На освящение храма в новоустроенном в Москве инвалидном доме

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА
В НОВОУСТРОЕННОМ В МОСКВЕ
ИНВАЛИДНОМ ДОМЕ.

Писание святое на многих местах поминает о храмах, воздвиженных имени Божию, и почитает их особливым местом присутствия Господа славы. Почему пророки, когда возвещали израильтяном гнев на них грядущий, обыкновенно словом и писанием объявляли, что Бог наказывая их, не пощадит и самаго храма Величеству Его посвященнаго: означая тем, что по разрушении храма лишатся они благодатнаго Его между собою присутствия, а чрез то подвержены будут всякому роду нещастия.

Таковым образом писание говоря о домах молитвенных, не оставляет воспоминать и о людях, верою и добродетелию освящаемых, что они суть храмом Божества. Вы есте, восклицает Павел, церкви Бога жива,1 и Дух Божий живет в вас.2 Таковые одушевленные храмы суть тем уважительнее, что и сии молитвенные домы заимствуют свою славу, и святость от благоговения христиан, на месте сем непорочное служение совершающих Богу. Они не толико сияют златом, колико благочестием: не столь утверждаются на основании твердейшаго камене, сколь на непоколебимости веры. Оное евангельское изречение: На сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей:3 то есть, вся адскими вратами изшедшая вражеская сила не возможет поколебать сего Богом положеннаго основания: сие, говорю, Духа Святаго изречение означает тот храм, коим есть благочестивая душа, Божие присутствие в себе ощущающая. Она то со дерзновением и радостию сию может возглашати песнь: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.4 И по тому увещавая Апостол, чтоб не творили мы соблазна и оскорбления незлобивым и добрым душам, прибавляет: Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог.5

А из сего видим, сколь тесен есть союз между сими храмами, и самыми христианами.

Храм сей, дабы достойно воздвигнути его, надобно, чтоб прежде учинить себя приятным Богу жилищем. Тогда дело благо, когда намерение свято. Сооружение дома молитвы не может происходить, разве от истиннаго благочестия, которое не прежде во основание его полагает камень, как сердце свое утверждает верою. О сколь твердо и великолепно должно быть таковое здание, котораго состав не древом и железом, но добродетелию скрепляется!

Храм сей есть свят: ибо в нем совершается действие из всех действий человеческих важнейшее. Величество Бога покланяемаго, открытие пред ним внутренностей сердечных, прославление Его совершенств, святость августейших таинств, упование получения благовременной помощи во всяких делах, не сами токмо чрез себя суть достопочтенны и величественны, но и самое то место, где сие совершается, творят священным и неприкосновенным. Страшно место сие: несть место простое сие: но дом Божий, и сия врата небесная.6 Но со всем тем вся слава сия померкает, когда совершающие сие служение приносят Богу жертву руками нечистыми, и душею зазорною. Что ми множество жертв ваших, глаголет Господь, праздников ваших ненавидит душа моя.7 Почему Владыко Господи? яко руки ваша исполнены крове.8 И по тому вся святость храмов Божиих состоит на ответе нашем: ибо, по Псаломнику, вся слава дщере Царевы есть внутрь.9

Храм сей поставляется, чтоб быть училищем добродетели: в нем преподается наука спасительная. Ибо книга нашего наставления содержит в себе то слово, которое не может прейти, когдаб прешли небо и земля: Заповедь Господня светла, просвещающая очи.10 Почему когда нравы наши украшены непорочностию, тогда и мы делаемся жилищем святым, и сему зданию доставляем сию славу, что оно достойно может именоватися училищем Иисуса Христа. Ибо и мирское училище тогда есть знаменито и славно, когда в нем и учат прилежно, и учатся с успехом: а естьли сего нет, бывает оно в презрении, и почитается в тягость обществу, поелику и трата напрасная, и труд тщетен, и лета юношеския без пользы протекают.

Естьли же те, кои имеют честное сердце, сподобляются сего воздаяния, что Бог обитает в нем: то что надобно о тех сказать, которых благодеяния изливаются и на других: кои уважают заслуги, призирают на бедность, успокоивают изнемогающую старость, утоляют глад, прикрывают наготу, устрояют жилище к тихому и спокойному препровождению остатка дней их? Сие творить, есть новый устроять храм, или паче сей храм соединять с другим славнейшим: ибо Бог милости хощет, а не жертвы.11 Хощет Он и жертвы, яко знака нашея благодарности, но жертвы утучненныя милостию. Таковые люди и сей храм делают не токмо святилищем, но и чертогом царским: ибо в нем совершается таинственное души их с Богом обручение. Но еще притом они и третий устрояют храм: а какой? вечный нерукотворенный: или паче сам Бог в праведное их воздаяние сей храм приуготовляет, или уже он им и есть уготован, прежде сложения мира.12 Ибо прямо евангелие увещавает, чтоб мы бедных снабжали: для чего? да егда, де, оскудеете, приимут вы в вечныя кровы.13

На сем Богоугодном основании воздвижен сей храм, и устроено место сие. БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАЯ САМОДЕРЖИЦА воззря на заслуги престарелых воинов, истощивших силы свои во услугах отечеству, сие благоволила устроити им место ко упокоению их и награждению: а чрез то и всему отечеству, или паче всему свету доказать, сколь сердобольное имеет ОНА сердце, и сколь благородный и достойный ВЕЛИЧЕСТВА ЦАРСКАГО дух. Притом Благочестие ЕЯ создало им и молитвенный дом, чтоб сугубо их облагодетельствовать. Успокоив тело, успокоить и душу: дабы они не временно токмо были щастливы, но и вечно блаженны: а по тому благодеяния ЕЯ к ним, и одолжение к отечеству есть в безконечные роды. За сие да будет от нас вечное прославление Матерним щедротам ВЕЛИКИЯ ЕКАТЕРИНЫ.

А вы снабденные сим благословенным пристанищем, таковое на вас от престола Царскаго великодушное воззрение напишите на скрыжалех сердца своего. Предстоя сему жертвеннику, возносите жертву благодарности Матери отечества, и честным и благочестивым вашим последних дней препровождением докажите, что вы имеете души достойныя быть вместилищем благодеяний ВЕЛИКИЯ МОНАРХИНИ.

Ты же Боже! благодатию Твоею не остави посещать место сие, и приносимыя в нем молитвы о сохранении здравия и благополучнаго царствования АВГУСТЕЙШИЯ ГОСУДАРЫНИ и Высокаго ЕЯ Наследия, приемли, яко кадило благовонное, курящееся чувствительнейшею благодарностию: и сие духовное курение выну да восходит до небес, до престола славы Твоея. Аминь.

Сказывано Сентября 1 дня, 1779 года.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.