на день Царевича Димитрия

СЛОВО

НА ДЕНЬ ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ

       Сей день приводит на память нам бывшее отечества нашего несчастие. Но можем мы оное предать уже забвению: ибо по благому устроению Промысла Божия, течение вещей совсем переменилось. По прошествии оной бури, с самаго того времяни наступило прекрасное ведро. Слава России, хотя постепенно, но быстро, начала возрастать, и дотоле возвышалась, стр. 42доколе взошла ныне на высочайший верх свой. Но и соседственная страна, толико враждовавшая нам, от праведныя судьбы восприяла отмщение; да и в едино с нами тело чудным образом соединилася.

       Но зрите еще и большее чудо. Самая та Царская отрасль, от злоковарныя руки увядшая, что и всем бывшим преобращениям подало случай; самая та Царская отрасль дивно, яко крин, процвела в дому Божием. Се мы днесь и благоуханием ея наслаждаемся, и насыщаемся плодами напоенными кровию мученическою. Был он Царский сын на земли; ныне присвоен во усыновление Царем небесным. И ежели слово Божие о всех праведных утверждает, что они вкупе с Богом сядут на престоле; то не можем усумниться, чтоб и празднуемый нами Царевичь сея великия чести удостоен не был. А посему и видим чудную измену десницы Вышняго: ибо тоже можем о нем сказать, что сказал целомудренный Иосиф братьям своим: вы совещасте на мя злая; Бог же совеща о мне во благая (Быт. гл. 50, ст. 20).

       стр. 43Видя таковое чудное мудраго устроения Божия дело, одолжаемся вечно прославлять благость Господню к отечеству нашему, и никогда не преставать всеусерднейшее приносить ему благодарение. Ибо были бы мы нечувственнее всех тварей, ежелибы получив таковыя и толикия от Промысла Божия благодеяния, не к единому человеку, но ко всему отечеству, к пространнейшей в свете стране, ко многим миллионам людей; ежелибы получив толикия благодеяния остались неблагодарными.

       Но чем изъявим мы благодарность свою? Сие-то размышление требует всего уважения и внимания нашего. Известно, что благодарность не состоит в одних словах, но в делах; не в устном чьих нибудь благодеяний проповедании, но в сердечном признании; не в одном только благодеяний получении, но в благоразумном и полезном их употреблении. Заметим сие одно, что благодарность должна состоять в благоразумном и полезном употреблении полученных благодеяний: ибо из сего последуют, и сердечное признание и дела самыя.

       стр. 44Сказали мы, что после бывшей в отечестве нашем бури, тотчас наступило ведро, и с самаго того времени слава России начала возрастать, доколе ныне уже взошла на высочайший свой степень. Но не просто должны мы произносить сие слово, слава: ибо многие могут разныя об ней иметь понятия. Слава России с того времени доселе состоит в том, яко корень Царский твердо укрепился, и от сего благословеннаго древа златыя ветви до ныне процветают. Царствующий над нами днесь Государь ПАВЕЛ I есть онаго древа отрасль благодатная. Сия слава есть истинная и великая. Ибо самый тот случай, который мы воспоминаем в нынешнем праздновании, весьма ясно доказывает, коликое несчастие всему отечеству может причинить пресечение Царскаго корене.

       Слава России с того времяни доселе состоит в том, яко воинство стало благоустройнее и мужественнее. Доказывают то почти непрерывныя над врагами победы и торжества. Сия слава есть великая, не по единой всюду разливающейся громкости и удивлению; но паче, что она предохраняет от всяких вражеских покушений, и внутри утверждает стр. 45мир и тишину. Следствие сея славы есть разширение государственных пределов. Слава сия есть изящная, яко более подает рук ко устроению общаго блага; но еще она есть большая, егда присоединяемые народы из рабства и притесненной жизни, входят в законную свободу, и вкупе с своими победителями начинают жить выгоднее и спокойнее.

       Слава России с того времени доселе состоит в том, что она стала просвещеннее. Открылись многия полезныя знания и науки. Разширили они круг познания человеческаго; изострили разум, довели оный до испытания различных во всяком роде истинн, и прогнали невежество; толико во многом вредное. Следствием сего было изобретение, или усовершенствование многих художеств, рукоделий и промыслов. Сия слава есть великая; ибо она много споспешествует нуждам жизни нашея, ежели не производит пагубнаго следствия, роскоши. А просвещение, ежели оно истинное, предохраняет от многих заблуждений, суеверий и развратов; ежели также оно столь щастливо, что во зло не обращается.

       стр. 46Слава России с того времени доселе состоит в том, что она стала всякаго рода богатством изобильнее. Сие есть благословение Божие, дабы мы жили в довольстве, без нужды и оскудения; особливо, ежели мы столько благоразумны, что во всем умеем сохранить умеренность, и делать из богатства употребление нужное и полезное. А напротив глад и во всем недостаток почитается наказанием небесным. И хотя Россия всегда была земля кипящая медом и млеком; но при умножении просвещения и при мирном времени изобильнее открылись ея источники.

       Таковая России слава, ежели когда, то наивящше открылась с того несчастливаго времени, которое воспоминаем мы, и достигла ныне высоты своей. Она поистинне есть великая, и не мечтательная, но истинная.

       Однако еще не сказали мы о другой славе, которая изчисленных нами слав, не только есть большая; но и должна почитаться всех их основанием. Не сказано же нами доселе о сей славе для того, что она требует выразительнейшаго и свободнейшаго слова. Сия слава есть слава благочестия и благонравия. стр. 47Важность славы сея уже сама по себе видима. Ибо что будет слава мужества, наук и художеств, всякаго изобилия, ежели все то не будет основано на благочестии и благонравии? Мужество обратится в дерзость, и будет управляемо не видами истинныя пользы, но часто одними мечтаниями тщетныя славы. Просвещение обратится в различныя своевольныя мудрования, и запутавшись в оных, совсем удалится от прямыя истины. Богатство обратится в роскошь и в сладострастие, и рачитель оныя утыет, отолстеет, разширеет и забудет Бога спасающаго его; а художества и рукоделия послужат только к сему вредными орудиями.

       О несчастие рода человеческаго! Чего бы более желать, как довольства, во всем изобилия и мирных времен? Какое может и должно быть сильнейшее побуждение к тому, чтоб быть нам благочестивыми и благонравными, как естьли Бог оными от своих щедрот дарами благословляет нас? Но часто выходит противное тому. Часто несчастие нас в чувство приводит и исправляет более, нежели счастие. В счастии мы часто возносимся, тщестр. 48славимся, роскошествуем, суемудрствуем, разленяемся, и совсем разслабляем свои силы телесныя и душевныя; а чрез то пренебрегаем благочестие, и теряем благонравие. А в несчастии напротив смиряемся, узнаем свои проступки и прегрешения, в оных раскаеваемся и сокрушаемся, более храним умеренность и воздержание, более трудимся, более работаем, усерднее прибегаем к Богу, и узнав суету мира сего, более помышляем о вечной славе.

       Сию истину и опыты всегдашние доказывают, и слово Божие свидетельствует. Сказав оно о человеке, в прохладе живущем, яко уты, утолсте, разшире и забы Бога спасающаго его (Второз. гл. 32, ст. 15). Сказав сие, прилагает: егда же убиваше их, тогда взыскаху Его и утренневаху к Богу (Псал. гл. 77, ст. 34). Свидетелем тому суть все первенствующие Христиане. Никогда Церковь лучших по благочестию и добронравию Христиан не видела, как егда они были под гонением и под крестом. Но и предки наши, знаменитые Россиане, жившие в смутныя времена, ежели соверстр. 49шенно не достигли тех слав, кои мы изчислили, и коими мы ныне превозносимся; но славою благочестия и благонравия едва ли не могут взять пред нами преимущество. Мужеством всегда Россиане отличалися. Просвещение их, да и просвещение истинное, состояло в том, что они твердо хранили веру и усердно исполняли заповеди Господни. Богатство же поставляли в умеренном себя содержании, и в добром онаго употреблении; а сих многоразличных и хитростных роскоши изобретений не знали, да и гнушалися ими. Ежели бы они в чем, относительно до нравов, были и недостаточны, могли бы они извиниться самым тогдашним учености недостатком. Но мы, при толиком открывшемся просвещения и различных знаний свете, чем уже извиниться можем?

       О Россиане! о славные Россиане! воздадите славу Богу! изъявите Ему свою благодарность хранением благочестия и благонравия, за толикия излиянныя от Него на вас дары! Да и будьте точно уверены, что слава мужества, учености, изобилия не иначе могут в целости сохранены быть, разве когда они будут стр. 50утверждаться на славнейшем всех основании, благочестия и добронравия. Аминь.

       Говорено в Москве, в Архангельском Соборе, 1798 года, Маия 15 дня.



Оглавление

Богослужения

18 апреля 2024 г. (5 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.