На день Крещения Господня

СЛОВО

НА ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Елицы во Христа крестистеся,
во Христа облекостеся.

Галат. гл. 3. ст. 17.

В какую великолепную, или паче рещи, царскую одежду облеклися мы, Бл. христиане! когда вышли из спасительных вод духовныя купели. Естьлиб мы сподобились только надеть ту одежду, которую Спаситель наш носил на священных раменах своих: но что я говорю, надеть ту одежду? хотяб токмо прикоснуться к ней. Ибо оная жена болезнию страждущая, но верою здравая, справедливо говорила: аще токмо прикоснуся ризе его, спасена буду.1 Так естьлиб одно ризам Спасителевым прикосновение могло нам послужить во спасение, то какой уже должен открыться источник благодати, когда мы чрез крещение не в ризу Христову, но в самого его облекаемся. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.2 Естьлиб кто из смертных предстал пред очи наши, облечен в царскую златом и безценными камениями украшенную порфиру, имеяй на главе драгоценнейший венец и всеми блистающими царскими покрыт утварями: не мог бы он поистинне нимало сравниться с тою красотою, которую имеет душа во Христа облекшаяся. Ибо что злато, что сребро, что драгое камение? есть земля и пепел: есть вещь, которая сама в себе ничем другия вещи не превосходит, а только обманчивое мнение человеческое оную от других вещей отличает: человеческаяж алчба и гордость им цену придает. Так что злато, что сребро, что драгое камение в сравнении тоя благодати, купленныя безценною кровию Спасителевою, которая на крещаемаго изливается: в сравнении тоя правды, которою грешник пред Богом оправдается: в сравнении тоя святыни, которая очищает от всех страстей: в сравнении того усыновления, чрез которое мы страннии, то есть, удаленнии от Бога и пришельцы, становимся сожители, и приснии, то есть, домашнии Богу: что в сравнении того света, действием котораго праведницы сияют яко солнце, да и солнце, которое не знает запада? Ибо облещися во Христа есть что? есть стать оправданным, освященным, непорочным, стать сыном его, и получить право наследия вечных благ. О краснейшее облачение! О достойная чад Божиих утварь!

Но чтоб нам несколько обстоятельнее узнать, каким образом мы во Христа облекаемся, или, естьли смеем сказать, облеклися уже, то, сколько время дозволить может, изъясним силу тайны крещения нашего.

Тайна крещения вопервых отверзает нам дверь в церьковь Христову, то есть, записывает нас в число благословенных христиан. Когда родился Спаситель: Кесарь Римский велел описать всю вселенную, чтоб ему точно узнать подданных своих, и число их. В то же самое время верьховный совет Божий определил описать чрез Апостолов всю вселенную, чтоб точно узнать верующих в посланнаго от него, Сына Божия, и таинственное число их. Сие записывание в число верных слуг Божиих бывает при крещении, и имя крещаемаго безсмертною Создателевою рукою вносится во оную вечную книгу, которую тайновидец Иоанн видел седмию печатьми запечатленну. О блажен тот, который сподобится, чтоб сказаны были о нем оныя слова: Побеждаяй, той облечется в ризы белые, и не имам отмыти имене его от книг животных, и исповем имя его пред Отцем моим и пред ангелы его.3 Так как напротив несчастлив есть тот и окаянен, котораго имя изгладитcя из книги живота.

Да разве сие имя благословенное, которое мы в крещении получаем, может изглажено быть? может по истинне. Для cего вонмите следующему. Тайна крещения есть и называется завет: то есть, просто сказать, договор: в сем завете, договаривающияся лицы суть кто? Бог и ты человек. Бог с своей стороны договор пишет сими от Пророка объявленными словами: Сей завет, его же завещаю дому Израилеву, по онех днех, дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу их: и буду им Бог, и тии будут мне людие, и не имать научити койждо искренняго своего, и койждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси уведят мя от мала даже и до велика их: Зане милостив буду неправдам их, и беззаконий их не имам помянути к тому.4 может ли быть обязательства сего что снисходительнее и благоутробнее, каковое сам Бог на себя приемлет для нас? но какое же и ты человек вступающий чрез крещение в сей благодати завет даешь на себя обязательство? Ты или сам, или устами родителей и восприемников своих пред лицем всея церькви, зрящу на тя самому Богу и Ангелом его, самопроизвольно говоришь: отрицаюся сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его; потом отрекшись всего сего богомерзскаго и мрачнаго служения, обращаешся на восток, и исповедуешь сердцем и усты глаголя: Сочетаваюся Христу: верую во единаго Бога Отца Вседержителя. Верую в сына Божия ради меня воплотившагося, пострадавшаго и умершаго. Верую в Духа Святаго, источника святыни моея. Верую быти един ковчег спасения, православную церьковь, которыя становлюся я членом: признаю сие действие крещения отверзающим мне вход в царство света: ожидаю воскресения мертвых, и что праведных блаженству, нечестивых и развратных людей мучению не будет конца. Вот каковое, ты христианин, в крещении приемлешь на себя обязательство!

Завет или договор тогда имеет свою силу, когда обе в договор вступившия стороны хранят верно обязательство, какое на себя приняли. Но когда одна сторона обязательство свое нарушила, тогда другая сторона обещание свое исполнять не может или нужды не имеет. Нет сумнения, чтоб Бог вступающий с нами в завет в крещении, не-был тверд и неизменен в своем обязательстве. Он есть самая истинна, и солгати не может: верен есть, Апостол вопиет, верен есть обещавый.5 Почему, естьли мы с своей стороны данное при крещении обязательство храним неизменно: благонадежны да будем, яко он данное обещание исполнит совершенно: яко будет нам Бог, будет нам утешением, помощию, покровом. Ущедрит Господь Боящихся его, яко же щедрит отец сыны.6

Теперь, понеже все мы запечатленны благословенным христианина именем в день крещения, все мы вступили в сей завет, и от того отрещися не можем; теперь в сей священный день, когда празднование крещения Господня на память приводит нам наше крещение, взойди всяк в самаго себя, в сердце свое, в совесть свою, и разсмотри с прилежанием, со вниманием: верно ли храниши ты данное тобою в крещении обязательство?

Отрекшись сатаны, не служиши ли паки ему пренебрежением о богопочтении, о благочестии, безбожием, лицемерием, расколом и суеверством? отрекшись всех дел его, не погружен ли во оных темных делах, которыя открыть некоторой остаток стыда совести не допускает? Ибо все таковыя дела называются дела тьмы, яко им предводитель есть князь тьмы.

Отрекшись всея гордыни его, не занята ли мысль твоя сим гордым искушением, чтоб презирать тебе других подобных себе, да еще притом и не думать, чтоб ты когда в делах своих должен кому дать отчет?

Сочетавшися Христу, подражаеши ли кротости его и снисхождению? или еще и не раздвоено ли сердце твое неверием, и великий пункт веры не утверждаеши ли на слабом основании немощи разсудка человеческаго?

Веруя единому Богу, Вседержителю, с такою ли жизнь твою ведешь осторожностию, чтоб уверену быть, яко на все твои дела, слова и намерения, взирает всегда оный всевидящий Вседержитель?

Веруя воскресению мертвых, так ли храниши сосуд тела своего, чтоб он мог достойным быть храмом Духа Святаго?

Ожидая жизни будущаго века, прежде онаго великаго суднаго дне не осужден ли уже ты от совести твоея?

Ежели сии твои обязательства верно ты сохранил, или и нарушенныя исправил покаянием: то слыши взывающий тебе глас Апостольский: Неси уже раб, раб страстей, но сын, сын благодати: сосуд устроен в честь и благословение.7

Да запечатлеем, православнии, сие наставление в мысли и в сердце своем, и когда узрим погружаемый животворящий Крест, действие изображающее Господне крещение: тогда приведем себе на память крещение наше и данныя в нем обязательства, да, по Апостольскому увещанию, целомудренно, в сохранении телесныя и душевныя чистоты, и праведно, во обхождении с ближними нашими, и благочестно, в служении богопочтения, поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.8 Аминь.

Сказывано в Московском Успенском соборе, 1776 года.



Оглавление

Богослужения

18 апреля 2024 г. (5 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.