В день Святыя Троицы

СЛОВО

В ДЕНЬ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ.

Какою радостию восхищенны были святые Апостолы, когда по вознесении от них дражайшаго их учителя, и так сказать, по осиротении, внезапу увидели, что отверзлись для них со славою небеса; Дух Божий покрыл их своим осенением, и пременил в новую тварь, обновляемую о Христе Иисусе. Сего великаго дня и случая торжественное мы, благословеннии христиане! совершаем днесь воспоминание. Какими таинствами преисполнены празднования христианския! Ибо не поставляем мы настоящее торжество наше в том, чтоб только занять мысль свою одним давно прешедшаго действия воспоминанием: нет! просвещенных христиан расположение должно быть благороднее. Мы в подражание Апостолам, собралися во храм сей, яко во священный Сион, не да почудимся токмо великому действию, над Божественными учениками собывшемуся: но паче да сподобимся тояже с ними благодати, и наитием святаго Духа да покрыемся. Предстоя убо днесь пред лицем Господа Вседержителя со страхом и радостию, молим и ожидаем оныя вседействующия силы, которая в человеке созидает сердце чисто, и дух прав обновляет во утробах наших. Да и видим уже очами веры к получению сего радостное предвещание. Ибо как Апостолы, во ожидании принять дары Духа утешителя, по словам писания святаго, Бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею материю Иисусовою, и с братиею его:1 подобно и при сем нашем молитвенном приношении, в священном храме сем, благоволила присутствием Своим веру нашу подкрепить Любезнейшая Всероссийская МАТЕРЬ, церкве усерднейшая Покровительница, и Марии матери Иисусовой верою к Богу Подобная. Вкупе же благочестивому примеру ЕЯ последствуют и Сия Благословенная и Августейшая Чета, и тем составляют не токмо торжественнейшим празднование наше, но и утверждают нас надеждою, яко аще не на веру нашу, то неотменно на ИХ молитвенное добродетелию возжженное жертвоприношение воззрит Вышний, и обще всех нас сподобит благодати своея.

А как обыкновенно бываем мы усерднее и одолженнее к благодетелю, когда точно понимаем важность благодеяния, и цену полученнаго дара: то хотя краткою беседою разсмотрим, что в себе заключают дары Духа святаго?

Творец писания в Пророчестве Исаиином благоволил дары Духа Божия заключить в седьмочисленном положении. Почиет на сыне Божии, и на верующих в него, говорит слово святое, Дух Божий:Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия.2

Един источник, но различныя из него проистекают струи. Дух премудрости есть оный дар, коим человек будучи благословен, понимает те средства, которыя ведут его к благополучию истинному. Великое есть совершенство человека, знать прямый путь блаженства своего, и быть столько благоразумну и осторожну, чтоб со онаго никогда не заблудить: ибо мы и во избирании прямых средств и в предусмотрении настоящаго конца обманываемся. И потому чем сильнее страсть, чем ближе человек к поползновению: тем более должны испрашивать воздыханиями своими духа премудрости, да утвердит ноги наша на путь мира, ходити без преткновения.

А чтоб дух премудрости мог иметь в нас свое действие, потребен дух разума, который состоит в даровании, чтоб уметь различныя мыслей понятия порядочно разделить, и всякому свое назначить место. Ибо без сего будет в мысли разстройство и смутность, и в таком положении человек сам не узнает, куда стремится он, и от прямой меты действий своих с опасностию своею удалится. Великое есть различие между остротою мысли и разумом. Та много в себе заключает понятий, но связать их не умеет; и потому, что из чего следует, предвидеть не может: а разум, твердым мысли свои укрепляет союзом, действием котораго одно из другаго порядочно выводит, и яко струи тихия реки без помешательства протекает. И как по таковому расположению и будущия следствия некоторым образом предвидеть и предсказать можно: то по сему, мню, резону священное писание с духом разума соединяет и дух пророчествия.

Но притом с ним же неразлучно сопряжен и дух ведения, который состоит в даровании, снискать познание потребных вещей, и явственное о каждой из них иметь воображение: ибо разуму не было бы, в чем свой распоряжать союз, естьли мысль не обогащена потребных вещей знанием. Знанием, говорю, потребных вещей. Понеже великая есть нужда уметь делать разбор между вещами познаваемыми. Наполнена инаго мысль знанием вещей многих, но часто излишних, а не редко и вредных. Афиняне, коих древность мудрыми почитала, любопытнейший имели дух к познанию всего, но при всем том кланялися Богу неведомому. Не было в них духа ведения, и таковая мудрость буйство есть пред Богом. Едва ли и век сей подобною суетою не опорочивает себя. И для того-то истинна Божественная вопиет: В научения странна и различна не прилагайтеся, от них же не прияша пользы ходившии в них:3 да еще и осуетишася помышлении своими. Добро же благодатию утверждати сердца.4

Когда убо три сии Божественныя струи соединятся, то есть, Дух ведения, разума и премудрости: то составляют они собою источник истиннаго просвещения. Кто сим троесоставным светом озарен, тому откровенны тайны Отца светов, и он есть просвещенный ученик Евангелия. Но как при всем оном, то недостаток понятия, то нерадение, то житейския суеты препятствуют достигнуть до настоящаго в просвещении совершенства; в таком случае глас Божий велит нам искать духа совета: Брат от брата помогаем, яко град тверд.5 И не редко случается, что и не дальняго просвещения человек благопотребное может нам подать наставление. И как спасительными других советами препятствует пользоваться излишнее самолюбие, и происходящее из того высокоумие: то надлежит с кротостию размышлять о своих дарованиях, и всемерно не допускать себя до онаго вреднаго мнения, акибы превосходили мы просвещением всех, и никаковыми других советами подкреплять себя нужды не имеем. Нет! слово Божие дух совета поставляет между дарами Духа святаго.

И сии изъясненные нами Духа святаго дары надлежат до просвещения мысли: а следующия, дух благочестия, страха Божия и дух крепости, до исправления сердца. Истинное просвещение с добродетелию есть неразлучно. Свет во тме светится, и тма его не объемлет.6 Не льзя, чтоб человек Духом Божиим просвещенный не управляем был духом благочестия и страха Божия.

Дух благочестия есть оное сердца расположение, по которому человек любит Бога, и взаимную его к себе любовь чувствует. А дух страха Божия есть всегдашняя в делах осторожность, дабы чем либо не оскорбить любимое Божественное лице, и чрез то бы не нарушить священнаго взаимныя любви союза. Сии великие дары суть основанием добродетельныя жизни. Просвещенная душа страхом Божиим ограждает себя от всякаго искушения и прогоняет страсть: а во упражнении благочестия находит свое удовольствие и утеху: все же то утверждает духом крепости. Ибо благочестивый и просвещенный муж есть непоколебим, в слове тверд, в нравах постоянен, в поступке единообразен, и в счастии и несчастии непременен; при благопоспешном вещей течении благоумерен, в злоключениях великодушен, в трудностях терпелив, в страданиях мужествен.

Сии то суть действия, плоды и дары Духа святаго. Сей Божественный Источник излился днесь на святых учеников Христовых: сею силою облеклися они свыше, и внезапу открылася в них измена десницы Вышняго. Петр убоявшийся прежде гласа рабынина, пред многочисленным собором в сей день защитил святость своея веры свободнейшим и красноречивейшим языком, и в сей же самый день бывый ловец рыб уловил три тысящи мужей в сети Христовы.

Так не есть ли достойно и праведно, чтоб и мы со благоговением праздновали благословенный день сей, и испрашивали бы немощи нашей тояже Духа благодати с коленопреклонным молением? И для нас бо обетование Божие есть неизменно: его есть глас оный: Излию от Духа моего на всякую плоть.7

Предначни же, Благочестивейшая МОНАРХИНЯ! духовное торжество наше. Священною Рукою Своею возжги ТЫ Первая огнь нашего жертвоприношения. Вознеси Первая глас, егоже сладость приятна триипостасному Божеству. Предшествуй МАТЕРЬ чадам Своим. Жертва Ваша тем приятнее, яко Сердце Ваше возжженно есть огнем Божия любви. Сие действие есть благочестия Вашего, яко благоволили ВЫ присутствовати во обители сей. Ни разстояние места, ни трудность пути, пешешествием стоп Ваших освященнаго, ни тягость правления Государственнаго могли воспрепятствовать действию благоговения Вашего. Любезно есть ВАМ всегда святое веры упражнение. Благоволите и о месте сем: паче же любезна сия священная рака благоуханием чудес и святости исполненная. Здесь приятнейшее было пребывалище Благочестивейших Предков Ваших: ВЫ их престола и благочестия Преемницы. Основатель же обители сея и в жизни наслаждался любовию Обладателей России, и по смерти всегда был молитвенным к Богу предстателем и помощником отечеству своему. Судьба Божия и при нынешнем славнаго, ВЕЛИЧЕСТВОМ ТВОИМ доставленнаго, мира заключении благоволила почтить имя его. Ибо в самый день празднуемыя памяти Святаго сего, гордый неприятель славное для нас к миру предложение принял, и согласием своим утвердил. Будут же и всегда молитвы его помощию к благопоспешеству великих Ваших дел и к славе Имени Вашего.

Ты же утешителю благий! Душе истинный! не престань изливать Божественные дары свои на Особу, помазания твоего святаго Сподобльшуюся, и на Августейшее Наследие ЕЯ, на Дражайшаго России ПАВЛА, и добродетельнейшую НАТАЛИЮ, увеселение Матерним очам, и сладчайшую утеху отечеству нашему. Подаждь ИМ вся благая земная и небесная, исполняя желание сердца ИХ; и тем, О Боже! дополни недостаток нашея должныя за Высочайшее ИХ обители сея посещение благодарности: ибо мы за сие довольно возблагодарити не можем. Аминь.

Сказывано в Троицкой Лавре в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ, во храме святыя Троицы, 1775 года, Маия 31 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.