СЛОВО на день крещения Господня

стр.[8]СЛОВО

НА ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

       Празднуя воспоминание крещения Господня, должно бы мне склонить слово свое к тем, кои благодати крещения принять не удостоились. – Вы, не отрожденные духом, поспешите к сему таинству; исправте поврежденную природу свою. Быв удалены от Бога, потщитесь достигнуть сего великаго блаженства, чтоб вам быть приближенными к Богу, и домашними Его. Вы наги, вы безобразны. Се царская пресветлая одежда вам с небес преподается! Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. гл. 3, ст. 27). Почто вам ожидать исполнения того страшнаго приговора, что, аще кто не родится водою и духом, не может внити во царствие Божие (Иоан. гл. 3, ст. 5).

       Ежегодно, или паче ежедневно Церковь Божия воспоминает крещение Господне. Ктоже бы из смертных столь был или ожесточен или ослеплен, чтоб не пожелал сего таинственнаго обновления, когда оное освятил своею осостр.9бою сам Сын Божий? Но оставим мы сих, яко сущих еще вне двора Христова, о коих сам великий Начальник веры изрек, яко и тыя мне подобает привести, да будет едино стадо и един пастырь (Иоан. гл. 10, ст. 16). Обратим же мы слово свое к вам.

       Но почто к вам? Вы уже сего таинства участны: вы уже отреклися сатаны и всех дел его. Вы уже сочеталися Христу: вы уже во Христа крестилися, и во Христа облеклися. О блажен ты Израилю! яко угодная Богу тебе разумна суть (Варух. гл. 4, ст. 4). Вы уже несте чужди и пришельцы; но сожители святым, и приснии Богу (Ефес. гл. 2, ст. 19). И чтоб я в похвалу и честь вашего благодатнаго состояния ни сказал, все то будет ниже, нежели, чтоб оно словами изображено быть могло.

       Так что же я, при таковом вашем положении, могу предложить вам или к утешению, или к наставлению? что? Во первых будьте благодарны Богу, за таковый неисповедимый к вам дар Его, будьте благодарны. Но как? Ежелиб кто вам даровал полезнейшую и драгоценнейшую вещь, а вы бы оную или не обращали в свою пользу, или бы оную пренебрегали, яко вещь маловажную; что сие было бы? Разве, что вы неблагодарны, или стр.10паче, что вы и не признаете благодеяния, коего цены не разумеете.

       ?Но от чего бы сие могло происходить, чтоб не разуметь столь превосходнаго благодеяния? Снесите, ежели я что нибудь скажу, хотя справедливое, но для вас оскорбительное. Вы получили здравие, но вы не знали и не чувствовали своей болезни: почему и здравие для вас ощутительно. Вы обогатилися, но вы не знали и не чувствовали, что вы бедны и нищи: почему и богатство для вас не ощутительно. Но откуду же такавое ослепление? Оттуду, о бедные Христиане! оттуду, что вы, по принятии крещения, никакой в себе особой перемены не почувствовали.

       Несчастливая, однако правда! Вы таковы же, как и все в свете люди, кои крещением не перерождены: также живете, также поступаете, как и все они. Но почто не таков Павел? Он вопиет: быхом иногда тьма, ныне же свет о Господе (Ефес. гл. 5, ст. 8). Мы ныне нова тварь о Христе (2 Кор. гл. 5. ст. 17). Почто не таковы все Апостолы? Почто не таковы Поликарпы, Василии, Григории, Иоанны, Киприаны, Амвросии, Афанасии, и другие многочисленные? Почто не таковы те, коим обещаны безчисленныя чести и богатства; или напротив, коим угрожаемо было страшными мучениями и самою смертию, ежели только стр.11отрекутся Христа? Но они, с Моисеем всем Египетским сокровищам предпочли поношение Христово (Евр. гл. 11, ст. 26): коих ни смерть ни живот, ни настоящая ни грядущая, ни высота ни глубина, ниже иная тварь кая, могли разлучить от любве Божия, яже о Христе Иисусе (Рим. гл. 8, ст. и 38, 39).

       Почто же мы не таковы? я скажу; но дайте мне слово, яко обличай премудра, и возлюбит тя. Почто не повелено давать святая псом, и не повергать драгих камней пред свиниями (Матф. гл. 7, ст. 6)? Ибо они в грязи потопчат их ногами своими. Почто? Понеже они не разумеют ни величия и пользы святыни, ни цены камней драгих. Многие Христиане приложишася скотом несмысленным и уподобишася им. Не знают цены великих даров Божиих, не разумеют сокровенной премудрости таинств Его; мало упражняются в испытании закона Господня. Когдаб столько старания и трудов, или хотя бы половину употребили на упражнение в законе Господни, сколько старания и забот употребляют на снискание времянных прибытков и суетной мирской чести и славы; то бы конечно сделалися великими Богословами, и познали бы всю цену благодеяний Божиих и таинств Его.

       стр.12Но почему же, скажет кто, суть многие ученые, и различными науками просвещенные; но столько же мало разумеют таинств Божиих, как и последние простолюдины? Для того, что мудрствуют по стихиям мира, а не по Христе (Колос. гл. 2, ст. 8); для того, что они разсуждают по началам природы, по началам человеческаго разсудка, а не по началам мудрости Божией. О несчастливые мудрецы! или не ведаете, что якоже отстоит небо от земли, тако отстоят помышления человеческия от мыслей Божиих (Исаии гл. 55, ст. 9)? Все превратно и в общей и в человеческой природе, все тьмою покрыто. Малое нечто из сего узнав человек, делается надменным, и почитает себя все знающим, хотя ничего точнаго и спасительнаго не познал. Разум кичит, вопиет Павел, а любы созидает. – Любы, говорит, созидает (1 Кор. гл. 8, ст. 1).

       Сие решит то возражение, которое могут мира сего мудрецы предложить, что когда мысли Божии столько отстоят от мудрований человеческих, сколько отстоит небо от земли; то каким же образом могли их знать те, кои ни дольняго учения, ни отличнаго просвещения не имеют? Сие решится тем, что разум кичит, а любы созидает. То есть, что стр.13для познания таинственных мыслей Божиих, не столько потребны науки, и мирское просвещение, сколько укрощение страстей, непорочность нравов и чистое сердце. Блажени, сказано, чистии сердцем, а не многоученые умом, чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Матф. гл. 5, ст. 8)?

       А в Боге, яко в светлом зерцале откроются им и все таинственныя истины. Сею-то сердца чистотою одаренным и таинственная крещения сила есть открыта: и они сей благословенный день празднуют с восторгом им единым, да Богу известным.

       Будьте и вы таковы, о Христиане! и вы узнаете, сколь велико есть отрождение ваше, колико есть величие таинства крещения вашего, коль драгоценен есть дар Божия к вам благодеяния. Вы празднуя сей день, не будете почитать себя на земли, но на небеси: яко уверитесь, что вы чрез крещение стали гражданами не мирскими, но небесными; что вам отверста дверь в небеса, и открыт свободный вход к сияющему вечною славою престолу Божию. Аминь.

       Говорено в Чудове 1803 года.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.