На Новый 1777 год

СЛОВО

НА НОВЫЙ 1777 ГОД.

Вступили мы в течение новаго года. Принесем благодарность нашу управляющему временами, имеющему власть нашего живота и смерти, и весь, так сказать, безконечный тварей союз мудро преобращающему, Вседержителю Господу. Ибо естьли мы разсудим о времени, о различных онаго преобращениях, о союзе, которым все вещи связаны, и к одному непрестанно стремятся концу, о промысле Божием, все оное премудро располагающем, о нас, как мы в том же союзе обращаемся, о делах наших, какия из них естественно проистекают следствия; естьли все то примем в разсуждение, сколько слабое понятие наше дозволить может: то найдем мы множество неизчислимое случаев, коих причины от нашего любопытства скрыты, но погружены в судьбах Божиих неиспытанных: а сие заставит нас благоговеть пред величеством Бога непостижимаго: найдем мы множество таких приключений, которыя чрез все препятствия и затруднения Божиею рукою доведены до желаемаго конца: а сие заставит нас удивляться премудрости Божией и восклицать: Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума его несть числа.1 Найдем премножество и таких случаев, которые удивительным образом послужили к нашему или исправлению, или избавлению, или побеждению препятствий, казавшихся непобедимыми: а сие заставить нас должно прославлять его благость, и положиться на его промысл с твердым упованием, что скорее мати забудет отроча, нежели чтоб забыть мог тот, который нам дает дыхание и жизнь, и котораго благость самое матернее сердце таким образом расположила.

И хотя сие разсуждение есть не токмо пространно, но едва совершенно и Ангельским умам вместимо: но мы, не забывая своей немощи и несовершенства, коснемся, яко перстом воскрилия риз его: хотя только изъясним кратко те случаи, которыя нам или слово Божие открывает, или мы сами из события некоторых вещей несколько усматриваем.

Помянули мы о бывающих в мире различных приключениях.

В числе сих первыя сретаются те, которых мы причин, от чего бывают, не узнаем, и на которыя взирая, приходим во удивление и изумление. Таковыя приключения мы обыкли называть судьбою или роком: да называем так, по разуму христианскому, а не языческому. Под именем судьбы не разумеем мы такое приключение, которое вышло по некоторому вечному определению, кое никакая сила, ни Божеская, отвратить не могла и не может. Сего христианская Богословия не приемлет. Ибо мы от власти Всемогущаго все зависящим почитаем: и былоб сие непонятно, чтоб быть какому-нибудь закону не зависящему от предвечнаго Законодателя, или бы Бог принужден был следовать некоторому уставу, котораго начала изобрести не возможно. Нет! Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори.2 А судьбу или рок берем мы за приключение, котораго причины ни премудрейшии, ни любопытнейшии найти не могут, хотя у Бога есть тому причина довольнейшая и справедливейшая, которая всегда от свободной его власти зависела и зависит: и мыб оную усмотрели, естьлиб на вышший степень совершенства были возведены, или бы открыта нам была вечная судеб его книга.

А когда сей причины мы не узнаем; то удивляемся, ужасаемся, и в восторге пад на землю вопием: удивися разум твой от мене: не возмогу к нему.3

Таковыя приключения, на пример, превращения городов, государств и народов: падение перваго человека, и в нем осуждение рода человеческаго: мучительное и наглое зла в мире действие: благопоспешество развратных людей: а презрение, а иногда и страдательное состояние мужей добродетельных: и прочия подобныя.

Что мы при усматривании таковых случаев должны делать? вопервых не быть излишно любопытными. Вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй.4 Аще едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем с трудом, а яже на небеси, кто изследи? волю же твою, Боже, кто позна?5 Ибо таковое любопытство происходит от гордости, и от забвения своея слабости: и может привести в заблуждение, в презрение вещей священных, следовательно к потерянию первыя нашея утехи, то есть, спокойствия душевнаго, котораго источник есть смиренное себя промыслу Божию препоручение.

Как-то в нынешния времена и самым делом открывается не мало таких любопытством подстрекаемых людей, которые отваживаются дерзостною рукою открывать вещи судьбами Божиими покрытыя, и которыя благоговейным молчанием почитаемы быть должны.

Второе уверить себя, что все таковыя приключения основаны на премудрости и правосудии. И потому, когдаб дух твой стал смущаться их необыкновенностию: признай свою немощь, и поклонись Всемогущему, со страхом и трепетом говоря: Праведен еси Господи, и прави суди твои:6 аз же пред тобою есмь земля и пепел.7

Другой род в мире бывающих приключений есть утешительнейший, которыя к нашему послужили или исправлению, или избавлению, или побеждению препятствий. Такия, на пример, Моисей брошенный в воду для погубления, но вместо того воспитанный в дому царском. Иосиф от братиев изгнанный, и чрез сей случай на престол Египетский возведенный. Впадший в разбойники нашедый милосердаго Самарянина. Каженику попадшийся Филипп: Самаряныне случившейся разговор с Спасителем. Марии Египетской счастливый, но внезапный приход в церковь: Августину проповедь Амвросиева, и прочия подобныя. Да и всяк из нас ближайшия тому примеры видел или на других, или на себе, естьли только с вниманием разсуждает о себе.

Иному послал Бог добрых воспитателей, другому хорошее дружество, третиему благоразумнаго начальника, сироте милосердаго покровителя: сему чтение полезной книги, тому страх примернаго других наказания, другому вкушение горестных следствий: тому в церкви падшее на сердце слово, иному несчастие: ибо счастие не редко в разслабление приводит.

Все сии и подобныя случаи не что иное суть, как разные способы, коими промысл Божий печется о нас. Сие заставить нас должно 1.) е: не пренебрегать таковые случаи: ибо иные очи имут, и не видят, уши имут, и не слышат.8 Для чего? для того что отдают себя разслаблению телесному и душевному: телесному, чрез роскош и сладострастие, душевному, чрез пренебрежение закона и опущение своей должности. 2.) е: прославлять благость Божию употреблением даров, которые способом от нея показанным получили мы. Верою стоиши, не высокомудрствуй, но бойся:9 мир наполнен соблазнами; искупуй время, яко дние лукави суть.10

Таковым образом, естьли поступки мы свои учредим: то всегда для нас будет новое время, новое лето благости Господни. Стареемся мы тогда, когда в новую добродетели ризу не облеченны носим ветхую страстей одежду. Не тогда ли мы для растений почитаем наступившее новое время, новый год, когда они листвием покрываются, украшаются цветами, плодами отягощаются? А естьлиб при наступлении весны, они такимиже пребыли, какими были зимою: то и не почли бы мы, что наступило для них новое время.

И для нас возможно ли будет почесть новый год наченшимся; когда мы стараго, то есть, ни худой привычки, ни застаревшей страсти, ни нравов переменных не отменили, да и отменить намерения не положили?

Чтож сие будет за торжество? Церковь Божия для того новый год праздновать уставила, дабы мы, что должны всякой размышлять день, хотяб в сей один новаго года день приняли в разсуждение прошедшаго года дела, и разсмотрели бы оныя, в таком ли состоят расположении, как требует закон, совесть, честность, должность: и естьлиб иначе нашли, положилиб с начала новаго сего года лучшее всему тому основание и обещание, которое всяк в мысли своей должен изобразить сими и подобными тому словами: я намереваю, я обещаюсь, я кленуся святейшим именем Вышняго, отселе, от сего дня, от сего часа жизнь свою препровождать по правилу вечнаго закона в сердце моем от Бога запечатленнаго: и столько сего искренно желаю и намереваю; сколько желаю, чтоб всегда возсиявало мне лето Господне приятно и день спасения.11

Ты же Боже! споспеши желаниям и намерениям нашим: благослови наши дела и предприятия: укрепи наши немощи: истреби соблазны, мир мирови твоему даруй: святыя твоя церкви исполни присутствием твоим Божественным: отечество наше огради миром и тишиною: подаждь изобилие плодов земных, и во всем благое поспешение. Аминь.

Сказывано в Москве в Успенском соборе.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.