В день Архистратига Михаила

СЛОВО

НА ДЕНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА.

Когда на небеси ангельскии лики окружая молниеносный Вышняго престол, непрестанно проповедают его славу: мы в подражание оным на земли, предстоя святейшему его же престолу, бренными устами воспеваем ему трисвятую песнь. Какое для нас превосходство, на земли изображать служение небесное! Но сколь радостно и для чистейших духов, когда они видят нас упражняющихся в подобном им служении: а паче когда видят еще нас и в подобной им чистоте! ибо хотя они суть и особливаго от нас естества, и отличное составляют общество: однако быть с нами в соединении всегда желают, поелику, по Апостолу, суть служебнии дуси, во услужение наше посылаеми.1 Они радуются о едином грешнике кающемся:2 они всегда видя лице Отца Небеснаго, хранят отроков непорочность. Они избранных Божиих на руки вземлют, да не когда преткнется о камень нога их.3 Они от радости воспели, когда во плоти явился Спаситель наш. Они Иосифа предохраняют от гонения Иродова: они возвещают Крестителево в мир пришествие: Они Петра из темницы изводят: они всегда и везде являются быть нашими ангелами хранителями.

Естьли же ангелы, быв отличнаго с нами естества и общества, пекутся о нас, кольми паче нам и пристойно и должно любить, и хранить своих единородных, соплеменных, братию, членов. Ибо в таком случае мы не толькоб были прямо человеки: но и ангели. Креститель проповедуя людям покаяние, наименован ангелом: Се посылаю ангела моего пред лицем твоим!4 Во Апокалипсисе пастыри о стаде своем пекущиеся тем же почтены именем: Рцы ангелу Ефесския церкве,5 то есть, пастырю Ефесския церкве. Почему и не может служение наше приятно быти Богу, разве будем подражателями ангелов, как во благоговении, так и в непорочности нравов.

Небо воображаем мы особенным местом присутствия Божия. Но когда Он везде есть, и когда ревностный Илиа на всяком месте находясь, мог говорить: Жив Господь, ему же аз предстою днесь,6 то по тому всякое место заслуживает небом быть наименовано, на котором Бог призывающих его от чиста сердца благодатнаго присутствия своего удостоивает.

Когда же всякое место, кольми паче священные храмы горним пребывания Божия вместилищем должны почитаемы быть. В них воздвижена священная трапеза, на ней же невидимо опочивает Бог. В них приносимыя молитвы пронзают небеса, и привлекают на нас осенение Духа Святаго. В них совершаются августейшия таинства, в няже, по Апостольскому слову, желают ангели приникнути,7 то есть, тщатся хотяб издалека удостоиться узреть совершение тех таинств, кои мы своими недостойными руками священнодействуем, и оных сообщаемся. Какое для сего потребно просвещение? Какое благоговение? Какая чистота? Да искушает, вопиет Павел, да искушает человек себе.8 Да разсмотрит прежде внутренность свою, душу свою, веру свою: а притом да вообразит величество и святость совершаемыя тайны, и потом уже да приступает служити Богу живому и истинному. Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет.

Христианин! твориши ли таковое самому себе испытание? Производиши ли строгий над собою требуемый Апостолом суд? В состоянии ли совесть твоя справедливое дать определение ко осуждению твоему или ко оправданию? Возжжен ли веры и бодрости твоея светильник на сретение жениха в полунощи грядущаго? Так ли расположено сердце твое, чтоб оно всегда очищено было исповедию, и освящено причащением? К принятию сих таин имееши ли такую охоту и ревность, якоже жаждущий елень на источники водные?9 Блажен, кто таковую стяжал Духа Святаго благодать! он-то есть тот Давидом ублажаемый муж, который, яко древо насажденное при источниках вод, дает плод во время свое, и лист его не отпадет, и во всем, елика аще творит, успеет.10

Но что мы помышлять должны о тех, которые с Пророком не восхищаются веселием о рекших: в дом Господень пойдем?11 Или еще таковое возвещение и с холодным принимают духом: которые не один год, но иногда и многие годы исповедию и причащением не брегут укреплять и освящать свою разслабленую совесть. Почто, друже! толико нерадиши? я, де, недостоин. Почто убо не имееши тщания, да будеши достоин? я недостоин! но для того то и должен прибегать ты в сию врачебницу, да исцелишися, и да будеши достоин. Кто солнца убегает, всегда озябает. Се удаляющиеся от тебе погибнут.12 Не помниши ли оныя слова, которыя, приуготовляяся к причащению, глаголеши ко Господу своему: да не кроме обрет мя Твоея благодати прелестник, восхитит мя льстивне, и прельстив отведет от боготворящих Твоих словес. Кто прибегает во храм, тот, хотяб и порочен был, имеет благую надежду, со временем притти ко исправлению. Но удаляяйся болезнь свою усиливает, и на конец приходит во глубину зол и нерадит. Может ли ученик сказать, что он для того не ходит во училище, что недостоин, или неспособен? Но пусть ходит, пусть седит при храме просвещения, и потому отверзутся ему двери премудрости.

Но что бы сему прямым было препятствием? Суетное мудрование, и пристрастие к мирским веселостям или прибыткам. Суетное мудрование, акибы, де, и без церкви не возможно было молитися. Человече! естьли в пристанище волнение: в море кольми паче. Ежели и здесь развлечение мыслей, и разные предметы смущают богомыслие: кольми паче, где оставлен ты сам себе. Подлинно можеши ты везде молитися: но почто удаляешися того общества, котораго имееши честь быти членом? Докажи, что ты от сего священнаго тела не отторгаеши себя: доставь себе утешение, и удовольствие собратии твоей. Таковыя извинения суть виды одни: а прямая причина есть пристрастие к забавам и прибыткам. Досужно ли в церковь итти, когда гремят зрелища? Досужно ли в церковь итти, когда льстят приятности чувств? Досужно ли в церковь итти, когда чрез то теряется время к снисканию прибытка? О суетныя человеческия надежды, и предприятия лживыя! созидая дом, помышляй прежде о основании. Все увеселения суть вредны, все прибытки ненадежны, когда они на добродетели не основаны. Стяжи оную прежде, стяжи страх Божий: а потому и увеселения твоя будут безгрешны, и прибыток благословен. А без того увеселения потмят разум, отвлекут от должности, истощат имение, введут в мотовство и разстройство. А алчба к прибытку поведет путем неправды, вооружит ненавистников, которые нечувствительно подкопают мнимаго щастия твоего храмину. Сии-то суть те препятствия, которыя некоторых отвлекают от священных наших собраний.

Не говорю уже о погибельном расколе: сколь тяжка сия для церкви рана, знает тот, кто понимает цену души погибающия. Будучи помраченны невежеством, или ожесточены упрямством, ищут веры по углам, поставляют оную в одних наружностях, и не понимают бедные, что царствие Божие, по Апостольскому словеси, есть правда и мир.13 Соблажняет ли их, как они говорят, наше житие? Но и они из числа слабостям подверженных людей не исключены, церковь же всегда есть свята и непорочна, и ничьих грехами она не помрачается. По учению слова Божия, хотяб совершающий тайны и не достоин был, но оныя сам Бог совершает невидимо: для недостоинства одного не презрит Бог веры и добродетели другаго. Источник благодати, по златому ли течет или деревянному каналу, но всегда чист протекает. И так не остается ничего таковым ко извинению, аще на путь истинны не обратятся.

Но те еще и более раздирают утробу церкве Христовы, которые и других в след погибели своея привлекают: имеют беззаконную ревность правоверных от стада Христова отторгать, так как во Апокалипсисе14 упоминаемый змий спадши с небес, хоботом своим отторгнул множество звезд небесных. Непросвещеннии же слепо им последуют, яко вол ведомый на заколение. О да уврачуется язва сия! да поревнуют о сем пастыри: да поревнует и всяк, яко сын церкве, яко ближний о сочлене своем. Таковая ревность была бы угодна хотящему всем спастися. Тогда-то наше и Ангелом празднование было бы благоприятное: ибо они радуются о едином грешнике кающемся.15 Но обратимся уже к самим себе. Сказали мы, что службу Господню должны мы совершать с подобным Ангелам благоговением: но в сем наипаче подражать им да не забудем, чтоб уподобитися им и в благотворении.

Какое будет служение наше, естьли Ангели радуются о грешнике кающемся: а мы будем со удовольствием взирать на нещастие другаго по зависти или мщению, или еще и сами будем искать учинить его нещастливым? Они выводят Петра из темницы, а мы во оную будем других неправедно ввергать: они утешают плачущих Мироносиц, а мы других горькия слезы проливать заставим: они от гонения Иродова скрывают Иосифа во Египте: а мы немощнаго будем предавать в руки сильнаго? Таковое служение, хотяб мы оное и часто и всегда, и в сих храмах отправляли, не будет благоприятное Богу служение, и молитва наша обратится в грех. Приходиши в баню, но не омываешися: приходиши во врачебницу, но не исцеляешися: приходиши в пристанище, но во оном потопаеши.

Да совершаем убо службу Господню со благоговением и нравов непорочностию: докажим, что мы христиане, что мы чада Божия, что мы умаленные малым чим от Ангел:16 соединим служение земное с небесным: призовем с небес Ангелов, чтоб удостоили они наша собрания своим присутствием, да и мы с ними вкупе сподобимся в горьних селениях воспевать Господа славы, Аминь.

Сказывано в Архангельском соборе, Ноября 8 дня, 1779 года.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.