, Ему отделен, Ему единому на служение назначен. Как Государь от подданных своих требует дани: так и Бог, яко верховный Господь всех, первый родителей плод для себя определил. И потому они почитаемы быть могли, яко особливо записавшиеся в службу его. Резон тому в законе самом объявлен, что когда Бог изводя Израиля из Египта рукою высокою, наказывал Египтян, умерщвляя каждаго их первенца, то есть, первороднаго сына, тогда первенцы Израильтян были соблюдены. По чему за таковое благодеяние, яко жертвы некия вечныя, требовал Бог от Израиля.

В новом завете новый Израиль обязан сие преображение утвердить самым исполнением. Душу нашу слово Божие называет и почитает единородною нашею,2 и потому первородною. Правосудием Божиим сей Первенец наш повинен был смерти: но от оной избавлен пролиянною кровию сына Божия. И потому всяк из нас обязан оную посвятити Богу. Ибо мы быв от него искуплены столь великою ценою, не можем уже более себя почитать своими, но ему единому присвоенными. Несте свои, вопиет Апостол, куплени бо есте ценою.3 И оныя ветхаго закона слова не иначе можем мы принять, разве как бы к нам прямо они относилися. Всяк христианин, яко рожденный от Бога, и искупленный, свят Богу. И по тому то церковь святая со услаждением поет: В законе сечи и писаний образ видим вернии: Всяк мужеский пол ложесна разверзаяй, свят Богу.

В ветхом завете не все назначены быть служителями Божиими, а токмо одни перворожденные. Но как и они по определению закона были выкупаемы, то вместо их на всегдашнее службы Господней отправление был назначен один Левитской род.

Но в новом завете не некоторые, но все без изъятия должны быть жрецы Вышняго и священницы. Ибо все христиане, быв освященны кровию Христовою, суть, по слову Апостола Петра, царское священие, язык свят.4 Все обязаны возносити жертвы духовны, благоприятны Богови. И по тому во Апокалипсисе, все всякаго чина и состояния удостоившиеся предстать престолу Господа славы, с радостию благодарения к нему вопиют: сотворил еси нас цари и иереи.5 Есть подлинно и в новом завете особливые саном пастырьства и учительства почтенные; но они суть токмо руководители в священнодействии: и когда священник совершает духовную жертву, всяк вкупе с ним, яко касаяйся священнаго потира, оную приносит. Нет в церкве Христовой простых зрителей: а все суть лица действующия.

В ветхом завете посвященные Богу на служение, обязаны были различныя приносить ему жертвы: закалать животных, проливать кровь, возжигать масло и свещи, благовонными курениями кадить олтарь, возлагать на оном хлебы предложения, и другие отправлять обряды, законом уставленные.

В новом завете так же обязан всяк приносить Богу жертву, но важнейшую и превосходнейшую: закалать пред ним самого себя ножем истиннаго сокрушения, проливать слезы покаяния, или чувствительныя благодарности, возжигать светильник веры, и сей священный огнь никогда не погашать деланием благих дел, приносить пред олтарь благовонное курение любви и милосердия, и питать себя нетленным хлебом слова Божия. Ибо все действия христиан суть духовныя: а закона ветхаго обряды были только плотские; одни поражали внешния чувства, и служили только некоторым руководством к возведению нас на вышшее совершенство. Все они, по апостольскому учению, сень бяху грядущих благ:6 тело же Христово, дух, иже оживляет; плоть не пользует ничто же. То есть, всякое действие, ежели оно отправляется по наружности одной, а дух ничего того не чувствует, ни какой не приносит пользы.

В ветхом завете посвященные на служение Богу, должны были прежде, нежели приступят к сему священному действию, омывать тело водою, надевать пристойныя и чистыя одежды; а при вступлении в звание священства мазатися миром и кровию.

В новом завете христиане, приступая к служению Божию, так же обязаны прежде, нежели к сему приступят, очищать себя нелицемерною исповедию, украшать себя одеждою различных добродетелей. И как все мы в крещении, становясь духовными жрецами, окропленны кровию Иисус Христовою, и святым миром, яко печатию дара Духа Святаго, утверждены, то и должны всемерно блюсти, чтоб святейшия Христовы крове капли нечистотами нашими были не истреблены, и царское помазания знамение на челе нашем осталось неизгладимо; ибо по сему знамению в последний день суда будем мы отличены от неверующих и осужденных.

В ветхом завете, как только родился у кого первой сын, скоро приносим был пред олтарь родителями: и они сей начаток посвящая Богу, не могли иными отзываться словами, как подобными сему: Ты, Владыко всех! даровал мне сей первый чрева моего плод; тебе оной приношу, тебе посвящаю, тебе вручаю, да будет он во всю жизнь верный служитель тебе; да воинствует мужественно под знамением полководства твоего. Твое его начало: да приведеши его благополучно и к назначенному от тебя концу.

В новом завете так же церковию обязаны родители детей своих приносить пред олтарь, с таковою же верою, с каковою, отец верующих, Авраам приносил сына своего Исаака, и со излиянием сердца своего говорить пред ним: твой дар посвящаю тебе. Призри на нашу веру и его слабость. Пускается он в море: управи корабль его. Мы одолжены стараться о воспитании его. Но как можем мы слабые и недостаточные от всего предостеречь его? Ты сам предохрани, яко Отец всех и вся можеши, и сердца всех содержиши в руке своей. Таковое приношение есть нужно. Ибо при сем важном случае испрошенное благословение будет ему помощию на всю жизнь. Естьлиб кто сие пренебрег при самом начале, то чего ожидать в последующее время?

В ветхом завете не токмо Богу были посвящаемы перворожденныя дети, но и перворожденныя из животных, и первые плоды земли и древес. Сим означаемо было признание, что все от щедрой его руки приемлем, а вкупе заключалась и благодарность.

В новом завете так же должны мы от всех своих трудов часть отделить. Кому? братии Христовой, всем требующим нашей помощи. Сия жертва есть приятнее Ему жертв ветхозаконных. Ибо о животных закалаемых Он говорит: что ми множество жертв ваших?7 а о сей в Евангелии объявляет: милости хощу, а не жертвы.8

Вся сия слыши, новый Израилю! яко угодная Богу тебе разумна суть. Естьли Иудеи тщательны были во исполнении одних проображений: мы ли пренебрежем самую вещь и самое существо? Принесен был ныне Господь Иисус во храм, яко перворожденный. Естьли и мы душу свою, яко единородную нашу, Богу посвятим, празднование наше есть благоприятно, и святое во уставлении Его церкве намерение исполнено. Аминь.

Говорено в Москве, в Чудове монастыре, 1780 года.



Оглавление

Богослужения

23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.