Сей день приводит на память нам бывшее отечества нашего несчастие. Но можем мы оное предать уже забвению: ибо по благому устроению Промысла Божия, течение вещей совсем переменилось. По прошествии оной бури, с самаго того времяни наступило прекрасное ведро. Слава России, хотя постепенно, но быстро, начала возрастать, и дотоле возвышалась, доколе взошла ныне на высочайший верх свой. Но и соседственная страна, толико враждовавшая нам, от праведныя судьбы восприяла отмщение; да и в едино с нами тело чудным образом соединилася.
Но зрите еще и большее чудо. Самая та Царская отрасль, от злоковарныя руки увядшая, что и всем бывшим преобращениям подало случай; самая та Царская отрасль дивно, яко крин, процвела в дому Божием. Се мы днесь и благоуханием ея наслаждаемся, и насыщаемся плодами напоенными кровию мученическою. Был он Царский сын на земли; ныне присвоен во усыновление Царем небесным. И ежели слово Божие о всех праведных утверждает, что они вкупе с Богом сядут на престоле; то не можем усумниться, чтоб и празднуемый нами Царевичь сея великия чести удостоен не был. А посему и видим чудную измену десницы Вышняго: ибо тоже можем о нем сказать, что сказал целомудренный Иосиф братьям своим: вы совещасте на мя злая; Бог же совеща о мне во благая (Быт. гл. 50, ст. 20).
Видя таковое чудное мудраго устроения Божия дело, одолжаемся вечно прославлять благость Господню к отечеству нашему, и никогда не преставать всеусерднейшее приносить ему благодарение. Ибо были бы мы нечувственнее всех тварей, ежелибы получив таковыя и толикия от Промысла Божия благодеяния, не к единому человеку, но ко всему отечеству, к пространнейшей в свете стране, ко многим миллионам людей; ежелибы получив толикия благодеяния остались неблагодарными.
Но чем изъявим мы благодарность свою? Сие-то размышление требует всего уважения и внимания нашего. Известно, что благодарность не состоит в одних словах, но в делах; не в устном чьих нибудь благодеяний проповедании, но в сердечном признании; не в одном только благодеяний получении, но в благоразумном и полезном их употреблении. Заметим сие одно, что благодарность должна состоять в благоразумном и полезном употреблении полученных благодеяний: ибо из сего последуют, и сердечное признание и дела самыя.
Сказали мы, что после бывшей в отечестве нашем бури, тотчас наступило ведро, и с самаго того времени слава России начала возрастать, доколе ныне уже взошла на высочайший свой степень. Но не просто должны мы произносить сие слово, слава: ибо многие могут разныя об ней иметь понятия. Слава России с того времени доселе состоит в том, яко корень Царский твердо укрепился, и от сего благословеннаго древа златыя ветви до ныне процветают. Царствующий над нами днесь Государь ПАВЕЛ I есть онаго древа отрасль благодатная. Сия слава есть истинная и великая. Ибо самый тот случай, который мы воспоминаем в нынешнем праздновании, весьма ясно доказывает, коликое несчастие всему отечеству может причинить пресечение Царскаго корене.
Слава России с того времяни доселе состоит в том, яко воинство стало благоустройнее и мужественнее. Доказывают то почти непрерывныя над врагами победы и торжества. Сия слава есть великая, не по единой всюду разливающейся громкости и удивлению; но паче, что она предохраняет от всяких вражеских покушений, и внутри утверждает мир и тишину. Следствие сея славы есть разширение государственных пределов. Слава сия есть изящная, яко более подает рук ко устроению общаго блага; но еще она есть большая, егда присоединяемые народы из рабства и притесненной жизни, входят в законную свободу, и вкупе с своими победителями начинают жить выгоднее и спокойнее.
Слава России с того времени доселе состоит в том, что она стала просвещеннее. Открылись многия полезныя знания и науки. Разширили они круг познания человеческаго; изострили разум, довели оный до испытания различных во всяком роде истинн, и прогнали невежество; толико во многом вредное. Следствием сего было изобретение, или усовершенствование многих художеств, рукоделий и промыслов. Сия слава есть великая; ибо она много споспешествует нуждам жизни нашея, ежели не производит пагубнаго следствия, роскоши. А просвещение, ежели оно истинное, предохраняет от многих заблуждений, суеверий и развратов; ежели также оно столь щастливо, что во зло не обращается.
Слава России с того времени доселе состоит в том, что она стала всякаго рода богатством изобильнее. Сие есть благословение Божие, дабы мы жили в довольстве, без нужды и оскудения; особливо, ежели мы столько благоразумны, что во всем умеем сохранить умеренность, и делать из богатства употребление нужное и полезное. А напротив глад и во всем недостаток почитается наказанием небесным. И хотя Россия всегда была земля кипящая медом и млеком; но при умножении просвещения и при мирном времени изобильнее открылись ея источники.
Таковая России слава, ежели когда, то наивящше открылась с того несчастливаго времени, которое воспоминаем мы, и достигла ныне высоты своей. Она поистинне есть великая, и не мечтательная, но истинная.
Однако еще не сказали мы о другой славе, которая изчисленных нами слав, не только есть большая; но и должна почитаться всех их основанием. Не сказано же нами доселе о сей славе для того, что она требует выразительнейшаго и свободнейшаго слова. Сия слава есть слава благочестия и благонравия. Важность славы сея уже сама по себе видима. Ибо что будет слава мужества, наук и художеств, всякаго изобилия, ежели все то не будет основано на благочестии и благонравии? Мужество обратится в дерзость, и будет управляемо не видами истинныя пользы, но часто одними мечтаниями тщетныя славы. Просвещение обратится в различныя своевольныя мудрования, и запутавшись в оных, совсем удалится от прямыя истины. Богатство обратится в роскошь и в сладострастие, и рачитель оныя утыет, отолстеет, разширеет и забудет Бога спасающаго его; а художества и рукоделия послужат только к сему вредными орудиями.
О несчастие рода человеческаго! Чего бы более желать, как довольства, во всем изобилия и мирных времен? Какое может и должно быть сильнейшее побуждение к тому, чтоб быть нам благочестивыми и благонравными, как естьли Бог оными от своих щедрот дарами благословляет нас? Но часто выходит противное тому. Часто несчастие нас в чувство приводит и исправляет более, нежели счастие. В счастии мы часто возносимся, тщеславимся, роскошествуем, суемудрствуем, разленяемся, и совсем разслабляем свои силы телесныя и душевныя; а чрез то пренебрегаем благочестие, и теряем благонравие. А в несчастии напротив смиряемся, узнаем свои проступки и прегрешения, в оных раскаеваемся и сокрушаемся, более храним умеренность и воздержание, более трудимся, более работаем, усерднее прибегаем к Богу, и узнав суету мира сего, более помышляем о вечной славе.
Сию истину и опыты всегдашние доказывают, и слово Божие свидетельствует. Сказав оно о человеке, в прохладе живущем, яко уты, утолсте, разшире и забы Бога спасающаго его (Второз. гл. 32, ст. 15). Сказав сие, прилагает: егда же убиваше их, тогда взыскаху Его и утренневаху к Богу (Псал. гл. 77, ст. 34). Свидетелем тому суть все первенствующие Христиане. Никогда Церковь лучших по благочестию и добронравию Христиан не видела, как егда они были под гонением и под крестом. Но и предки наши, знаменитые Россиане, жившие в смутныя времена, ежели совершенно не достигли тех слав, кои мы изчислили, и коими мы ныне превозносимся; но славою благочестия и благонравия едва ли не могут взять пред нами преимущество. Мужеством всегда Россиане отличалися. Просвещение их, да и просвещение истинное, состояло в том, что они твердо хранили веру и усердно исполняли заповеди Господни. Богатство же поставляли в умеренном себя содержании, и в добром онаго употреблении; а сих многоразличных и хитростных роскоши изобретений не знали, да и гнушалися ими. Ежели бы они в чем, относительно до нравов, были и недостаточны, могли бы они извиниться самым тогдашним учености недостатком. Но мы, при толиком открывшемся просвещения и различных знаний свете, чем уже извиниться можем?
О Россиане! о славные Россиане! воздадите славу Богу! изъявите Ему свою благодарность хранением благочестия и благонравия, за толикия излиянныя от Него на вас дары! Да и будьте точно уверены, что слава мужества, учености, изобилия не иначе могут в целости сохранены быть, разве когда они будут утверждаться на славнейшем всех основании, благочестия и добронравия. Аминь.
Говорено в Москве, в Архангельском Соборе, 1798 года, Маия 15 дня.
18 апреля 2024 г. (5 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра